Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский Союз

 

Европейский союз создан в результате интеграции Европейских сообществ (Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Евроатома) и интеграции государств-членов этих организаций в единое межгосударственное объединение. Целями ЕС являются: общий рынок во всех сферах сотрудничества, единое экономическое, валютное и правовое пространство, обеспечивалось свободное перемещение товаров, работ, услуг и лиц. Кроме того, для достижения Общего рынка учрежден Таможенный союз, определяющий внешние таможенные границы и ликвидирующий внутренние таможенные границы.

С момента своего возникновения западноевропейская интеграция характеризовалась заметной тенденцией к организационно-правовому сплочению, что в конечном итоге привело к созданию единых органов трех международных организаций. Уже в день заключения учредительных актов ЕЭС и Евратома была подписана Конвенция, касающаяся некоторых общих органов, которая объединила, во-первых, две ассамблеи – ЕЭС и Евратома – с Ассамблеей ЕОУС, а во-вторых, два «новорожденных» суда этих международных организаций – с судом, который к тому времени функционировал в рамках ЕОУС.

Европейский Союз, его право и его институционная система до сих пор находятся в процессе развития и становления. До настоящего времени это обуславливается значительным числом актов первичного и вторичного права. Анализируя учредительные договоры начиная с Парижского договора 1951 г. и заканчивая Конституцией Европейского Союза, можно сделать вывод, что все изменения и дополнения касались исключительно углубления процессов интеграции. Так, например, Единый Европейский Акт расширил цели Сообществ тем, что закрепил тенденции к расширению сферы ведения, реформировал деятельность институтов и расширил их компетенцию, юридически закрепил тенденцию к гармонизации права ЕС и национальных правовых систем, учредил Экономический и Валютный Союзы.

Необходимо отметить тот факт, что Единый Европейский Акт был основой и подготовительным этапом для создания Европейского Союза, следствие такой подготовки и явилось принятие в 1992 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе. В основе данного договора лежала единственная задача: усиление интеграционных процессов. Проводя анализ статьи В данного договора можно сделать вывод, что государства ставят перед собой задачу обеспечить интегративное сотрудничество во всех без исключения сферах, «путем создания пространства без внутренних границ». В Союзе действует единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения целей. Тем не менее, в основу создания институционной системы Европейского Союза было положено обеспечение независимости органов и институтов от государств-членов.

В связи с увеличением числа участников и сфер деятельности Европейского Союза встала необходимость в реформировании правовой системы, итогом чего явилось заключение и вступление в силу в 1999 г. Амстердамского договора. Реформы коснулись непосредственно институционной системы ЕС, было уделено внимание защите прав и свобод человека, а также интеграция Шенгенских соглашений в систему права ЕС, и как следствие их реализация была подчинена Суду Европейский Сообществ. В 2001 г. был подписан Ниццский договор, вносящий изменения в Договор о Европейской Союзе и Договоры о Европейских Сообществах. Основной задачей данного договора являлась перестройка (трансформация) институционного механизма, обеспечение защиты интеграции, регулирование вопросов юрисдикции, вносит изменения в механизм осуществления общей внешней политики и особенно политики безопасности, а также сотрудничества полиций и судов. Кроме того, Ниццский договор в качестве приложения включал Декларацию № 23, в которой содержался призыв к проведению широкой дискуссии о будущем Европейского Союза. В частности, должны были быть получены ответы на вопросы об уточнении и более точном разграничении полномочий между Европейским Союзом и государствами-членами, определении статуса Хартии об основных правах, упрощении текстов учредительных договоров без изменения их смысла, о роли национальных парламентов в европейской архитектуре.

Конституция Европейского Союза также расширяет цели и задачи ЕС в сфере углубления интеграционных процессов, закрепляя следующие основные принципы функционирования:

- сбалансированное сочетание развития интеграционных процессов и уважение национальной идентичности государств;

- сбалансированное распределение суверенных прав государств-членов и полномочий органов ЕС;

- согласованность принимаемых органами ЕС решений с конституционными положениями государств-членов;

- сочетание межнациональных и наднациональных, пропорционального и субсидиарного элементов в организации и деятельности органов ЕС.

За время развития западноевропейской интеграции институционная система ЕС претерпела значительные изменения как с точки зрения формы, так и содержания. Система органов отличается редкой динамичностью для бюрократического аппарата, который является крупнейшим в мире. Со временем в ней появляются новые учреждения, а роль и функции существенно модифицирются. Вся система отражает в своем развитии перераспределение полномочий между Сообществами и Европейским Союзом и одной стороны, и государствами-членами – с другой. В рамках Европейского Союза действует единая институционная система, которая выступает в двух лицах одновременно: она управляет делами Сообщества (первая составляющая Евросоюза) и в очень большой мере задействована в двух других составляющих – в системе внешнеполитического сотрудничества в области внутренних дел и юстиции.

Институционная система ЕС состоит из:

- институтов – это руководящие органы, в большей мере осуществляющие публичную власть. Наделены властными полномочиями, через которые ЕС реализует суверенные права, переданные ему государствами-членами. Являются постоянно действующими: Европарламент, Совет, Комиссия, Счетная палата;

- органов – это органы не наделенные властными полномочиями. К ним относят Суд Европейских сообществ, Европейский Совет;

- вспомогательных органов в функции которых входит облегчение и сопровождение деятельности институтов Экономический и социальный совет, КОРЕПЕР, Совет регионов.

Можно выделить следующие характеристики институтов Союза:

- наделяются исключительно делегированными полномочиями, что означает, что у них нет полномочий общего характера. Им вручены исключительно специальные полномочия, конкретизируемые от случая к случаю учредительными договорами так, что каждое полномочие института носит производный характер от определенных суверенных прав государств-членов. Этим обуславливается принцип субсидиарности, которые означает, что институты ЕС осуществляют полномочия производного или второстепенного характера по отношению к суверенным правам государств-членов.

- объем полномочий ограничен п. 1 ст. 7 Договора А. ред. «каждый институт действует в пределах полномочий, которыми он наделяется в соответствии с настоящим договором»;

- принцип равновесия (каждый институт действует в рамках своих полномочий и не вмешивается в деятельность другого за исключением, предусмотренным в договорах), выработанный Судом ЕС.

Правоотношения между институтами, а также между институтами и государствами-членами могут быть сведены к двум полномочиям: права принимать решения и права контролировать их исполнение. Своеобразие ЕС заключается в том, что в его институционной структуре каждый из институтов получил свою долю от каждой из двух указанных функций:

- полномочия принимать решения распределяются между Комиссией, Советом и Европарламентом;

- контрольные полномочия осуществляются:

1) Комиссией (контроль за исполнением государствами-членами, либо частными лица норм права Сообществ),

2) Европарламентом (политический контроль за деятельностью Совета и Комиссии),

3) Счетной палатой (финансовый контроль за деятельностью институтов и государств-членов),

4) Судом ЕС (наблюдение за единообразным применением норм права ЕС институтами, государствами-членами и частными лицами).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБСЕ: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности | Совет Европы: органы, основные направления деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.