Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Внешнеторговая политика

Вопрос 3. Развитие теорий международной торговли

Вопрос 2. Нетрадиционные подходы

Вопрос 1. Ограниченность классических теорий

Общей слабой стороной их всех яв­ляется то, что для того, чтобы они под­тверждались практикой, требуется со­блюдение многочисленных ограниче­ний и допущений. В реальной жизни, разумеется, поставить «чистый экспе­римент» удается очень редко. Статис­тические данные приходится очищать от многочисленных наслоений только для того, чтобы удовлетворить много­численным допущениям, на которых основываются теории международной торговли. Но даже когда и удается по­лучить в результате многочисленных и весьма усложненных пересчетов необ­ходимую статистику, эмпирическая проверка теорий, как, например, в слу­чае с парадоксом Леонтьева, далеко не всегда подтверждает их истину.

Поэтому экономисты второй полови­ны XX столетия продолжают активный поиск новых теорий, объясняющих раз­личные аспекты международной тор­говли. Отталкиваясь от классических теорий, новейшие теории идут одним из следующих направлений:

• развивают принципы классичес­ких теорий, распространяя их на боль­шее количество товаров, стран и фак­торов производства и показывая, что, несмотря на увеличение количества переменных, основные постулаты тео­рии остаются справедливыми (теории специфических факторов производства);

• не подвергая сомнению справедли­вость классических теорий в целом, изучают отдельные стороны междуна­родной торговли, которые не покрыты ими либо в силу умышленно сделанных авторами допущений и абстракций, либо в силу недостатков самих теорий. Современные экономисты разработали новые модели и доказали ряд теорем, которые позволили ответить на многие вопросы, оставленные открытыми клас­сическими теориями (теории распре­деления доходов от международной торговли, теория пересекающегося
спроса);

• наконец, некоторые новейшие тео­рии утверждают, что классические тео­рии не объясняют современную между­народную торговлю и нуждаются в замене новыми теориями (теория эффекта масштаба, модель внутриот­раслевой международной торговли, динамические модели международной торговли).

Если обозначить теорию абсолютных преимуществ (АП), теорию сравнитель­ных преимуществ (СП) и теорию соотношения факторов производства (СФП), то схема развития классических теорий современными экономистами выглядит следующим образом. Для объяснения современной меж­дународной торговли зачастую вполне достаточно оказывается лишь несколь­ко развить классические теории, но в некоторых случаях требуются и совер­шенно новые теории.

В основной своей части новейшие подходы развивают теорию междуна­родной торговли со стороны предложе­ния и в основном представляют собой вариации на темы классической теории абсолютных сравнительных преиму­ществ Смита—Рикардо и теории соот­ношения факторов производства Хекшера—Олина. Классические теории в целом работают и при увеличении свы­ше двух числа факторов производства, торгуемых товаров и торгующих стран, при учете транспортной составляющей в торговле наличия тарифов и других барьеров на пути торговли, при сущес­твовании различий вкусов предпочте­ний потребителей в различных странах.

Теории специфических факторов производства, теорема Столпера—Самуэльсона и теорема Рыбчинского, тео­рия взаимного спроса, теория реверса факторов производства, теорема и кле­точная диаграмма выравнивания цен на факторы производства и другие теории развивают отдельные направления клас­сических теорий, отнюдь не отрицая их. Более того, эта группа новейших теорий доказуема только исходя из предпосыл­ки справедливости классических тео­рий, из которых они вытекают.

Наконец, теории эффекта масштаба, технологического роста и цикла жизни товара в международной торговле, внут­риотраслевой торговле, несовершенной конкуренции и некоторые другие испо­ведуют принципиально новые, отлич­ные от классических, подходы к объяс­нению международной торговли. Они практически отрицают классические модели, полагая их приемлемыми во время их создания, но несовременными и не могущими объяснить сложную структуру международной торговли се­годня. Если новейшие теории междуна­родной торговли, развивающие классические теории или вытекающие из них, рассматривают международную торгов­лю преимущественно со стороны пред­ложения товаров, то новейшие теории, отрицающие классические, в равной степени уделяют внимание и предложе­нию, и спросу на товары в международ­ной торговле.

Итак, новейшие теории международ­ной торговли либо развивают принци­пы классических теорий, распростра­няя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны междуна- родной торговли, которые по каким-либо причинам остались необъяснен­ными классическими теориями. Эти две группы новейших теорий рассматрива­ют международную торговлю преиму­щественно со стороны предложения то­варов. Третья группа теорий полностью отрицает классические теории, объяв­ляя их устаревшими, и предлагает со­бственное объяснение международной торговли. Эта группа теорий обычно в равной степени уделяет внимание ана­лизу предложения и спроса на товары в международной торговле.

Допущения классических теорий Что, если Какой теорией объясняется Авторы
1. Существует толь­ко один фактор производства — труд       Факторов производ­ства больше     Теория соотноше­ния факторов про­изводства Хекшер — Один
2. Существуют толь­ко две страны, только два товара и только два фак­тора производст­ва   Стран и товаров больше, чем два Теория сравни­тельных преиму­ществ, распростра­ненная на большее количество стран и товаров Рикардо — Саму-эльсон
      Факторов больше, чем два Теория соотноше­ния факторов про­изводства, рас­пространенная на большее количест­во факторов Хекшер — Олин
3. Различий в наде- ленности стран факторами про­изводства не су­ществует   Обеспеченность стран факторами производства не­одинакова Теория соотноше­ния факторов про­изводства, рас­пространенная на большее количест­во факторов Хекшер — Олин
4. Технология оди­накова в разных странах     Страны использу­ют различную тех­нологию Теория соотноше­ния факторов про­изводства, если технология рас­сматривается как фактор производ­ства Хекшер — Олин
Технология изме­няется с течением времени     Теория технологи­ческого разрыва Познер (1961 г.)
Теория жизненного цикла товара Верной (1966 г.) 1
5. В обеих странах товар 1 является трудоемким, а то­вар 2 — капита­лоемким   Один И тот же то­вар является тру­доемким в трудо-насыщенной стра­не, но капиталоем­ким в капиталона-сыщенной стране Теория реверса факторов произ­водства Минхас (1962 г,), | Болл (1966 г.)
6. Отсутствует эф­фект масшта­ба — увеличение в обеих странах затрат факторов производства на определенную ве­личину ведет к росту производ­ства товаров на эту же величину   Имеет место эф­фект масштаба, в результате которо­го рост затрат фак­торов на опреде­ленную величину приводит к боль­шему росту произ­водства Модель эффекта масштаба приме­нительно к между­народной торговле Кэмп (1964 г.), Кругман (1979 г.)  
7. Полной специа­лизации каждой из стран на про­изводстве опреде­ленного товара не существует   Каждая страна специализируется на производстве товара, по которо­му она имеет отно­сительное преиму­щество Теория сравни­тельных преиму­ществ Смит, Рикардо  
          Клеточная диаг­рамма выравнива­ния цен на факто­ры производства Эджуорт  
8. Вкусы и предпоч­тения потребите­лей в обеих стра­нах одинаковы   Вкусы и предпоч­тения различны, но не настолько, чтобы отбить вся­кую охоту к взаим­ной торговле Теория соотноше­ния факторов про­изводства Хекшер — Олин  
      Вкусы и предпоч­тения сильно раз­личаются Теория реверса спроса      
9. Существует со­вершенная кон­куренция на рын­ке обоих товаров и на рынке обоих факторов произ­водства, то есть факторы произ­водства использу­ются оптимально   Конкуренция несо­вершенная, сущес­твуют монополии Теория внутриот­раслевой торговли Баласса  
10. Факторы произ­водства обладают абсолютной внут­ренней мобиль­ностью, то есть могут без огра­ничения переме­щаться между различными от­раслями, но не между странами   Один из факторов является специфи­ческим для кон­кретной отрасли и не может передви­гаться между от­раслями Теория специфи­ческих факторов Самуэльсон — Джонс  
  Факторы могут пе­редвигаться между странами Теорема выравни­вания цен на фак- торы производства Хекшер — Олин — Самуэль- сон      
И, Транспортных издержек, тари­фов, квот и дру- гих препятствии на пути мировой торговли не су- ществует   Транспортные издержки, тари­фы и квоты су- ществуют Теория соотноше­ния факторов про­изводства с учетом транспортной и иных составляю- щих   Хекшер — Олин      
12. Все факторы про­изводства в обеих странах использу- ются полностью, и наделенность страны некоторой комбинацией ре­сурсов рассмат-   ривается как раз и навсегда дан­ное   Ресурсы, и особен­но трудовые ресур­сы, используются неполностью, су­ществует безрабо- тица Теория соотноше­ния факторов про­изводства приме- нительно к разви­тым странам, кро- ме случаев эконо­мического спада     Хекшер — Олин      
13. Международная торговля между двумя странами сбалансирована   Торговля несбалан­сирована, и страна вынуждена импор­тировать некоторую часть товаров, по которым у нее есть сравнительное пре­имущество, из-за рубежа Теория соотноше­ния факторов про­изводства, пос­кольку торговый дисбаланс обычно не составляет су- щественной доли внп Хекшер — Олин |  
14. Издержки произ­водства остаются постоянными, а их снижение уве- личивает спрос на товар   Издержки произ­водства растут Стандартная мо­дель международ- ной торговли Эджуорт, Хэберлер  
15. Цена одного то­вара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого .   Цена зависит от совокупного спроса на товар Теория взаимного спроса Милль, Маршалл    
16. Внешняя торгов­ля не влияет на распределение доходов внутри страны, колеба­ния цен и зара­ботной платы от­сутствуют         Внешняя торговля оказывает влияние на распределение доходов внутри страны     Теория соотноше­ния факторов про­изводства Хекшер — Олин  
Теория специфи­ческих факторов Самуэльсон — Джонс  
Теорема роста цен факторов произ­водства Столпер— Саму­эльсон  
Теорема воздейст­вия роста факто­ров на производст­во в отраслях Рыбчинский  
                           

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Альтернативные теории международной торговли | Тема 8. Международное движение капитала и международное кредитование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.