Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Международная валютно-финансовая система

Вопрос 3. Этапы интеграции

Вопрос 2. Цели интеграции

Вопрос 1. Предпосылки интеграции

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму меж­государственных соглашений и согласо­ванно регулируемый межгосударствен­ными органами.

Предпосылки интеграции следующие:

Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударствен­ная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо меж­ду развивающимися странами,. Даже в рамках индустриальных и в рамках раз­вивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на при­мерно одинаковом уровне экономичес­кого развития.

Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей.. Большинство интеграци­онных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, располо­женных на одном континенте, в непо­средственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке.

Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д. Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующими­ся странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной
экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что тре­бует введения общей валюты.

Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят поло­жительные экономические сдвига (ус­корение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.) у что оказывает определенное пси­хологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.

«Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, свя­занные с переориентацией экономичес­ких связей стран, входящих в группи­ровку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации.; Некоторые из них, даже не имея существенного первичного инте­реса в интеграции, высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грационным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамерикан­скими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Севе­роамериканскую зону свободной тор­говли — НАФТА.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи.

Использование преимуществ эко­номики масштаба. Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятель­ные производства, удовлетворяющие их потребности.

Создание благоприятной внеш­неполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаи­мопонимания и сотрудничества участ­вующих стран в политической, воен­ной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проб­лемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, под­крепленных взаимными экономичес­кими обязательствами, является важ­нейшим политическим приоритетом.

Решение задач торговой полити­ки. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торго­вых переговоров в ВТО.

Содействие структурной пере­стройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок.

Поддержка молодых отраслей на­циональной промышленности. Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровняобщего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз (ЭС), который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции - политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами над государственным органам.

Если в результате образования та­моженного союза возникает только эф­фект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на сво­бодной от таможенных ограничений ос­нове, возрастают и благосостояние всех стран — как участвующих, так и не участвующих в интеграции — повыша­ется. Если в результате образования та­моженного союза возникает эффект от­клонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухуд­шится, а стран-участниц либо ухудшит­ся, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам пре­взойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклоне­ния торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо полити­ки свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

Наиболее развитой интеграцион­ной группировкой в мире является Европейский союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел все ос­новные этапы интеграционного процес­са и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствова­ния экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода пере­движения товаров и всех факторов про­изводства, проводится единая внешне­торговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энерге­тики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС намерены пе­рейти к единой валюте и единому центральному европейскому банку. Для управления ЕС созданы межгосудар­ственные представительные, исполни­тельный и судебные органы, наделен­ные некоторыми наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Международная экономическая интеграция | Тема 13. Валютный курс и его регулирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.