Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие административного процесса, принципы и особенности




Административный процесс

(Административное процессуальное право.)

Одной из форм государственного управления является административный процесс (неоднозначно его отождествление с формой государственного управления, однако бытует мнение, что он поглощается иной формой государственного управления, которая сводится к изданию индивидуальных правовых актов). В юридической литературе применительно к административному процессу предлагается значительное количество общих определений, таких как собственно процесс, процедура и юридический процесс.

В самом общем виде Волович определял административный процесс как совокупность процессуальных норм, которые устанавливают определенную процедуру, порядок деятельности (динамику), государственных органов и должностных лиц.

В юридической литературе встречается понимание административного процесса в узком и широком смыслах, это обусловлено его содержанием. В 60-х годах XX века, с появлением первых исследований в области административного процесса он трактовался в узком смысле (Салищева). Административный процесс ей отождествлялся, прежде всего, с судебным процессом и далее этого она не шла. Она покинула наш мир.

В современной административно-правовой литературе в узком смысле понимание административного процесса практически не изменилось. Административный процесс в этом смысле отождествляется с урегулированной законами административно-процессуальной деятельностью субъектов административной юстиции по применению норм материального права, при разрешении административно-правовых споров, рассмотрению дел об административных правонарушениях, речь идет об административно-юрисдикционной деятельности. Исполнительные органы осуществляют функции правовой охраны.

Широкое понимание административного процесса нашло отражение в работах Козлова, Сорокина, Попова, Дмитриева. В этом случае, административный процесс сводится к совокупности последовательных действий урегулированных правовой нормой, обеспечивающей определенный порядок деятельности исполнительных органов и направленность по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических документов, разрешений, лицензий и т.д. В этом случае речь идет об административных процедурах наряду с юрисдикционной деятельностью. Содержание широкого подхода предопределяет, что уполномоченные субъекты совершают распорядительные действия по осуществлению установленных административных процедур. Нормы, которые опосредуют деятельность исполнительных органов относятся к административно-правовым нормам (выделяются два их вида: административно-процедурные и административно-процессуальные). В совокупности, эти нормы образуют административно-процессуальное право, которое регулирует общественные отношения в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности.

Индивидуально-административное дело, по мнению Козлова, это возникающий в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных действий полномочных исполнительных органов.

Административная процессуальная деятельность основывается на специфических принципах. Выделяются общие административные процессуальные принципы, которые формируют основу любой административной процессуальной деятельности (процедурной и процессуальной).

К ним относятся:

1. законность,

2. приоритет публичных интересов,

3. гарантированность и защита прав и законных интересов в ходе административного производства,

4. Подведомственность

5. Полномочность

6. процессуальное равенство и

7. ответственность должностных лиц.

Наряду с общими выделяются специальные принципы, которые присущи только административной юрисдикционной деятельности. К ним относятся принципы состязательности, доступности, гласности, экономичности и достижения истины.

В зависимости от степени однородности дел, административно-процессуальная деятельность подразделяется на виды, отдельные административные производства, отличающиеся характером, субъектами, правовыми формами и методами.

Для административно-процессуальной деятельности характерно выделение следующих признаков:

1) Формализация процесса

2) Опосредованность административно-процессуальными нормами

3) Рассмотрению и разрешению подлежит конкретное индивидуальное административное дело и одним из участником всегда является исполнительный орган (должностное лицо)

Ставится вопрос о структуре административного процесса, в этой части выделяются элементы в зависимости от используемой концепции.

Юрисдикционная концепция. В этом случае административный процесс рассматривается как урегулированная законом деятельность по разрешению споров возникающих между субъектами административных правоотношений, не находящихся в служебном подчинении, а так же по применению мер административного принуждения.

Управленческая концепция. Административный процесс определяется как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления государственными органами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.