Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православная педагогика

 

Вы знаете, изначала к чему стремится человек? Без труда и без усилий сразу сорвать плод и достичь высочайшего блага. Это вот изначальное стремление блестяще выражено в такой кажется детски понятной картинке грехопадения человека, которую представляет нам Библия. И вот с тех пор, если посмотреть на историю человечества, это и составляет самую большую силу человеческой жизни, которая направляет его все туда же – как бы достичь результата с наименьшими затратами труда. Если касаться труда внешнего, то здесь еще человек соглашается иногда совершить очень большую работу, но как только вопрос касается самого человека, – самого себя – то здесь мы оказываемся перед лицом какой-то просто неприступной крепости.

Сколько написано, сколько сказано прекрасных слов о том, что такое борьба с собой!? Победа из побед – победа над собой!.. Все идет из чего то непонятного, из какого то внутреннего источника, который сразу не разглядишь и не разберешь. Знаете, что очень много есть представлений о человеке? А почему я говорю о человеке – совершенно понятно. Потому что педагогическая деятельность всегда связана не с кем-нибудь, а конечно с человеком, и, не поняв того о ком идет речь, нам трудно будет выстраивать какую-нибудь модель своей деятельности.

Так вот: библейская картина грехопадения человека называет одну очень сильную вещь, присутствующую в человеческом самосознании, в человеческой душе, – стать богом самому по себе, даже без Бога, противопоставляя себя Ему. И эта вот изначальная тенденция, которая выражается в весьма различных направлениях и различным образом, в богословии, как вам наверное известно, именуется первородным грехом. То есть вот тем состоянием человека, которое по своей сущности – не верно! Это неверное направление, – говорит христианство. Стремление должно быть не к этому! По крайней мере, не таким образом. Задача не в том, чтобы получить результаты любыми средствами, и цель должна стоять не вне человека, а внутри его. Вот здесь происходит столкновение очень многих точек зрения на человека. В чем основное столкновение? Основных тенденций две.

Внехристианские концепции человека рассматривают его как существо в целом, будем говорить так, нормальное – несовершенное, которое может развиваться; которое может достигать очень больших вершин, но по самому своему исходному изначальному состоянию вполне нормальное. Из чего исходит нехристианская концепция? Она исходит их очень простых вещей – их самосознания человека. Если мы обратимся к самим себе, – вот каждый так, где то наедине может быть подумает, – в общем ситуация такова: каждый из нас видит себя хорошим человеком. Несмотря на все недостатки; несмотря на все ошибки; несмотря иногда даже на такие вещи, о которых не хочется и говорить, и никому не скажешь; в корне, в самой сути все таки каждый человек видит себя хорошим. Вот где источник так называемых естественных представлений о человеке. Бывают правда концепции противоположные: человека называют чувственной обезьяной, зверем и т. д., но эти концепции носят достаточно маргинальный характер и не пользуются популярностью, и в общем то когда это говорится, то предполагается, что это другие, но не я! Естественное же понимание именно таково: каждый из нас видит себя хорошим человеком.

А вот христианство в данном случае предлагает совершенно другую концепцию Эта концепция не очень льстит нашему сознанию. Христианство утверждает, что вот та история, которая рассказана в Библии, не просто сообщает факт, а показывает его следствия и вскрывает все существо человеческой природы. Христианство утверждает, что вот этот разрыв связи между человеком и Богом, который произошел в результате идеи самому стать как бог, самому достичь всех ценностей и стать их обладателем без вот этого исходного начала, бытийного начала – без Бога. Вы помните? – в Библии есть слова: «Аз есмь сый»; то есть – сущий; то есть – бытие; то есть тот, кто есть на самом деле. Вот эта попытка человека, оторвавшись от этого источника, достичь всех ценностей – порочна, и она приводит к искажению самой человеческой природы. Бог есть как раз именно тот исток, из которого – все, и в котором – все! У митрополита Московского Филарета Дроздова, который был не так давно канонизирован, есть одна интересная мысль, что человек находится над бездною своего небытия. Эта мысль выражает в других словах, но опять одну и ту же идею, которая в Деяниях Апостолов высказана таким образом: Им мы живем, и движемся, и существуем! То есть христианство утверждает вот какую мысль: суть всего бытия, суть бытия человечества, суть существования каждого человека – духовное Духовное!.. Бог есть Дух! Он является исходным началом всего – их Него все, и к Нему все! Это вот первичная такая идея.

Эта идея, кстати, присуща не только христианству Эту идею можно встретить и в других религиях, но в христианстве есть нечто, что отличает его от всех других религий, когда мы касаемся учения о человеке. Там предполагается, что человек есть естественное проявление, если хотите, божества; или естественное развитие природы; но все – естественное, в котором человек может только отклониться от своего нормального развития и отсюда начинаются различные пороки, искажения, извращения и т. д.

Христианство утверждает, что в самом корне произошло искажение. Это вещь действительно неприятная. Если перевести на язык более открытый, более откровенный, то можно сказать даже так: каждый из рождающихся людей в какой то своей глубинной сути ненормален! На самом деле то, если мы попробуем обратиться как к реальной жизни отдельной личности, так и к реальной жизни человечества, то, в общем то, доказательства налицо! Доказательства чего? – что что то в человеке повреждено.

Взгляните хотя бы на процесс развития нашей цивилизации Возьмем те идеалы, которыми живет человечество Посмотрим на то, к чему оно стремится, и мы станем перед весьма любопытной картиной. В конечном счете, никто не будет отрицать того, что человечество – возьмем любое племя, любой народ – стремится к благоденствию. Что под этим подразумевается? Во–первых: чтобы был мир, никто не убивал друг друга – это естественно, какое там благоденствие если голову могут снести с плеч; справедливость – если несправедливость, то что там и говорить? Жизнь без насилия; жизнь по правде – не правда ли? Жизнь по любви – не верно ли? К этому все и стремятся. Об этом много написано и сказано! На протяжении всей истории человечество стремится, конечно же, к этому. И посмотрите, что происходит? – точно наоборот!.. Это просто поразительно! Ничто так не поражает сознание историков, когда они касаются изучения истории человечества, как факт непрерывности: непрерывных войн, непрерывных нестроений, непрерывных несправедливости, эксплуатации, мошенничества, зависти – перечислить всего просто невозможно!

Более того, само развитие цивилизации носит чрезвычайно интересный характер. Ведь кажется с чего все начинается? Помочь человеку в возделывании окружающей, будем говорить, природы: возделывании земли, облегчающих изобретений – как это сделать, как получше человеку устроиться здесь на земле, как получше построить ему жилище Кажется, все очень благие хорошие начинания Обратите внимание: ведь какова природа всех кризисов (особенно экологических), которыми мы сейчас окружены? Все единогласно ответят: антропогенная!.. Человек своею деятельностью настолько нарушил всю систему окружающей жизни, что теперь мы просто не знаем, как выйти из этого положения! Да, говорят, что и выйти даже невозможно Возможно удастся немножко затормозить, но и на это особых надежд нет, а если не удастся – приговор подписан!

Что такое?! В чем дело?! Что случилось?! Нет другого ответа, как христианского: если бы человек не был из нутрии поврежден – когда и ум его направлен неверно и само сердце заражено тем, что христианство называет страстями; когда они разъединены между собой, само тело подчас ищет того, что противно и уму и сердцу, как таковому Если бы не было этого разделения, трудно было бы даже предположить, откуда такие безумные шаги постоянно совершаются в истории человечества. Мы знаем, откуда войны: от зависти, от желания захватить то, что имеет другой народ, от злобы – от страстей. Вот что можно сказать в конечном счете.

Я к чему все это говорю? Мне хочется показать одну объективную вещь, совсем не зависящую от веры и убеждений человека То, что говорит христианство о человеке, не есть какая то с Альфы Центавра сошедшая идея, которую нам преподносят, как истину и которая не имеет никакого отношения к нашему человеческому существованию. Факт действительно поразительный, свидетельствующий прямо о каком то искажении нашей природы. Не согласиться с этим просто невозможно. Если взять отдельного человека, самого себя посмотреть как следует, то увидишь действительно то, что сказал Хомяков: «Умом все управляется, страстью все живет». Страсть является руководящим началом: бедный ум иногда бьется с этими страстями – ничего поделать не может и сам как предложит идею, что все только ахнут!.. Недаром нашу цивилизацию, – уже теперешнего времени, когда все открылось, – уподобляют гигантскому змию, заглатывающему свой хвост, и чем больше растет, тем глубже заглатывает.

Вот та объективная предпосылка, которую имеет каждый человек, намеревающийся заниматься педагогикой. Педагогикой – вождением детей!.. То есть – воспитанием детей Давайте посмотрим на такие вещи Куда мы поведем кого? Можем мы кого то вести, не зная, кто это? Один человек болеет одним, другой – другим, третий – здоров Кого и куда вести?.. Говорят надо вести, сообразуясь с его интересами Интересы пока оставим А представьте себе: у человека острый аппендицит, а мы его на танцплощадку потащим?.. Ничего себе будет! – замечательно просто!.. Лучше не придумаешь ситуацию Всем понятно – это абсурд. Не меньший абсурд, если у человека не все в порядке с психикой, а мы его на какой нибудь там факультет философический, например Все понимаем, что надо сначала узнать человека для того, чтобы вести его.

Христианское видение человека вкратце таково: он болен! Это надо учитывать. Христианство говорит, что мы находимся не на курорте и рождаемся не для курорта. Увы! – мы находимся в больнице и вот здесь то особенно нужно быть осторожным и внимательным. В больнице, вы знаете, не то дашь лекарство – и со святыми за упокой!

Так вот: педагогика как раз вся связана с пониманием человека и когда христианство говорит об исходном начале, о самой сути человекоповрежденности, то это лишь общая предпосылка, а затем начинаются предпосылки другого рода – более конкретные, относящиеся к специфике каждой личности.

На что надо обратить внимание педагогу, чтобы он действительно был педагогом? Если христианство говорит о повреждении, следовательно, целью педагогики является сделать все возможное для исцеления. Ну а что же еще, когда больной приходит?.. А что же еще может быть? Ну конечно это! Вы представьте себе, до чего различными могут быть установки в зависимости от того, каким мы видим человека – здоров он или болен – мы же совершенно различно себя ведем Обратите внимание, как в больнице ведут себя люди друг с другом?.. Как они сочувствуют друг другу Никто не осуждает друг друга за то, что у одного болит одно, а у другого – другое Ведь правда же? – сочувствуют Насколько это возможно, помогают. Стараются найти средства, которые хоть отчасти облегчили бы его болезнь и дали возможность исцеления. Вот в этом состоит самая суть педагогики. Не в том, чтобы накачать человека знаниями, как рождественского гуся Вы знаете, как откармливали рождественского гуся в старые времена? Сажают в мешок, чтобы он не двигался, и пичкают его, откармливают – он только глотает и ничего не может сделать – и жиреет к рождеству.

Вот такая беда, кстати, случилась и с тем образованием, в котором и мы сейчас благополучно находимся, и которое ведет свои истоки с Запада – там оно уже давно прежде нас началось. Человека рассматривают как некий инструмент, который нужно зарядить суммой знаний и вся ценность человека оказывается только в том, насколько он знает и что он может. Сам по себе человек разве кого интересует? Человек стал винтиком!.. Вы понимаете, какая точка зрения? Человек потерял ценность То, чем жил, будем говорить, древний мир, чем жило русское образование примерно до шестнадцатого века, когда жили идеей совсем другой Идеей того же Макария Великого, который говорил, что ни на небе, ни на земле нет большей красоты, как душа человеческая!.. Вы подумайте, что сказал?! А если это такая красота, равной которой нет, то куда же я могу еще обратить внимание?.. Я не могу оторваться от этой красоты: все здесь – человек, оказывается, величайшая ценность! А потом плюнули: какой человек?! Не человек, а что он знает Нас компьютер интересует, а не человек!

Понимаете, до чего различная будет педагогика при той или другой точке зрения? Если действительно человек это красота, это величайшая ценность – вся педагогика будет направлена на то, чтобы выявить эту красоту; чтобы очистить эту красоту от тех дурных наслоений, которые (увы!) приобретаем мы в процессе нашей жизни. Христианская педагогика первичной целью ставит цель воспитания человека – воспитание, задачей которого стоит цель выявления этой красоты. Нехристианская педагогика является сейчас, пожалуй, единственной во всем цивилизованном мире, – об этой красоте не думает. Нет, совсем речь не об этом Рокфеллер открыто сказал же, когда заявил, – в воскресной, кстати, школе, не где-нибудь, – что американскую розу можно вырастить, во всем ее великолепии и благоухании, только беспощадно обрезая все слабые ростки вокруг нее. И это – закон природы и закон Божий Вот педагогика – поняли? Зверский закон: уничтожение всего слабого, что стоит на моем пути. Культ силы! Речь здесь не о физической силе, хотя и это проявляет себя – дело не в физической силе тут. Какой тут человек? – нет человека! Есть волчья борьба за существование, – это животный закон! Безумство его совершенно очевидно. Безумный, он даже не понимает: когда он это сказал, он себя считал, видимо, самым сильным, он себя не считал слабым, а если бы ему хоть на минуту пришла мысль, что он является таким слабым ростком, он, наверное, тут же закрыл бы свой рот А ведь и он станет слабым ростком!.. Об этом, наверное, не подумал

Христианство предлагает совсем другое. Оно говорит, что нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. Христианство утверждает важнейший и величайший закон о том что является сущностью бытия? Полесовская вода какая-нибудь там или воздух апеэрон, совершенно верно! Бьются, чтобы узнать, что же является сущностью бытия, а почему? Для чего? Почему это интересовало? Если мы будем точно знать, в чем существо, мы будем знать как свою познавательную и прочую деятельность приводить в согласование с этим, ибо задача жизни – жить согласно с природой. Помните, что стоики сказали? То есть, не противоречить природе – закон мы не изменим. Поэтому всякое противление закону приводит к тому, о чем великолепно говорит третий закон Ньютона – действие равно противодействию. Чем сильнее головой будешь биться в стенку – стенке то ничего, а вот твоей головке будет худо. И оказывается, суть то бытия совсем не вода, не апеэрон, не воздух, не огонь Гераклита Даже не просто идеи какие-нибудь там или идея, как таковая Нет!

Христианство единственная религия в мире, которая провозгласила уникальную идею: оказывается, сущностью всего бытия, – то есть самым основным законом этой жизни, – является тот, кем является Бог. Бог есть любовь – вот оказывается изначальный закон. Все прочие законы, в той или иной степени, исходят из него, соответствуют ему, истекают из него, подтверждают его – им живут! Христианство утверждает, что это величайший принцип человеческой жизни Только на этом пути, только следуя ему оказывается возможно приобретение тех ценностей, о которых всегда мечтает душа человеческая. Даже сознавая или не сознавая, даже подсознательно, но мечтает об этом и говорит. Какой любви? Речь идет не о романтических просто чувствах – вспыхнуло и погасло. Сегодня – возлюбил, завтра – возненавидел Это разве любовь? Это игрушка!.. Речь идет о той любви, которая вся исходит из идеи пользы и блага каждого другого. Польза другого, польза других – вот оказывается изначальный принцип, закон этого бытия! Как только мы отступаем от этого закона, – а отступление есть эгоизм: не польза других, не польза другого, а только моя, вопреки пользе других, – все, с пятого этажа иду прямо в окно, а не в дверь!..

Вы представьте себе, что действительно это закон К чему приведет нарушение этого закона? Еще раз говорю: экологический кризис показывает, к чему приводит нарушение этого закона. Но экологический кризис это кризис природы, а какой сейчас нравственный кризис? А к чему человечество сейчас идет? Что творится в цивилизованном мире?

Мы часто обращаем внимание на развитие преступности и прочих вещей, которые действительно являются свидетельством того, к чему мы идем. Вы знаете, что по некоторым статистическим данным, сейчас примерно половина населения высокоразвитых стран страдает тоской, унынием, потерей смысла жизни – люди не знают, что делать. Все есть? Все есть, а что дальше?

Основной смысл педагогической деятельности заключается именно в воспитании человека: научать его бороться с самим собой. Знания? – обязательно будут От знаний никуда не денешься – надо же сдавать зачеты и экзамены!.. Обязательно учить будешь И знания будут предлагаться – без них мы никуда не денемся!.. Беда заключается в том, что часто мы все внимание обращаем на знания и забываем о самом главном, на почве которого только эти знания могут принести человеку пользу настоящую, если хотите – благо земное! – ибо это благо, в конечном счете, находится в душе человеческой, в сердце Помните, русская пословица говорит: «С милым и в шалаше рай»? Сердце человеческое – вот оказывается тот центр жизни, из которого все проистекает и который дает подлинное благо человеку. Как достигается это благо?

Это конечно отдельная тема, но существует же, если хотите, целая наука в христианстве, которая называется аскетика, которая – не надо пугаться этого слова – учит не тому как не есть, не пить, не спать, и не жениться, и не выходить замуж – совсем не этому. Аскетика это наука о правильной человеческой жизни: как правильно относиться к своим мыслям, как быть со своим умом, как правильно относиться к своим чувствам, желаниям, своим влечениям, своим настроениям – ведь мы же не придаем этому совершенно никакого значения!.. К сожалению У нас, понимаете, как на пыльной дороге: какой зверь ни пробежит, – следы оставляет; любые мысли проходят через нас – мы им не ставим заслона Вы подумайте только?! А ведь не случайно йоги говорили, что мыслью можно убить слона!.. Слона то ладно, убивал кто-нибудь из них или нет, а вот человека убить – можно! Это всем известный факт. И самого себя убить можно И сами себя мы мучаем изнутри – мучаем и разлагаем часто Чем?.. Необузданностью своих желаний, мыслей, чувств и т. д. Оказывается, преграду надо ставить. Преграду!.. Надо научить человека бороться с этим Это очищает ум, это очищает сердце, это – все медики вам скажут – оздоровляет тело, ибо столько мы вредим своему телу – чем? – мыслями, чувствами и переживаниями, что просто и говорить нечего! Все сердечно–сосудистые и прочие заболевания откуда происходят? От наших необузданных желаний, страстей, зла, ненависти, неприязни, зависти и т. д. Всем же это очевидно!

Итак, чего мы хотим себе, блага или нет? Чего мы хотим нашим близким, блага или нет? Откуда оно исходит? Мы должны понять, что изначальный религиозный тезис о первичности духовного не есть какой то абстрактный философский тезис – совсем нет! Философия философией На самом деле это глубоко жизненный тезис о первичности духовного начала в человеке!.. Отсюда все исходит. Здесь порождается вся наша жизнь – и практическая, и теоретическая: все наши действия здесь, в этом центре. Как важно этот источник сделать чистым!.. Представьте себе: прекрасный зал, великолепные угощения, все украшено и вдруг – заходит: «А чем это у вас здесь пахнет? Ах, извините! Нет, я побежал». Действительно, пахнет чем то ужасным, разлагающимся чем то!.. Что случилось? В подполье крыса сдохла, простите, а тут щели оказались Находиться невозможно в этом великолепном зале.

В каждом человеке присутствует это подполье. Наша внешняя жизнь сама по себе, без чистого подполья, не может быть нормальной – это подполье обязательно скажет о себе! Что является этим подпольем? Наши мысли, наши чувства, наши желания и уж конечно наши деяния – и говорить нечего. Ничто, оказывается, не исчезает Вот пришла мысль – хорошо и исчезла. Я могу с этой мыслью соединиться, что называется, сделать единым, пустить в свое подполье – могу выкинуть А теперь, наверное, мы сами разберемся, и, наверное, знаем, что является вот этой «дохлой крысой», или что является благоуханным цветком Что мы пустим? С чем мы соединяемся?

Представляете, о чем говорит христианство? Да, да! Теперь уже и наука подтверждает, что все эти мысли, и наши чувства, и переживания – это на просто ветерок пронесся, перекати–поле – нет! Запечатлевается у нас все. Все идет вот в это наше подполье и – увы! – дает так себя знать, что человек себе и места не находит. Буквально не находит себе места: кажется все у него хорошо, а покоя нет! Вот эти вот вещи настолько важны для нашей жизни, для каждого человека; настолько они обусловливают все восприятие окружающей действительности, всех знаний; что без знания этих вещей, мне кажется, никакой педагогики быть не может. Педагогика тогда превращается в какую то компьютерную игру – один винтик заменяет другой винтик Нужны только винтики, а не люди. Может быть кто то думает, что если он будет отрезать слабые ростки вокруг, то этим он достигнет он даже и не думает, наверное, чего он достигнет! Это же безумство!!! В полном и прямом смысле этого слова. Он забыл, что он смертен и смерть может в любой момент поразить его!

Безумство, ибо все оценивается только с точки зрения вечности! Если есть вечная жизнь, надо оценивать все с этой точки зрения – тогда только наши действия приобретут осмысленный характер, правильный. Христианство указывает на то, что самым главным в воспитании человека, в любой педагогике является показать человеку кто он есть – человек; открыть смысл жизни человеческой. Вот этот вопрос о смысле жизни, это даже понимают еще школьники – даже они понимают и всегда спрашивают: а зачем? а для чего? Посмотрите, как уже важно объяснить человеку еще небольшому, зачем он учится. Если вы скажете: для того чтобы работать вот тем то, он знаете какую физиономию кислую сделает? «Я вижу, как вы работаете Я не хочу так работать» Даже дети это понимают.

Поэтому очень важно дать правильное мировоззрение, то есть правильное понимание смысла человеческой жизни. Христианство дает его! Христианство указывает на основной закон жизни: любовь, – искренняя, не лукавая, не лицемерная, – не расчет, а любовь! Христианство дает средства достижения этой цели; указывает, что и как надо делать со своей душою; указывает на очень важную вещь – на вот этот наш подвал подсознания, в который допускать надо через сильнейший контроль, чтобы не попала туда такая падаль, от которой мы потом не будем знать, что делать!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пастырское богословие и психология | Основа социального служения Церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.