Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба с внешними врагами




Борьба шла по трем направлениям:

1) Борьба с монголо-татарскими нашествиями

2) Борьба против агрессии немецких шведских датских феодалов.

3) Борьба против агрессии Венгерских и Польских захватчиков. Цель Поляков была покончить с суверенитетом Киевской Руси.

Выводы: процесс распада Киевской Руси и сформирования «Руси удельной» был аналогичен распаду единых государств Европы. Народы древней Руси не смотря на феодальную раздробленность проявили героизм в отражении соседних стран, сохранив свою государственность и духовность. Были созданы предпосылки для последующего объединения и создания многонационального и централизованного государства.

Самоконтроль: Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Назовите первых Русских князей? Последствия принятия христианства на Руси? Этапы распада Киевской Руси? в чем заключалось Монгольское иго?

Лекция – 3

Образование Русского централизованного государства в 14 – первой половине 17 века, контексте развития мировой цивилизации

ЛЕКЦИЯ 4

1) Эпоха Петра первого, преобразование в России. Борьба России за выход к морям. Образование Российской империи.

1682 г. Бояре провозгласили братьев Ивана 16 лет и Петра 10. Провозгласили их на царствование, а управление поручили царевне Софье.

1696 г. Со смертью царя Ивана установилось единодержавие Петра. Россия к этому времени не смотря на обширную территорию была лишена удобных морских путей на Юге и Западе страны. Одной из первых задач Петр определил выход к морям.

1695 г. Первый Азовский поход Петра Он был не удачным, потому что Петр не имел флота и не смог блокировать Азов с моря. Петр принимает решение: России нужен флот. И в течении года строит под Воронежем 30 кораблей. Они переправляются в Азовское море и в 1696 году во время второго Азовского похода. Выход в Азовское море обеспечен.

1697 г. В Европу отправляется великое посольство из Москвы с целью найти союзников в войне с Турцией. И пригласить в Россию лучших специалистов в области промышленности и архитектуры.

1700-1721 г. Россия участвует в войне со Швецией, т.е. Северная война. Осень 1700г. Шведы нанесли поражение Русской армии под Нарвой. России нужна современная национальная армия. Формируются новые полки. Создается национальная гвардия, вводится единообразная форма одежды, погоны знаки отличия, устанавливаются воинские звания.

1703 г. Основан Санкт-Петербург.

1704 г. Русская армия взяла Нарву.

1708 г. Русская армия нанесла поражение Шведам у деревни лесной (близь Могилево).

1709 г. 27 июня. Произошло историческое Полтавское сражение. Русская армия под командованием Петра, разбила Шведов.

1714 г. Разбит Шведский флот у кумыса Гангуд в Балтийском море.

1721 30 августа. В Финляндии был подписан мирный договор между Россией и Швецией. Россия возвращала себе Финский залив, а Швеция уступила прибалтийские земли и часть Карелии. Таким образом в годы правления Петра 1 – Россия стала Великой Европейской морской державой, ИМПЕРИЕЙ. Впервые в России Царь получил титул Императора всероссийского. Россия получила возможность влиять на политику Закавказья. Установить тесные связи с Грузинами, Армянами, Азербайджанцами находившихся под властью Турецких завоевателей.

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО:

1) Экономические реформы: Промышленное строительство (были построены крупные железодельные заводы). Цель экономической политики меркантилизм. Основанно на вывозе товаров.

2) Реформы Социальные: 1. Организация регулярной армии, служба дворян стала постоянной. Император или Царь жаловал земли или угодия за особые заслуги. 1714 г. Был издан указ о «Единонаследии». Наследником становился старший сын. Остальные обязаны были пожизненно служить в армии.1722 г. Была введена табеля о рангах. вся служебная лестница делилась на 14 ступеней. 14 лет прапорщик, а первый ранг это маршал.

3) Административные реформы: 1. Областная реформа. Вместо боярской думы основан сенат. 2. Приказная система управления страной была заменена коллегиями (военная, адмиралтийская, берг,) 3. 1921 году учрежден простейший синод.

4) Военные реформы: 1. Упражнена прежняя военная организация дворянская стрелецкая воинская. Создана регулярная армия основу которой составили семеновские и измайловские полки. изменена система комплектования армии. государство в принудительном порядке набирало в армию из крестьян и горожан. Формирование корпуса. Была формирована строгая система органов военного управления.

5) Реформы области культуры и просвещения: 1701 год. В Москве открылась новигатская школа. 1700 год введен новый календарь, НГ с 1 января. 1702 год издание первой газеты «ведомости». 1725 открыта академия наук. 1710 введен более простой гражданский. Построена кунц камера.

Таким образом первая четверть 18 века ознаменовалась глубокими и эффективными реформами тесно связанными с именем Петра 1.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ-5 ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 19 ВЕКЕ

После смерти Павла I на престол вступил Александр I (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр I с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла I, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки - Екатерины Великой. Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр I легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра I были представители молодого поколения дворянской знати: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, ААЧарторыйский, Н.Н.Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М.Сперанский.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельскии лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Первые годы своего правления Александр I начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре I коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден "Комитет министров".

Параллельно был создан Сенат - высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. - высшии законосовещательный орган при императоре - Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М.Сперанский (1772-1839). По поручению Александра I он подготовил план государственных преобразований (1809 г.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр I провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.

В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

 

ЛЕКЦИЯ-6

Политический кризис самодержавия. Революции в России и их последствия.

ВОПРОСЫ:

1) Русско-японская война 26 января 1904 года.Япония без объявления войны атаковала Русскую эскадру в порте Артуре. Англия и США, оказывали экономическую помощь Японии. Япония в техническом оснащении и офицерских кадрах превосходило Россию. В течении 1904-1905 августа. Япония разгромила Русский флот и сухопутные войска в нескольких сражениях (порт «Артур», Лаоям, Мукдем, Сусима). Август 1905 г. Был подписан договор о перемирии. В результате войны Россия потеряла весь Сахалин Тихоокеанский морской флот.

2) Революция 1905-1907 года в России. Главные причины революции: тяжелый экономический и политический гнет рабочего класса. Тяжелое положение крестианства. Национальный гнет, Россия являлась тюрьмой народов. Мировой экономический кризис 900-903 г. Поражение в Русско-Японской войне.

По характеру, революция была буржуазно-демократическая.

Рабочий класс, как вождь революции и все крестьянство.

Цели революции: 1) Свержения Царя 2) ликвидация помещечьего землевладения. 3) установление 8 часового рабочего дня. 4) установление демократической республики. 5) уничтожение национального гнета.

Особенности Российской революции: 1) Революция проходила в эпоху империализма, а на западе в эпоху капитализма. Это позволяло перерастало перерастать из буржуазно-демократической в социалистическую. 2) В России вождем революции стал пролетариат (рабочий класс). 3) Главным вопросом Российской революции был аграрный вопрос, ликвидация помещечьего землевладения.4) Революция была народной, потому что пролетариат составляет большую часть России. 5) По формам борьбы (стачка, забастовка, вооруженное восстание) революция была пролетарской.

Этапы революции: 1) 9 января 1905 года – октябрь. 2) октябрь – декабрь 1905. 3) Январь 1906 - 3 июня 1907 г.

Столыпинские реформы: не смотря на то что революция была подавлена царь и его правительство предприняло меры к сглаживанию острой политической ситуации и не допущению к дальнейшим революционным действиям. Премьер-министр СТОЛЫПИН М.А. предложил ряд реформ по модернизации экономики и политической жизни страны: 1) Аграрная; 2) Реформа местного самоуправления; 3)Реформа уголовно-процессуального законодательства; 4) Реформа средней и высшей школы, переход к обязательному начальному и бесплатному народному образованию; 5) религиозная реформа; 6) Военная реформа.

Из вышеперечисленных реформ, частично была проведена только аграрная реформа.

В сентябре 1912 года Столыпин был убит.

Русская культура начала 20 в.

1) Просвещение

2) Литература(М. Горький, Гумилев, Брюсов).

3) Живопись (Теров, Рупин, Коровин)

4) Музыка

5) Архитектура (Казанский вокзал модерн.)

6) Кино, фото




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.