Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Управление нововведениями




Нововведения (инновации) – существенные изменения структуры и процессов общественного производства за счёт внедрения достижений науки и практики. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

Инновации могут выражаться в появлении или привлечении новых: потребителей; товаров; поставщиков; посредников; видов деятельности; видов оборудования и технологий; помещений; работников; структурных подразделений; методов управления; источников финансирования и финансовых инструментов.

Инновационная деятельность является одной из форм проявления адаптации и самоорганизации. Её целью является обеспечение устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности как при благоприятных экономических условиях, так и в случае возникновения кризисных ситуаций.

Управление инновациями (инновационный менеджмент) – последовательная реализация комплекса мер, целенаправленных на разработку, освоение и внедрение нововведений. Требует привлечения специалистов, профессионально разбирающихся в различных организационно-экономических аспектах нововведений – инновационных менеджеров.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Они способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирования портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и учёного исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Характерной особенностью инновационного менеджмента является нацеленность на будущее. Поэтому в данном случае особое внимание уделяется прогнозированию и перспективному планированию. Нацеленность на реализацию нововведений всегда связана с повышенным риском в части достижения желаемых результатов. Поэтому условия развития инновационной деятельности и критерии оценки её эффективности должны отличаться от традиционных и допускать возникновения отрицательных результатов.

Организационными структурами инновационного менеджмента являются как традиционные научные организации, так и специально создаваемые венчурные фирмы – предприятия, продуктом которых являются связанные с риском инновации различного рода. Венчурная фирма служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, её апробацией, созданием образцов и моделей для последующей передачи на стадию промышленного производства. Венчурные фирмы, как правило, не прибыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, виолентам, патиентам, коммутантам.

Фирмы-эксплеренты работают с самого начала выпуска продукции. Как правило, они невелики по размерам.

Фирмы-виоленты действуют в сфере крупного стандартного бизнеса. Занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей.

Фирмы-патиенты прибыльны и ориентируются на узкий сегмент рынка.

Фирмы-коммутанты представляют средний и мелкий бизнес, ориентированный на удовлетворение местно-национальных особенностей.

Результаты инновационной деятельности могут иметь конкретную вещественную форму или неовеществлённую форму. Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права, с чем связано понятие «интеллектуальная собственность». Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаться в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские права. Патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на использование указанных объектов.

Средством индивидуализации продукции является товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, способное соответственно отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Подлежит специальной регистрации.

«Ноу-хау» представляют собой полностью или частично конфедициальные знания, опыт, навыки, включая сведения технического, экономического, административного финансового и другого характера. Коммерческая передача «ноу-хау» оформляется лицензионными соглашениями.

Следствием инновационной деятельности являются также промышленные образцы.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности квалифицируются как промышленная собственность. Право их использования другими субъектами хозяйственной деятельности оформляется лицензией.

В реализации инновационного процесса участвуют различные группы специалистов, между которыми существует определенное разделение труда и соответствующая кооперация труда. Выделяют следующие группы:

1. Организаторы. Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления. В инновационном плане они наиболее тесно сотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрению новой техники. Руководят методическим обеспечением и техническим развитием, планированием и финансированием НИОКР подведомственных научных организаций, проведением кадровой политики в научных и производственных организациях.

2. Разработчики. Эта группа участников нововведения объединяет ряд исследовательских организаций. Главная задача – разработка новых методических и технических средств. Имеют активные рабочие контакты со всеми участниками нововведения.

3. Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группа неотделима от разработчиков. Основная проблема отношений разработчиков и проектировщиков заключается в согласовании параметров новшеств, их конструкций и материалов. Доводят разработку новшества до опытного образца, составляют техническое задание для его промышленного производства.

4. Изготовители. Обеспечивают поставку серийных партий новшества.

5. Пользователи. Используют нововведение. Обеспечивают его реальное осуществление и обратную связь на разных стадиях жизненного цикла данного нововведения.

 

Лекция 15.Организационные отношения в системе менеджмента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.