Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины, виды конфликтов

Стрессы. Виды стрессов. Методы снятия стресса.

Управление конфликтами. Последствия конфликтов.

Причины, виды конфликтов.

ТЕМА 10. Управление конфликтами и стрессами.

 

Слово «конфликт» (от лат. Conflictus – «столкновение») означает столкновение противоположных интересов, взглядов стремлений; разногласие, спор.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде».

70-80% работы руководителя находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены («способствующие конфликту»).

Конфликтогенами называют слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, чем к своим словам.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном.

Например: в автобус вошла девушка – стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» - отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала.

Закономерность эскалации (усиления) конфликтогенов можно объяснить тем, что получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, при этом ответ должен быть сильнее, чтобы проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. О стремительности нарастания силы конфликтогенов говорит и следующая печальная статистика: не менее 70% всех убийств происходит на бытовой почве.

Конфликтогеном может быть:

а) стремление к превосходству (приказание, угроза, критика, обвинение, насмешка, издевка и др.);

б) проявление агрессивности;

в) проявление эгоизма (обман или попытка обмана, стремление добиться цели нечестным путем);

г) неблагоприятное стечение обстоятельств.

Любой конфликт – это процесс, развивающийся в определенной последовательности.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая (латентная) – конфликт проявляется в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – на этой стадии высказываются претензии противоположной стороне; оформляются группы, участвующие в конфликте; используется провокация;

3) инцидент – на этой стадии конфликт переходит в стадию активных действий сторон;

4) активные действия сторон (конфликт);

5) завершение конфликта – конфликт завершается, но это не значит, что притязания сторон удовлетворены (если латентные причины были подавлены, а не решены, то конфликт рано или поздно повторится).

 

Причины конфликтов:

Организационно-управленческие:

- не оптимальность функциональных связей в организации;

- не соответствие работника требованиям должности;

- принятие ошибочных управленческих решений;

- распределение ресурсов (даже в богатых организациях ресурсы ограничены, а люди хотят получить больше);

- взаимозависимость задач (например, директор обвиняет бухгалтерию в большом количестве ошибок, а бухгалтерия сваливает вину на аудиторов);

Социально-психологические:

- потери и искажение информации в процессе общения;

- подходы к проблеме с различных сторон;

- различные способы оценки результатов деятельности;

- различия в целях и др.;

Личностные:

- оценка поведения как недопустимого;

- низкая конфликтоустойчивость;

- столкновение личных интересов;

- не способность к пониманию, сопереживанию;

- адреналиновый голод (желание разогнать скуку и однообразие жизни)

- неадекватный уровень притязаний;

- особенности характера и темперамента.

Объективные:

- образ жизни;

- стереотипы межличностных и межгрупповых отношений.

 

У каждого человека имеется множество потребностей (потребность во власти, в уважении, потребность в материальных ресурсах и др.) которые он стремится удовлетворить различными способами, и на этой почве часто возникают конфликты.

 

Виды конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт – это внешний конфликт, перенесенный внутрь (противоречивые указания исходят от человека, которому работник вынужден подчиняться);

2) Межличностный конфликт – возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей;

3) Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения;

4) Межгрупповой конфликт – столкновение интересов различных групп.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 9. Контроль и его виды (самостоятельное изучение) | Управление конфликтами. Последствия конфликтов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.