Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История

Выводы

При изучении курса студенты должны получить знание|познание| по таким вопросам: необходимость появления и развития биобезопасности и биоэтики как научных направлений и учебных дисциплин; восприятия (в том числе и общественное) биотехнологии, биобезопасности и биоэтики как неразрывной триады; потенциальная опасность биотехнологий на разных|различных| этапах— от разрабатывания технологии к|до| промышленному внедрению; формирование и развитие медицинской и биологической этики; нормативно-правовое обеспечение в сфере биобезопасности и биоэтики.

После изучения курса студенты должны уметь: оценивать потенциальные риски для здоровья человека и естественной|природной| окружающей среды, что связаны с созданием, испытанием|опробованием|, транспортировкой и использованием|употреблением| генетически модифицированных организмов; использовать современную нормативно-правовую базу Украины относительно|касательно| государственной системы биобезопасности для ведения разработок в сфере биотехнологии, а также для использования|употребления| генетически модифицированных организмов в промышленности, сельском|деревенском| хозяйстве и тому подобное; использовать современную нормативно-правовую базу для проведения биомедицинских исследований.

Функционирование биоэтики неминуемо приводит к гуманизации и прогрессивному развитию многих сфер жизни общества, в частности научно-технической и социально-политической. Биоэтика выставляет все более жесткие|строгие| требования к условиям научных и научно-технических разработок. Следствием стремительного развития биологических и медицинских технологий является очевидная необходимость не только менеджмента, но и их правового регулирования. Последнее в свою очередь не возможно без серьезной разработки биоэтичной|этической| проблематики. Нормативно-правовое обеспечение биоэтики в Украине адресуется к|до| вопросам здравоохранения|здравоохранительный| человека, защиты прав пациентов, участников медико-биологических исследований и потребителей фармацевтической помощи, а также гуманного поведения|обращения,обхождения| с лабораторными животными. Нормативно-правовые акты Украине основываются на основополагающих|основоположных| международных документах. Существует постоянная необходимость в усовершенствовании регуляторной политики в сфере биоэтики через|из-за| все| новые и новые достижения научно-технического прогресса и непринятие|неприятие| частью общества биоэтичных|этических| норм как составляющей части философии, биотехнологической, медицинской и фармацевтической деятельности.

Очевидной является необходимость внедрения в учебные программы подготовки специалистов биологии|, биотехнологии, медицины и фармации учебного курса, посвященного вопросам биоэтики как обязательной мировоззренческой компоненты. Дальнейшие|последующие| исследования могут быть направлены на изучение взаимосвязей биоэтики и биобезопасности, а также их влиянию на социальный прогресс.

 

Лекция 3 Эвтаназия. Прерывание беременности.

План

1. Понятие об эвтаназии. История вопроса

2. Виды эвтаназии

2.1. Пассивная эвтаназия

2.2. Активная эвтанзия

3. Законодательное регулирование

4. Эвтаназия и политика

5. Моральные и этические аспекты абортов

6.

 

Эвтана́зия (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах: ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

«Эвтаназией» также иногда называют усыпление животных, в том числе лабораторных и бродячих животных.

Термин «эвтаназия» впервые употреблён Френсисом Беконом в XVI веке для определения «лёгкой смерти» в одном из основных своих трудов "О достоинстве и приумножении наук".

«Краткий оксфордский словарь» даёт три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и лёгкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по её осуществлению».

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака полости рта с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 года, прежде пережив 31 операцию по удалению опухолей под местной анестезией (наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Эвтаназия – безболезненный и добровольный уход из жизни с помощью безнравственных врачей, в отличие от болезненного и не добровольного – с помощью высоконравственных (Е. Головаха)

 


Сам термин "эвтаназия" происходит от греческих слов "eu" - хорошо; благо, и "thanatos" - смерть.

Понятие эвтаназии неоднозначно определяется как в этико-философской, юридической, так и в медицинской литературе. Поэтому усложняется сам процесс исследования источников, в которых нет однозначного определения понятияэвтаназии. По мнению Жака Судо - "не существует более двусмысленного слова, чем эвтаназия".Но возможно еще не поздно вернуть эвтаназии настоящее ее определение, корни которого следует видеть толковании этого понятия самимего основателем Ф.Беконом. И хотя понятие эвтаназии было искажено фашистскими идеологами, после чего все чаще начал употребляться термин "принудительная эвтаназия", следует вернуться к определению, которое дал Ф.Бекон:


"Я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, о которой так мечтал Август, уже сама по себе является не малым счастьем; примером такой счастливой смерти может служить кончина Антония Пия, который, казалось, не умер, азаснул глубоким сладким сном. То же самое, как говорят, выпало и на долю Эпикура: когда его состояние стало безнадёжным, он з аглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином, откуда и эти слова эпиграммы: И затем уже пьяный он испил воды Стикса, т.е. вином заглушил горечь стигийской воды.

А в наше время у врачей сущесьвует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы и увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все силы, чтобыоблегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание." (Ф.Бэкон "О достоинстве и приумножении наук").


Итак, чтобы точно выяснить, что следует понимать под "эвтаназией", введём два основных признака, по которым сразу же можно будет определить само понятие "эвтаназии". Из сказанного Фрэнсосм Бэконом, можно без особых трудностей заметить, что эвтаназия является лёгкой и безболезненной смертью: "заснул глубоким сладким сном"; "заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином"; "сделать самое смерть более лёгкой и спокойной". - Очевидно, что одним из основных признаков эвтаназии является "безболезненность" ухода из жизни, а значит, если человек,желающий уйти из жизни, бросается в огонь, это мы не назовём эвтаназией, так как это - смерть мучительная. Вторым, но также необходимым признаком эвтаназии является убеждённость человека в том, что смерть для него будет большим благом, чем жизнь, или другими словами, что жизнь стала настолько болезненной и мучительной, что смерть становится желанным благом. То есть, второй признак означает, что человек сам принимает решение, и что он сам чувствует и думает, что не может больше жить. Конечно, тут сразу же возникает ряд сложнейших этических вопросов, таких как - "если человек физически не способен выразить свою волю, значит ли это,что он не имеет права на эвтаназию, и что в таком случае отсутствует второй признак, по которому мы и определяем само понятие эвтаназии?" - Безусловно, что это тот единственный случай, когда отсутствует второй признак, то есть "решение самого человека", но, к сожалению, тут мы не можем руководствоваться ничем другим, кроме здравого смысла и человеческой интуиции. Но сделать вывод, что человек, лишённый всякой возможности быть в социальном пространстве, общаться с людьми (в какой-либо способ), и при этом только лишь испытывает постоянную боль, дожидаясь своей смерти, всё же хочет продолжать так жить, было бы не честно не только по отношению к этому человеку, но и по отношению к себе, потому,что сделать такой вывод может быть связан только с одним мотивом - уйти от принятия каких-либо решений по отношению к этому человеку. Хотя есть предположения и сомнения некоторых специалистов в области этики, что "ничто", "полное отсутствие" может быть лучше, чем страдания.Такие сомнения высказывает известный российский учёный-этик А.Гусейнов, предполагая, что жизнь мучительная может оказаться большим благом в сравнении с отсутствием всякой жизни (читайте на нашем сайте отдельную статью, посвящённую этой теме). Итак, это единственный случай, когда решение следует принимать только другим людям, то есть, это единственный случай, когда можно назвать эвтаназией смерть, решение о которой не мог принять сам человек, но за него это сделали другие люди, предполагая, что и он принял бы такое решение. Во всех других случаях, эвтаназия не будет иметь места, если не будет присутствовать этот второй признак - -"добровольное принятие решения о своей смерти самим человеком". Значит, мы должны раз и навсегда расстаться с тем стереотипом, что массовое уничтожение нацистами людей, хотя даже если они умирали лёгкой и безболезненной смертью, было эвтаназией. Нет. Это не было эвтаназией, потому,что люди, которые физически могли принимать решения, касающиеся их жизни и смерти, были лишены такой возможности, за них решения принимали другие люди, а значит эвтаназии там не было.


Значит, всегда необходимо помнить,что эвтаназия только тогда имеет место, когда есть эти два признака: 1) лёгкая, безболезненная смерть; 2) добровольное решение человека, который нуждается в эвтаназии.


Не существует также, к сожалению, единого понимания того, чем является эвтаназия, самоубийством или убийством. Но если мы помним о втором признаке эвтаназии, а именно - её добровольности, когда человек сам принимает решение, то для нас будет очевидным, что эвтаназия - это самоубийство, хотя формально это может быть похоже на убийство, если эвтаназия происходит с помощью других людей. Правильнее было бы сказать,что убийство - это тот случай, когда человек лишает жизни другого человека, но что происходит, когда человек сам лишает себя жизни, с помощью других людей? Это можно назвать содействием, помощью в самоубийстве. Вспомним слова Сампедро Рамона: "Если же, несмотря на мои аргументы, вы решите наказать его, я вам советую - и прошу вас - сделать по справедливости: отрубите моему соучастнику руки и ноги, потому что только это мне нужно было от него. Ум был мой. А потому это мой поступок и моё намерение..."


Что же, дополним вышесказанное только тем исключением, о котором хотя уже мы здесь упоминали. Исключение это - человек, который физически не способен высказать свою волю, но что возможно такой человек нуждается в эвтаназии, и возможно он бы умолял об эвтаназии, если бы мог сделать это физически. Оставить такого человека доживать мучительную жизнь, без права на эвтаназию, ещё не означает снять с себя ответственность по причине отсутствия каких-либо решений в отношении такого человека. Оставить его без права на эвтаназию доживать мучительную жизнь, это тоже принятие решения, это тоже большая ответственность. А значит, при определении эвтаназии следует помнить, что такое исключение необходимо учитывать, и это единственный случай когда речь может идти не о самоубийстве, а об убийстве, потому что человек, в отношении которого применялась эвтаназия, не способен был физически как-либо высказать свою волю. Хотя это исключение, конечно же, требует дополнительного серьёзного обсуждения среди медиков, юристов и этиков. По моему мнению, именно этот аспект в вопросе об эвтаназии остаётся наиболее проблемным.
Исходя из всего вышесказанного можно дать такое определение эвтаназии:

Эвтаназия - это лёгкая, безболезненная смерть, что наступает в результате определённых действий человека по отношению к самому себе, или в результате определённых действий других лиц, действующих исключительно по просьбе человека, который по причине собственной физической недееспособности, нуждается в их помощи.

Исключеие: если же человек, находящийся в крайне тяжёлом физическом состоянии, обречённый на медленное умирание, не способен высказать свою волю, действия людей, которые берут в таком случае на себя ответственность за принятие решения в отношении такого человека, также могут считаться эвтаназией, если было принято соответствующее решение.


Следует также напомнить, что вышеуказанное исключение является наиболее проблемным аспектом в вопросе об эвтаназии, и что данное исключение должно быть предусмотрено, при определении эвтаназии, поскольку категория людей, которые физически не способны высказать свою волю, может не в меньшей мере нуждаться в эвтаназии, чем те люди, которые физически способны просить об эвтаназии. Категория неизлечимо больных людей, испытывающих и физическую боль, и душевные страдания, которые не способны физически дать знать о том, что они нуждаются в эвтаназии, только на основании этой физической неспособности лишены права на эвтаназию, означает, что такое законодательство не только охраняет человека, но и не в меньшей мере обрекает его на медленное мучительное умирание.


Виды эвтаназии

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).


Активная эвтаназия - это осуществление действий по ускорению смерти человека, согласно его собственного решения. Также активной эвтаназией можно назвать действия самого человека по ускорению собственной смерти. Так, например, специальная организация (а единственной такой организацией является "Диньите" в Швейцарии) предоставляет аппарат, который запускает в действие сам человек, нуждающийся в эвтаназии.
Активная эвтаназия на законодательном уровне разрешена только в трёх европейских странах: Бельгии, Голландии, Люксембурге. Также активная эвтаназия разрешена в штате Орегон США. И фактически эвтаназия разрешена в Швейцарии, то есть официально на законодательном уровне эвтаназия запрещена, но законодательство Швейцарии разрешает оказывать помощь при осуществлении самоубийства.

 

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Однако, в случае «компетентного решения», считается, что

Люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с их личными ценностями.


Пассивная эвтаназия - это прекращение каких-либо действий по поддержанию жизни человека, при условии,что человек сам принял такое решение. (например, отключение аппарата искусственного дыхания).

 

«Для примера можно взять ситуацию с больным сто лет назад. В XIX веке, безнадёжно больной просто бы тихо помер, отдав душу Господу, а сейчас он бы дышал через аппарат искусственного дыхания, сердце бы билось через аппарат искусственного сердца, почки бы работали с помощью соответствующего агрегата и т.д. А за пределами реанимации медики спорили бы о том, что с ним дальшеделать.» (Проф.Горовский).

Пассивная эвтаназия разрешена более чем в 40 странах мира.


Различие между активной и пассивной эвтаназией.

Американский философ, Дж.Рейчелс, анализируя различие между активной и пассивной эвтаназией, утверждает: "Важное различие между активной и пассивной эвтаназией состоит в том, что при пассивной эвтаназии врач не делает ничего, и пациент умирает оттого, что какая-нибудь болезнь уже поразила его. При активной эвтаназии врач делает нечто, что приводит к смерти пациента, то есть он убивает его. Врач, который делает больному раком летальную инъекцию, сам становится причиной смерти пациента; но если он просто прекратит лечение, то причиной смерти будет рак."


Законодательное регулирование

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам. В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию.

В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни. В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно и по УК Азербайджана эвтаназия «наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового».

В России эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман высказал мнение, что рано или поздно в Украине все-таки будет введена эвтаназия, но сегодня такое решение могло бы привести к неконтролируемым последствиям.

"Но сегодня я противник. Потому что у нас неконтролируемо было бы. То есть торговля органами шла бы, как курами на рынке. Мы еще с прошлого взяли такую систему контроля за медициной. Мы очень много сделали плохого, и в таких условиях эвтаназия - это преступление. Хотя я понимаю, что в определенных случаях это необходимо, чтобы человек все-таки ушел из жизни достойно и без мучений", - сказал он.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биоэтика как учебная дисциплина | Моральные и этические аспекты абортов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.