Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психолгические методы управления

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

-------------------------- 1 -------------------------

Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения определен­ных целей. С их помощью орган управления воздействует на каждого работника и предприятие в целом.

Все методы отличаются друг от друга своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, какие мотивы поведения людей они призваны активизировать.

По содержанию методы управления идентифицируются с функциями управления: планированием, организацией, мотива­цией, контролем. Соответственно выделяются следую­щие группы методов управления:

— экономические;

— организационно-распорядительные (административные);

— социально-психологические.

Все методы управления органически взаимосвязаны, находятся в постоянном динамиче­ском равновесии и воздействуют одновременно на весь коллектив и отдельно на каждого человека.

Экономическим методам управления отводится центральное ме­сто. Это обусловлено тем, что отношения управления определяют­ся в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В основу выбора и реализации методов управления положены следующие принципы:

o Целенаправленность, т.е. применение методов управления должно побуждать работников действовать для достижения поставленной цели.

o Реализуемость, т.е. должна быть возможность реализовать выбранный метод управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами.

o Системность, т.е. применяемые методы управления должны представлять собой единую систему.

o Динамичность, т.е. используемые методы управления должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией.

o Эффективность, т.е. применение избранного метода должно обеспечить максимальную эффективность при минимальных затратах на разработку и реализацию мероприятий.

-------------------------- 2 -------------------------

Экономические методы управления – со­вокупность средств и инструментов, целенаправленно воздейст­вующих на создание благоприятных условий для функциониро­вания и развития организации.

Сущность экономических методов заключается в возможности реализации экономических интересов государства через реализацию экономических интересов предприятия и его работников с помощью использования экономических рычагов. Они основаны на действиях экономических факторов рыночной эко­номики и занимают ведущее место в системе методов управления.

Система экономических методов управления схематично представлена на рис. 1.

Рис. 1 Система экономических методов управления

Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность для предприятия состоит в гарантированном сбыте произведенного.

Сущность налоговой политики как метода управления заключается в том, что государство, меняя ставки налогов, может стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий либо снижать их активность.

Кредитно-финансовая политика подразумевает финансовую поддержку государством тех предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.

Планирование — это основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Оно позволяет за­глянуть в будущее организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источни­ками и затратами.

Планирование определяет рамки, границы, в которых пред­стоит работать сотрудникам; позволяет взаимно увязать все сторо­ны деятельности предприятия, соотнести выполне­ние поставленных задач с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют опреде­лить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке. Результатом планирования яв­ляется разработка бизнес-плана (сводного плана развития), а также оперативных планов по отдельным направлениям дея­тельности.

Коммерческий расчет способствует повышению рентабельности, оптимально­му использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Он использует такие эко­номические рычаги и инструменты, как ценообразование, фи­нансирование, кредитование, направляя их на достижение своей конечной цели – получение устойчивой прибыли.

В настоящее время главными инструментами поощрения более производительного труда являются: заработная плата и различного рода льготы.

Заработная плата устанавливается обычно с учетом профес­сионального уровня, образования, стажа работы и т.д. Инстру­ментом поощрения труда работников является премия. Здесь все зависит от политики, проводимой руководством по отношению к оплате труда. Премии вообще могут не выплачиваться. В этом случае премия рассматривается в качестве дополнительного инст­румента, с помощью которого можно стимулировать более произ­водительный труд. Премия выплачивается за инициативу, акку­ратность в работе, поданную идею и т.д.

Иными словами, зарплата любого работника может быть разбита на три составляющие.

Первая часть выплачивается за исполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается аналогичными обязанностя­ми, получают одинаковое вознаграждение.

Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стои­мости жизни. Все сотрудники получают эту часть компоненты, но ее величина ежегодно автоматически регулируется.

Третья часть варьируется для каждого работника, и ее величина определяется достигнутыми им результатами за пред­шествующий период. Однако эта часть не будет автоматически возрастать. Из года в год она будет меняться в зависимости от результатов деятельности каждого работника. Ее увеличение может происходить толь­ко при изменении масштабов ответственности, возлагаемой на работника.

В системе оплаты труда особое место занимают льготы, пре­доставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, матери­альная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учебных заведениях и т.д.

-------------------------- 3 -------------------------

Организационно-распорядительные (административные) методы управления – система мер и способов воздействия на управ­ляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слажен­ную деятельность управляющей и управляемой подсистем. Эти методы тес­но связаны с функцией организации.

Организационно-распорядительные методы управления в основном поддерживаются властью и правами руководителя, а также дисциплиной и ответственностью. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через ди­рективы, приказы, распоряжения, оперативные указания, инст­рукции, систему контроля над их выполнением и соблюдением трудовой дисциплины. Они опираются на:

1) систему законодательных актов страны и региона;

2) систему нормативно-директивных и методических (обя­зательных к применению) документов предприятия и вышестоящей организации;

3) систему планов, программ, заданий;

4) права, обязанности и ответственность руководителя и подчиненного, регламентированные положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.

Организационно-распорядительные методы имеют следующие особенности:

v оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности их выполнения;

v носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

v требуют наличия и использования действенной системы контроля за их выполнением;

v требуют не наилучшего способа решения проблемы, а выполнения строго определенных действий.

Главные преимущества организационно-распорядительных методов:

1. Эффективность в простых ситуациях.

2. Строгая дисциплина персонала.

3. Обеспечение выбранной технологии производства и управления.

Главные недостатки организационно-распорядительных методов:

1. Не способствуют развитию творческого потенциала личности.

2. Приводят к концентрации власти.

3. Требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на их реализацию.

4. Зачастую негативно оцениваются подчиненными.

Рис. 2. Организационно-распорядительные методы управления

Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель. Основной формой его воздействия выступают положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб предприятия и их руководителей (положение о цехе, положение о производственном мастере). На основе положения составляется штатное расписание и организуется повседневная деятельность подразделений.

Организационное нормирование как метод включает в себя:

- нормы, которые имеют конкретное числовое выражение (нормы численности, обслуживания, выработки; норма расхода ресурсов и др.);

- нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм (технические условия, стандарты качества, шкала премирования и т.д.);

- правила – нормативные документы организационно-управленческого характера (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и др.).

Организационно-методическое инструктирование знакомит с условиями и особенностями вы­полнения работ, выступая в форме инструкций и указаний (должностные инструкции, устанавливающие права и должностные обязанности персонала предприятия; методические указания (рекомендации), описывающие порядок, методы и формы выполнения работ и др.).

Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответ­ственности инструктажа подчиненных, координации работ и кон­троля за их исполнением. Они осуществляются в форме:

- приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за выполнением задания;

- постановления, принимаемые на уровне организации совместно с администрацией;

- распоряжение – устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ, выдаваемое, как правило, функциональными руководителями;

- указание, осуществляемое в устной форме, используемое на низовом уровне управления.

-------------------------- 4 -------------------------

Социально-психологические методы представляют собой совокуп­ность специфических способов воздействия на личностные отно­шения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов.

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического клима­та, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспита­тельные, организационные и экономические задачи. Как никакие другие, эти методы должны учитывать личностные характеристики работников, такие как пол, возраст, особенности национального характера, общий уровень культуры и др.

Социально-психологическое воздействие на персонал осуще­ствляется с помощью социальных и психологических методов.

Социальные методы применяют в период формирования и развития коллектива. К ним относятся:

- Метод социальных норм, позволяющий упорядочить социаль­ные отношения между коллективами и внутри них на основе та­ких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим не­достаткам, честность и т. д.

- Воспитательные методы, включающие пропаганду и агита­цию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью адми­нистрации, участие исполнителей в управлении.

- Методы социального регулирования, предназначающиеся для упорядочения и гармонизации социальных отношений в коллек­тиве. К ним относятся договоры и взаимные обязательства адми­нистрации и коллектива, уставы общественных организаций, по­рядок учета и очередность удовлетворения социальных потребно­стей и интересов.

- Методы социального почина и новаторства, предназначенные для формирования и поддержания в коллективе наиболее про­грессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство.

- Методы социальной преемственности – посвящение в ра­бочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших в профессии.

Психологические методы направлены на регулирование от­ношений между людьми, создание оптимального психологическо­го климата в коллективе. Методы комплектования групп и кол­лективов позволяют определить оптимальные соотношения между работниками в группах. С помощью специального изучения мож­но выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень пси­хологической совместимости или несовместимости.

- Гуманизации труда способствует использование во время работы цвета и музыки, проектирование и оснащение рабочих мест с учетом психологических особенностей личности, расширение творческих процессов, ис­ключение монотонности труда.

- Методы психологического побуждения (мотивации) ра­ботников к труду – создание условий, повышающих привлекательность труда, поощрение творчества, инициативы и самостоятельности.

- Целью методов профессионального отбора и обучения явля­ется соответствие психологических особенностей личности вы­полняемой работе и комплектование коллективов с учетом психо­логической совместимости сотрудников.

- Метод комплектования групп и коллективов направлен на учет при отборе работников результатов психологического тестирования и развитие у них необходимых психологических качеств.

- Метод морального стимулирования (поощрения) поощрение лучших сотрудников и коллективов.

- Моральное порицание, которое может использоваться только при условии убеждения руководителя, что оно даст желаемый результат. Обязательное требование к нему – индивидуальный подход.

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Эффективность применения приемов и способов социально-психологического воздействия зависит от подготовленности руко­водителя, его компетентности, организаторских способностей, знаний в области социальной психологии.

Социально-психологический климат коллектива — это ус­тойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах дея­тельности. Он зависит от следующих факторов: социально-производственной среды, социально-эконо­мической среды; социально-общеобразовательной среды; социально-культурной среды; социально-нравственной среды; социально-психологической среды; социально-бытовой сферы; характера сло­жившихся отношений между членами коллектива; исторических факторов; стиля управления, приме­няемого руководителем.

Тема: СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы управления | Стиль управления. Виды стилей управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.