Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента




Тема 2. Организация как социотехническая система

Тема 1 Введение в менеджмент. Эволюция управленческой мысли

Тема 11. Лидерство в системе менеджмента

Тема 10. Власть и личное влияние руководства организации

Тема 9. Динамика групп в системе менеджмента

Тема 8. Процесс принятия решений

Тема 7. Сущность коммуникаций и их роль в управлении

Тема 6. Регулирование и контроль в системе менеджмента

1. Сущность контроля и его необходимость. Виды контроля.

2. Этапы процесса контроля. Ошибки процесса контроля.

3. Эффективный контроль и его характеристики.

 

1. Общее понятие о коммуникации. Коммуникационный процесс. Его элементы и этапы.

2. Причины и преграды неэффективных коммуникаций.

3. Совершенствование организационных коммуникаций.

 

1. Решения и их разновидности.

2. Этапы принятия рационального решения.

3. Факторы, влияющие на процесс приятия управленческих решений.

 

1. Группа и стадии ее развития.

2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.

3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.

1. Руководство: власть и партнерство. Влияние и власть. Баланс власти.

2. Формы власти и влияния. Практическое использование влияния.

1. Понятие лидерства. Обзор теорий лидерства.

2. Поведенческие концепции лидерства.

3. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

1. Менеджмент как вид деятельности. Природа и состав функций менеджмента.

2. Эволюция управленческой мысли. Основные школы менеджмента.

 

1. Менеджмент как вид деятельности. Природа и состав функций менеджмента.

Характерными чертами современного развития менеджмента являются:

­ его компьютеризация;

­ сокращение избыточных звеньев административной системы;

­ децентрализация управленческих функций;

­ разработка методов долгосрочного социотехнического планирования;

­ разработка технологии проектирования социальных систем.

Менеджмент – это «искусство организовывать выполнение задач силами других людей».

Содержание понятия «менеджмент» включает в себя:

­ совокупность научных знаний и практического опыта управления;

­ управление самостоятельным видом деятельности;

­ определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

­ учебная дисциплина.

Содержание понятия «управление» – целенаправленная деятельность человека, направленная на регулирование взаимодействия и создание условий для развития объектов и процессов природы, общества, техники.

Управление опирается на следующие методы менеджмента:

­ экономические – использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации (к ним относятся: выгода, постановка целей, создание условий для самостоятельной деятельности, формирование системы экономических стимулов);

­ административные или организационно-распорядительные – система способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем (среди них: проектирование, ориентация, регламентация, нормирование, расстановка, документирование, распорядительство, поощрение, наказание);

­ социально-психологические – создание условий для реализации трудового потенциала всех сотрудников (к ним относятся: формирование коллектива и благоприятного климата в нем, развитие индивидуальных способностей каждого).

В менеджменте выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование предполагает прогнозирование перспективных тенденций и определение оптимальной стратегии и тактики достижения компанией ее целей.

Организация предполагает создание таких управленческих отношений, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также разработку организационной структуры, устанавливающей взаимодействие между различными подразделениями предприятия.

Мотивация – это направляющая деятельность, предполагающая создание заинтересованности в эффективной работе для достижения целей организации.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

 

2. Эволюция управленческой мысли. Основные школы менеджмента.

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

- социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

- экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов;

- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:

­ органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

­ возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

­ развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;

­ появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению и объема сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников;

­ рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход.

3. Системный подход.

4. Ситуационный подход.

Школу научного управления (1885-1920) чаще всего связывают с работами Ф.Тейлора, супругов Гилбрет, Г. Гантта и Г. Эмерсона. Их заслуга заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Представители административной школы в управлении – А.Файоль, Л.Урвик, М.Вебер. Основные достижения классической школы:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

В 1930-1950 гг активно развивается школа человеческих отношений, связанная с деятельностью Элтона Мэйо. В 1950-х годах школа трансформировалась в школу поведенческих наук (А.Маслоу, А.Арджирс, Р.Лайкерт, Дж.Маккгрегор, Ф.Герцберг и др.). В целом, основными достижениями школы человеческих отношений и школы поведенческих наук принято считать:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формировании организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Формирование школы науки управления (с 1950 г. и по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и широким внедрением в сферу управления количественных методов. Среди представителей этой школы можно выделить таких ученых, как У.Черчмен, Р.Акофф – исследование операций; Р.Дисинсон, Д.Розенцвейг – исследование систем; Ч.Бернард, И.Марч – исследование социальных систем. Вкладом школы науки управления в теорию и практику управления является:

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов, помогающих руководителям принимать решения в сложных ситуациях.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которые объединены связующими процессами коммуникации (т.е. обмена информацией) и принятия решения. К управленческим функциям относятся функции планирования, организации, мотивации и контроля. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на достижение целей организации.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Основными элементами системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Организация – открытая система, предполагающая постоянные контакты с внешним окружением (с поставщиками, потребителями, конкурентами и т.д.), которое оказывает на организацию большое влияние.

Ситуационный подход появился в ответ на критику теорий управления за их “непрактичность” и “оторванность” от реальной жизни, неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Логика ситуационного подхода предполагает следующее: поскольку существует множество факторов, воздействующих на организацию как внутри нее, так и в окружающей среде, не существует единого “лучшего” способа управлять ею; самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

1. Понятие организации. Признаки и законы организации. Виды организаций.

2. Внутренняя среда организации. Главные переменные организации: цели, структура, задачи, технология, люди.

3. Внешняя среда организации и ее неопределенность. Среда прямого и косвенного воздействия.

 

1. Понятие организации. Признаки и законы организации. Виды организаций.

Организация представляет собой группу, состоящую как минимум из двух человек и имеющую хотя бы одну общую цель.

Возникновение организаций связано с ограниченностью ресурсов (физических, информационных, интеллектуальных, экономических) и других возможностей создающих их лиц, что требует их объединения для совместного решения стоящих проблем и достижения общей цели.

Признаки организаций:

­ обособленность (замкнутость внутренних процессов, наличие границ);

­ внутренний центр (координирует деятельность участников с целью обеспечения единства действий);

­ саморегулирование деятельности (принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд);

­ наличие цели (объединяет участников, придает смысл их деятельности);

­ организационная культура (совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей).

Основной целью любой организации является выживание, т.е. стремление существовать как можно дольше. Однако некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи».

Результативность представляет собой качественный показатель, выражающий соответствие достигнутых результатов поставленным целям. Этот показатель не всегда поддается количественной оценке. Эффективность же можно измерить и выразить количественно как соотношение между полученным результатом и затратами ресурсов на его достижение (при условии, что оба показателя имеют денежную оценку). Относительная эффективность организации называется производительностью, которая определяется как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

Законы организации:

­ синергии (потенциал организации как целого больше сумм потенциалов ее элементов);

­ дополнения (внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными, например, дифференциация и интеграция);

­ пропорциональности (при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность);

­ композиции (функционирование всех элементов организации подчиняется ее цели, а цели элементов конкретизируют общую цель);

­ информированности (порядок в организации не может быть больше информированности ее участников);

­ самосохранения (организация стремится сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов).

Организации бывают формальные и неформальные.

Организация (формальная) – это группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий ради достижения поставленных целей.

Неформальные организации – это группы, возникающие спонтанно, в которых люди достаточно регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Они образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.

 

2. Внутренняя среда организации. Главные переменные организации: цели, структура, задачи, технология, люди.

Организация представляет собой систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Внутренняя среда организации – это система, созданная людьми. Она характеризуется целой системой внутренних факторов, которые являются результатом управленческих решений.

Основные внутренние переменные организации:

­ цели (желаемое состояние будущего, которого пытается достичь организация);

­ структура (логические взаимоотношения уровней управления и подразделений, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации);

­ задачи (работа или часть ее, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки; при этом следует учитывать, что задачи предписываются не работнику, а его должности);

­ технология (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях);

­ люди (весь персонал организации, через использование которого руководство достигает поставленных перед организацией целей).

Все внутренние переменные взаимосвязаны, и изменение в одном из факторов ведет к изменениям в других.

 

3. Внешняя среда организации и ее неопределенность. Среда прямого и косвенного воздействия.

Организация – это целостность, состоящая из взаимозависимых частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Поэтому руководитель должен иметь представление о значении внешнего окружения и учитывать силы, внешние по отношению к организации, подбирая методы и способы реагирования на их воздействие. Чтобы выжить и сохранить эффективность, организации вынуждены приспосабливаться к окружающей среде.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность субъектов и процессов, составляющих ее окружение. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации.

Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия (микросреде), а все другие – к среде косвенного воздействия (макросреде).

Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся научно-технический прогресс, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, влияние групповых интересов.

Основные характеристики внешней среды:

­ взаимосвязанность факторов внешней среды (уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы);

­ сложность внешней среды (число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень взаимозаменяемости каждого фактора);

­ подвижность среды (скорость, с которой происходят изменения в окружении организации);

­ неопределенность внешней среды (соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенность в точности этой информации; чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения).

 

1. Планирование в системе менеджмента организации. Стратегические и тактические планы.

2. Основные этапы и задачи стратегического управления.

3. Реализация стратегии организации. Взаимосвязь стратегии и организационной структуры.

 

1. Планирование в системе менеджмента организации. Стратегические и тактические планы.

Планирование как ключевая функция менеджмента представляет собой процесс определения целей организации и средств их достижения. В развитии корпоративного планирования можно выделить четыре этапа:

1) Бюджетирование. Формально планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели, исходя из предположения, что прошлое повторяется.

2) Долгосрочное планирование. На основе данных за предыдущие годы составлялся прогноз продаж фирмы на несколько лет вперед, исходя из предположения, что хотя товарные рынки развиваются высокими темпами, тенденции их развития сохраняются и могут быть предсказаны путем экстраполяции. Главная задача менеджеров состояла в выявлении внутренних ресурсов, ограничивающих рост фирмы.

3) Стратегическое планирование. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

4) Стратегический менеджмент. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным.

Планирование в организации имеет многоуровневую структуру. Общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем, называются стратегическими целями. Они составляют основу для стратегических планов компании. В стратегических планах определяются действия, которые компания намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов (на срок от 2 до 5 лет).

Результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы, называются тактическими целями. Тактические планы предполагают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. В них определяются конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей (на ближайших год).

Конкретные результаты, которых должны достичь отделы, рабочие группы и индивидуальные работники, называются оперативными целями. Оперативные планы указывают последовательность действий по достижению оперативных целей и обеспечивают выполнение тактических планов.

 

2. Основные этапы и задачи стратегического управления.

Целью стратегического управления является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

­ в каком положении предприятие находится в настоящее время;

­ в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;

­ каким способом достичь желаемого положения.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ. Все это в совокупности дает организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Благодаря стратегическому планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные способы их выполнения. В стратегии предусматриваются необходимые для осуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективного использования. Методология стратегического управления предусматривает увязку целей с ресурсами, определение последовательности, средств и методов достижения целей.

Основными этапами стратегического управления являются:

­ определение миссии и целей организации;

­ анализ среды;

­ выбор стратегии;

­ выполнение стратегии;

­ оценка результатов и обратная связь.

На каждом этапе стратегического управления решаются специфические задачи.

Определение миссии и целей организации включает в себя необходимость решения трех задач. Во-первых, необходимо сформулировать миссию фирмы, которая в концентрированном виде выражает смысл ее существования. Во-вторых, необходимо сформулировать долгосрочные цели предприятия (от 3 до 5 лет), на их основе среднесрочные цели (от 1 до 3 лет). И, в-третьих, требуется установить краткосрочные цели (до 1 года). Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, иметь четкий горизонт планирования.

Анализ среды включает в себя исследование внешней среды организации с точки зрения возможностей и угроз, а также внутреннюю диагностику – оценку сильных и слабых сторон организации. При этом обычно используют SWOT анализ.

На этапе выбора стратегии принимается решение по поводу того, каким образом фирма будет добиваться достижения целей. Определение стратегии – это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке. Организация может выбрать одну из четырех стратегических альтернатив: стратегию роста (внутреннего и/или внешнего), стратегию ограниченного роста, стратегию сокращения (ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация) или комбинированную стратегию.

Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь. На данном этапе разрабатываются соответствующие стратегии тактика, политика, правила и процедуры.

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

 

3. Реализация стратегии организации. Взаимосвязь стратегии и организационной структуры.

Подходы менеджеров к реализации стратегии должны соответствовать конкретной ситуации, в которой находится фирма. Вместе с тем, существуют определенные базовые требования, которые выполняются независимо от особенностей организации. Они включают в себя:

­ создание организационной структуры управления, способной успешно выполнять стратегию;

­ пересмотр бюджетов для того, чтобы направлять достаточно ресурсов в те виды деятельности в цепочке ценностей, которые определяют стратегический успех;

­ установление соответствующих стратегии правил и процедур;

­ введение наилучшей практики и техники для обеспечения постоянного развития и совершенствования;

­ внедрение поддерживающих систем, которые создают возможность персоналу компании успешно осуществлять свою стратегическую роль изо дня в день;

­ увязывание систем мотивации с выполнением стратегии на высоком уровне и достижением поставленных целей;

­ создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию;

­ обеспечение внутреннего руководства (лидерства), необходимого для реализации стратегии и ее совершенствования в процессе реализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.