Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации

 

Ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся деятельность организации, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие ква­лификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работ­ник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполне­ния своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает оп­ределенный статус в организационном окружении. При таком подходе человек воспринимается организацией в первую оче­редь как выполняющий определенную работу специалист, обла­дающий необходимыми для этого знаниями и навыками.

Если посмотреть на проблему взаимо­действия человека и организационного окружения шире, то окажется, что значение личностных характеристик человекане только очень велико, но зачастую может быть определяющим в его взаимо­действии с организацией.

Тремя основополагающими личностными началами поведе­ния человека являются восприятие, критериальная основа и мо­тивация.

В осприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

При всем разнообразии факторов, влияющих на воспри­ятие, можно выделить из них несколько внутренних и внешних, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Внутренние по отношению к человеку факторы те, которые за­висят от самого человека. Так, люди:

быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство как позитивного, так и негативного характера;

по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию, и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими на восприятие челове­ком действительности, являются:

интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);

подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимают­ся в большей степени, чем неподвижные);

размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

состояние окружения, в котором находится человек (фор­мы, звуки и т.п.).

Восприятие зачастую может быть ошибочным. К числу при­чин, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком относятся следующие:

1. Стереотипизация — сведение более сложного и ориги­нального явления к определенному представлению об этом яв­лении.

2. Перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или обобщение оценки отдельной ха­рактеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом.

3. Проекция человеком своих собственных чувств, настрое­ний, переживаний, опасений, мотивов деятельности на других людей.

4. Восприятие действительности по первому впечатлению. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие нахо­дится в плену у первого впечатления.

Критериальная база поведения любого человека складыва­ется из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, на­бора верований, которых придерживается человек, и принци­пов, которым он следует в своем поведении. Все эти состав­ляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимозависимости и взаимовлиянии. Одна­ко, несмотря на это, их можно рассматривать как относитель­но обособленные характеристики личности человека, влияю­щие на его поведение.

В общем виде расположение можно определить, как априор­ное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организаци­ям, процессам и вещам, определяющее положительную или нега­тивную реакцию на них.

Для эффективного управления и установления хороших от­ношений в коллективе важны три типа расположения:

• удовлетворенность работой;

• увлеченность работой;

• приверженность организации.

Ценности так же, как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им реше­ния и поведение в коллективе. Различия между ценностями и расположениями состоят в том, что если последние определяют отношение человека к объекту по принципу «нравится — не нравится», «люблю — не люблю» и всегда относятся к какому-то определенному объекту, то ценности задают предпочтения чело­века по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — пло­хо», «полезно — вредно» и тому подобное. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного челове­ка, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться большими группами людей. Поэтому, если расположение всегда сугубо персонально, то но­сителями ценностей являются группы людей (например, ценно­сти среднего класса), а каждый отдельный человек принимает какой-то набор ценностей, который он может менять, но кото­рому он следует в каждый конкретный момент времени.

Ценности — есть набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответст­вующих доказательств, то они превращаются в верования.

В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.

Верования могут меняться во времени.

Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей от внеш­них источников. Очень часто верования носят характер обобще­ния единичного опыта. Часто они возникают у человека в ре­зультате способностей других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верования. Поэтому, хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью со­ответствуют действительности.

Принципы. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их пове­дение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей.

Принципы формируются на основе системы ценностей, яв­ляются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощения верований в виде определенных стандартов поведения.

Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей дея­тельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следо­вания этим принципам и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими фор­мами познания окружающей действительности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношения статуса и роли | Адаптация человека к организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.