Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий конспект лекции

Здравствуйте!

Сегодня тема нашей лекции – «мышление». Давайте сегодня постараемся разобраться и усвоить понятие мышления. Как мышление связано с языком?

Как вы думаете: «Что можно назвать под термином мышление?»

Многие люди охотно готовы считать себя разумными животными – и только. Но даже в этом случае необходимо четко определить, что такое разум, и чем, собственно, отличается умственный процесс, который мы называем «мышление», от множества других. А сделать это не так легко, как может показаться. Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический процесс, реально не существует, но мышление не отделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти речи и т. д. кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций.

Как вы думаете: «Мы таким образом мыслим или нет?» Нет, не мыслим, а скорее привычно, и в общем - то правильно реагируем на обстоятельство своего инерционного пребывания в этом мире: «На второе была курица….(пауза). С рисом….(пауза). Вкусно!».

Как вы думаете: «Чем отличаются умственные процессы от мышления?»

А отличия в том, что умственные процессы репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно. Мышление представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Причем мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно (наглядно) человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить.

Поэтому можно утверждать и давайте запишем, что мышление – это психологический процесс с открытием (возможно субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решения проблем на основе переработки полученной информации.

Как вы думаете: «Мышление связано с языком или нет?» Да, выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем подвести под них общие правила. Обобщение – первый признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает как бы из себя, оперируя имеющейся в его распоряжении информацией. Читать данный текст – не значит мыслить, заметить опечатку – тоже. Но если вы на основании этого текста сделаете какие то выводы, скажем, об этих строках, личностных особенностях – вы мыслите. Хотя, может быть, не самым продуктивным образом.

Давайте коротко запишем понятие мышление, что бы дома вы лучше разобрались в нём.

Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, чего ему дано в ощущениях и восприятиях.

Мышление - способ решения задач. Там где нет задач, там нет мышления.

Мышление – непрямое, а опосредованное понимание человеческой действительности, при котором он использует разнообразные приёмы и средства.

Мышление – активная сознательная деятельность, направленная на получение новых знаний. В ней есть внутренняя и внешняя практическая сторона, которая подчинена определенной логике и цели. Целенаправленность и логика – один из признаков того, что эти действия составляют целостный процесс мышления.

Мышление – в своем развитии проходит 3 стадии: конкретное, наглядное, абстрактное.

А теперь подумайте и скажите: «Какие вопросы задаются в исходных моментах мышления?» Правильно: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?»

Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид; ситуации, вызывающей мыслительное напряжен7ие. Психологи определяют её как стимул мыслительной активности. Но речь идет не о прямой (внешней, объективной) стимуляции нашего разума. Мотивом, началом движения мышления становится только отображение и осознание нашей психикой факта появления проблемной ситуации. Это осознание и принимает формы вопросов, задач, проблем, которые требуют от нас своего разрешения, а у нас нет готовых ответов или рецептов действий (Что отвечать? Где занять? Что соврать?).

Послушайте, что говорил С.Л.Рубинштейн: «Осознать, сформулировать вопрос – значит подняться до известного понимания. А понять, правильно поставить проблему – значит найти метод для её разрешения. Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы и понимания». Если человеку «все понятно» изначально, для него не существует «тёмных «проблем и вопросов, то это грозный, недвусмысленный показатель отсутствия или очень слабой работы мысли.

«Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем, все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум ещё бездействует»(С.Л.Рубинштейн).

Счастливые люди не только «часов», но и проблем не наблюдают. Интенсивность мышления прямо пропорциональна тем ситуационным или интеллектуальным трудностям, которые мы должны преодолевать.

А теперь я хочу предложить вам урок мышления(на сообразительность).

Предлагаю первое задание. Вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно ответить.

1. Ты, да я, да мы, с тобой. Сколько нас? (двое)

2. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя девушками, что бы одно яблоко осталось в корзине? (♀☺♀☺♀)

3. где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев? (глобус, карта)

4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

5. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? (в каждом)

Молодцы! Вы справились с этим заданием. Я рада, что вы внимательно слушаете и стараетесь обдумывать задания!

Хочу ещё вам предложить поработать и поразмышлять.

Задание № 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции. Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая ставка рентабельности активов × Общая стоимость активов / Ожидаемый | Методика «Количественные отношения»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.