Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема народонаселения

Глобальные проблемы экологии

 

Поскольку современная экологическая ситуация есть продукт деятельности человека в его взаимоотношениях с природой, то следует определить главные направления взаимодействия общества и окружающей среды. Такими основными направлениями можно назвать:

1. рост народонаселения;

2. потребление природных ресурсов;

3. загрязнение биосферы.

 

Последние 150 лет население Земли росло и продолжает расти феноменальными, взрывообразными темпами.

Приблизительно до начала XVIII века человечество увеличивалось медленно, со средней скоростью около одного процента за столетие, что соответствует удвоению численности за тысячу лет. В дальнейшем скорость прироста начинает увеличиваться и к середине XX столетия приобретает гиперэкспоненциальный характер. В 1969 году население мира увеличивалось на 2% в год, прирост составил около 70 млн. человек, или 150 человек в минуту. В 1989 году прирост составил 1,8% от численности возросшего населения дал уже 90 млн. человек (179 человек в минуту), или больше чем когда-либо за всю предыдущую историю человечества.

В конце ХХ века каждое десятилетие добавляет к общей численности еще 1 млрд. человек.

В 1990 году - 5 млрд. человек, а в 1999 году – 6 млрд. человек, в 2011 – 7 млрд. человек.

Этот стремительный рост называют демографическим взрывом.

Эксперты по народонаселению предсказывают, что если не случится мировой ядерной войны или широкомасштабного голода или мора, численность населения к 2100 г. Достигнет 10,4 млрд. человек, что будет в два раза больше, чем в 1990 г. Большая часть прироста населения приходится на развивающиеся страны.

Именно такой мощный прирост населения происходит, в то время как:

- по крайней мере, половина взрослого населения планеты не умеет читать и писать;

- один из каждых пяти человек голодает или недоедает, а каждый шестой не имеет соответствующего жилища;

- каждый четвертый испытывает недостаток в безопасной питьевой воде;

- каждый третий не обеспечен коммунальной службой удаления отходов, не получает медицинской помощи и не имеет топлива для приготовления пищи и обогрева.

Более половины населения земного шара в современную эпоху концентрируется в Азии – 57,9%, в Африке - 10,2%, В северной Америке – 8,6%, в Южной Америке - 5,6%, в Австралии и Океании – 0,5%, в Европе (с Россией) - 17,2%.

Увеличение народонаселения планеты создает значительные проблемы. Человеку нужно место для расселения, для производства материальных благ. Но самое главное – для миллиардов людей необходимо огромное количество пищи. (Ежедневно на нашей планете 110 тыс. человек преждевременно умирают от голода, недостаточного питания, а также из-за болезней, связанных с нищетой).

Промышленные страны с высоким национальным доходом обычно называют развитыми, а умеренно- и слаборазвитые – развивающимися. Неравенство в распределении материальных ценностей между этими группами стран и их гражданами ошеломляет. В высокоразвитых странах проживает 25% мирового населения, которое при этом владеет 80% мирового богатства. Таким образом, на долю развивающихся стран (75% мирового населения) его остается только 20%. Конечно же, богатство и внутри каждой страны распределено неравномерно.

Ключевой фактор, определяющий диспропорции в темпах прироста населения – суммарный коэффициент рождаемости (СКР, т.е среднее число детей, которое рождает каждая женщина в течении жизни. Если СКР равен 2, то он обеспечит неизменную численность населения (два ребенка заменят мать и отца СКР ниже 2 приведет к снижению численности населения. В России СКР в 2012 году равен 1,6.Увеличение народонаселения планеты создает значительные проблемы. Человеку нужно место для расселения, для производства материальных благ. Но самое главное - для миллиардов людей необходимо огромное количество пищи. Ежедневно на нашей планете 110 тыс. человек преждевременно умирают от голода, недостаточного питания, а также из-за болезней, связанных с нищетой.

Чтобы направить продуктивность природы в нужное русло, человек распахал огромные площади, большая часть которых была занята лесами. А ведь леса - это не только «легкие» планеты, но и поставщики разнообразного и, что крайне важно, естественного сырья для хозяйственных нужд. Целая природная зона (биом) (лиственные леса умеренного пояса - с их животным миром) оказалась на три четверти уничтоженной лишь потому, что она занимала географический район, благоприятный для жизни человека.

Но ведь биосфера - это неделимое целое. Из-за снижения биологической продуктивности одной среды обитания другие среды земного шара лишаются многих ранее поступавших веществ, и тем самым обедняется вся живая система суши. К тому же тропические почвы под сельскохозяйственными угодьями при существующей агротехнике быстро истощаются, что ведет к опустыниванию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качество медицинского обеспечения и здоровье человека | Типы природных ресурсов и их использование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.