Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 26. Финансовое обеспечение социальной сферы




Лекция 25. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы

Тема 10. ФИНАНСЫ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

 

 

В основе подразделения народного хозяйства на сферу материального производства и непроизводственную сферу лежат классические определения материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и т.д. Сфера материального производства – главное поле человеческой деятельности и является основой существования нашего общества.

К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и реализацией товаров.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, искусство, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, фундаментальные области наук и научное обслуживание, организация общественного и государственного управления).

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сферы, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них. Основное отличие непроизводственной сферы от сферы материального производства состоит в том, что труд в отраслях непроизводственной сферы не является непосредственно производительным и чаще носит характер услуг. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может выступать в виде вещи (картина художника) и иметь стоимость, намного превосходящую стоимость усилий десятков тысяч человек. В целом развитие непроизводственной сферы направлено на повышение производительности труда работников, занятых в производственной сфере, создает условия для раскрытия творческих возможностей людей, повышения их общеобразовательного уровня и квалификации.

Непроизводственная сфера – это совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг и развития социальной инфраструктуры общества.

Сфера обслуживания – совокупность отраслей и видов деятельности, в которых продукция выступает в виде услуг, включает большинство отраслей непроизводственной сферы – пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое обслуживание.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей. Одним из важнейших является объем государственного финансирования общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными в деле достижения экономического прогресса и напрямую влияют на социально-экономическое развитие страны в целом. Но размер средств, направляемый в отрасли непроизводственной сферы, определяется не только потребностями общества в их услугах, но и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета и проводимой финансовой политикой.

Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми их потребителями. Понятие «бесплатные» следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой – от характера их предоставления. В свою очередь, услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны, а их источник – государственный бюджет. Однако в условиях хронического дефицита бюджета непроизводственная сфера все больше переходит на платные услуги, что привносит специфичность в методы ведения хозяйств и формы финансовых отношений.

Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно входящие в ее состав предприятия, организации и учреждения классифицировать с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования:

1 группа – предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, а финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.

2 группа – организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.

3 группа – учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги полностью бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет.

В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между:

- предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;

- распорядителями бюджетных средств – по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;

- вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями – по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределния;

- организациями, учреждениями одного ведомства – по поводу перераспределения финансовых ресурсов;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства – по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы – по поводу оплаты оказываемых услуг;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективами работников - по поводу оплаты их труда;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением – по поводу оплаты стоимости оказанных населению услуг;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами – по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами – по поводу перечисления средств из этих фондов;

- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами – по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, финансы непроизводственной сферы – это совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг. Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий, либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы:

- финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;

- источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размеров зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития отраслей непроизводственной сферы, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материально производства, в частности, той его долей, которая направлена на потребление;

- поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы;

- большинство предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях – ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах;

- в условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета, развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования, что значительно расширяет сферу финансовых отношений;

- в структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80%), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы – его формирование, распределение и использование.

Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений.

 

Социальная сфера – это совокупность отраслей экономики, участвующих в определенной степени в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. В этом процессе задействован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в материальном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего – жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и иные отрасли и учреждения, определяющие качество жизни населения. Социальная сфера в значительной степени представлена отраслями непроизводственной сферы.

Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений социальной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание социальной сферы бюджетных средств зависит прежде всего от состояния самого бюджета. В настоящее время из государственного бюджета финансируются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования (ЖКХ, транспорт, дорожное хозяйство и т.д.). В частности, субсидии из государственного бюджета получают организации и предприятия ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта, связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транспортных услуг населению, услуг связи, благоустройству городов, поселков и деревень, содержанию и ремонту дорог.

Монополистический характер этих структур, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на оказываемые услуги. В то же время, сократив финансирование текущей деятельности предприятий названных отраслей, государство получает возможность направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополнительное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную сферу и представляют нерыночный сектор экономики, - образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации.

Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат, особенно в рыночной экономике, имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения в сложной экономической ситуации. Однако с экономической точки зрения эта практика неэффективна – наличие ряда дотационных хозяйств дестабилизирует экономику, способствует развитию инфляционных процессов.

Для обеспечения безубыточной работы предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи необходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что, в свою очередь, требует приведения зарплаты, а также других доходов в соответствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям услуг соответствующих отраслей.

В период перехода к рыночным отношениям, особенно в условиях кризиса и обострения социальных проблем, роль названных отраслей в социальной защите населения для поддержания его жизненного уровня значительно возрастает. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели.

Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, но в условиях развития рыночной экономики услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку традиционные бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться, и населению придется из собственных средств частично финансировать затраты на производство соответствующих услуг. При этом степень участия должна дифференцироваться в зависимости от уровня доходов: для малообеспеченной группы населения следует предусмотреть снижение участия в финансировании, вплоть до полного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. К слову сказать, сегодня в Беларуси реализуется переход от остаточного метода финансирования социальной сферы к нормативному.

В финансировании расходов отраслей социальной сферы могут принять участие организации и предприятия других отраслей, что позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и повысить качество оказываемых ими услуг.

В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств.

Развитие платных услуг способствует развитию соответствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреждений, но и частных предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени снимает нагрузку с бюджета, позволяет расширить перечень и объем оказываемых населению услуг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях.

Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, будут развиваться три вида финансового обеспечения организаций социальной сферы: 1) бюджетное; 2) бюджетно-хозрасчетное (смешанное); 3) хозрасчетное финансирование, осуществляемое исключительно за счет собственных средств субъектов хозяйствования.

При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из бюджета. Одновременно необходимо разработать механизм компенсации расходов по оплате услуг социального характера малообеспеченной группе населения.

Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.