Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 27. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы




Эффективность экономических методов управления социальными процессами находится в прямой зависимости от объемов финансирования отраслей социальной сферы, соотнесенных с поставленными перед этими отраслями задачами. В силу этого при бюджетном планировании учитываются три составляющие: политические целевые установки; социальные и финансовые показатели, нормы и нормативы; реальные технико-экономические параметры работы социальных служб. Задачами бюджетного планирования при этом являются обеспечение сбалансированного функционирования различных сфер жизнедеятельности и повышение обоснованного маневрирования финансовыми ресурсами.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.

Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы Республики Беларусь находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и их распределения между бюджетами, территориями и отдельными учреждениями. Эти отрасли объединяет единая методология формирования затрат как на уровне соответствующего бюджета, так и на уровне учреждения. Ввиду того, что суммы ассигнований в социальную сферу не могут определяться по потребности, практика формирования бюджетов и смет расходов учреждений социальной сферы, основанная на «достигнутом уровне» и возможностях бюджета, значительно отличается от требований действующего законодательства.

Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений – школ, больниц, библиотек, клубов, т.е индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства – отделов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому бюджету.

Базой для планирования являются показатели, дифференцирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждения); б) обслуживаемого контингента (больного); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию предшествует расчет данных показателей.

Планирование расходов осуществляется в разрезе предметных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновременно – с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе получателей бюджетных средств.

Для защиты социальных гарантий граждан в Республике Беларусь установлены единые социальные стандарты: единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы, величина прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, объем и качество услуг учреждений образования, здравоохранения. На основе социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы, а для выравнивания расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам рассчитывается объем финансирования – норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя. Приэтом нормативырасходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций. Во-первых, напрямую связывают бюджетные ассигнования с оказанием услуг. В натуральном выражении нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов в зависимости от особенностей технологии обслуживания. Во-вторых, с помощью нормативов в денежной форме появляется возможность стоимостной оценки деятельности бюджетных организаций. Денежные нормативы позволяют увязать натурально-вещественный и стоимостной аспекты их деятельности. В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать результаты труда в этих учреждениях в хозяйственный оборот.

При различии уровней доходной базы местных бюджетов предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего норматива.

Финансовое планирование для сметно-бюджетного финансирования хозяйствующих субъектов осуществляется в форме сметы расходов, в которой отражается односторонний характер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.

Если источником доходов является хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы используются в особом порядке.

Проблема финансового обеспечения обязательств государства перед населением страны и перед бюджетополучателями по реализации экономических и социальных программ в настоящее время приобретает особо важное значение. В Республике Беларусь законодательно закреплены вопросы адаптации бюджетной системы к новым экономическим условиям и с особой тщательностью раскрыт правовой режим процесса исполнения расходной части бюджета любого уровня, определены функциональные виды расходов, которые могут финансироваться из того или иного вида бюджета.

Процесс финансирования означает реальное перечисление средств на счет бюджетополучателя или реальную оплату расходов органом казначейства по поручению учреждения. Поскольку основным держателем и распорядителем бюджетных фондов потребления является государство, оно определяет порядок движения и использования бюджетных средств.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:

-финансирование расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные цели и мероприятия;

-предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами;

-финансирование по мере выполнения плана по производственным оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства. При невыполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается.

Управление механизмом финансового обеспечения государственных расходов в Республике Беларусь, в том числе расходов на социальную сферу, возложено на казначейскую систему.

В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

Внебюджетные источники финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, другой предпринимательской или коммерческой деятельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, общественных организаций, пожертвований.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.