Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 45-46. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования

Лекция 44. Институт банкротства как инструмент регулирования национальной экономики

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 16. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО

Целью любого государства является обеспечение устойчивости господствующей экономической системы – фундамента стабильности общества, его научно-технического прогресса, материального и нравственного благополучия нации. Устойчивость экономической системы государства в значительной мере определяется платежеспособностью всех хозяйствующих субъектов, которая лежит в основе эффективного функционирования национальной экономики. Напротив, кризис платежей обусловливает финансовую несостоятельность отдельных предприятий и дестабилизацию экономической системы государства.

Для поддержания устойчивости экономической системы реализуется ряд специальных мер: а) меры по восстановлению платежеспособности должников; б) меры по их выводу из числа действующих предприятий. Процедуры по восстановлению платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хозяйствования составляют суть института банкротства.

Банкротство – неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. Факторы, способствующие банкротству предприятия, делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы, ведущие к возникновению кризисного состояния предприятия:

а) общегосударственные социально-экономические факторы: рост инфляции; нестабильность налоговой системы; нестабильность финансового законодательства государства; рост безработицы;

б) рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма на рынке; нестабильность валютного рынка;

в) прочие внешние факторы: политическая нестабильность; стихийные бедствия; ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы:

а) управленческие факторы: высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент; отсутствие гибкости в управлении;

б) производственные факторы: устаревшие и изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие энергозатраты;

в) прочие внутренние факторы: низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и потребителей.

Эти факторы действуют, как правило, в совокупности, что усиливает эффект негативного воздействия и неизбежно приводит к кризисному состоянию экономики, неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и зачастую – к их банкротству. Банкротство содержит в себе разрушающий потенциал и для государства в целом: возникают проблемы с наполнением государственного бюджета, растет безработица.

Реальная угроза банкротства побуждает субъекты хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В таком качестве банкротство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.

Обязательными элементами системы банкротства являются: законодательная база банкротства; судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству; институт специалистов по реализации процедуры банкротства – антикризисных и временных управляющих; органы государственного управления по делам о банкротстве.

В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. Названные документы четко обозначили основные термины, сопровождающие процедуру банкротства в Беларуси, и отразили особенности ее реализации и применения в реалиях национальной экономики.

Специализированную судебную систему, непосредственно осуществляющую судебное производство по делам о банкротстве, в Республике Беларусь образует совокупность хозяйственных судов, действующих в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства в Республике Беларусь, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников и консультантов.

Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Среди государственных органов, представляющих в делах о банкротстве интересы-государства-кредитора, – налоговая служба, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти.

Мировой практикой выработана система признаков кризисного состояния предприятия. Это необходимо для своевременного принятия решения о применении соответствующих мер в отношении неэффективно функционирующего должника. Основными признаками являются следующие:

- наличие у субъекта хозяйствования просроченной задолженности перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами государства, банками и прочими кредиторами, которая в короткие сроки оборачивается его неплатежеспособностью;

- неспособность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных активов, вынуждающая привлечь в эту сферу долгосрочные финансовые вложения, внеоборотные активы. Это приводит к снижению производственного потенциала, сокращению объема продаж;

- превышение общей суммы финансовых обязательств предприятия над стоимостью его активов, предопределяющее невозможность расчетов с кредиторами даже при реализации всего имущества;

- дефицит собственных оборотных средств, который ограничивает деловые возможности предприятия и увеличивает риск непогашения долгов;

- хроническая убыточность предприятия, лишающая его источников расширенного воспроизводства;

- низкое качество дебиторской задолженности. Это приводит к замедлению оборачиваемости активов, недостатку финансовых ресурсов для приобретения материалов, выплату заработной платы;

- нарушение ритмичности работы предприятия, продолжительные остановки производства, оборачивающиеся неравномерным выпуском продукции, увеличением объемов незавершенного производства, нарушением хозяйственных договоров, непроизводительными расходами (выплата штрафов).

На основании этих признаков можно сделать вывод о неплатежеспособности предприятия, мотивированно определить стадию этого состояния – «экономическая несостоятельность» или «банкротство» – и выбрать меры адекватного воздействия на должника: восстановить его платежеспособность или вывести из числа действующих предприятий.

Под неплатежеспособностью должника понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические санкции, примененные к должнику.

Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.

Банкротство – устойчивая неплатежеспособность, признанная решением хозяйственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо различать следующие виды банкротства:

- реальное банкротство – полная неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала;

- фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от них всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;

- преднамеренное банкротство – умышленное создание руководством предприятия или его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц.

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным мероприятиям или классическим послесудебным процедурам банкротства, среди которых – защитный период, конкурсное производство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.

Досудебное оздоровление – это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.

Данные меры направлены на улучшение финансового состояния должника, создание условий для его стабильной деятельности. Они соответствуют законодательству и предполагают:

- изменение структуры и состава органов управления должника;

- взыскание дебиторской задолженности;

- выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа, погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

- привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

- содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности;

- реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;

- ходатайство об изменении сроков уплаты налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей путем их отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита;

- предоставление должнику кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи;

- иные меры, не противоречащие законодательству о банкротстве.

Защитный период – это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится не более чем на три месяца. Введение защитного периода не является основанием для безусловного отстранения руководителя должника от исполнения его функций. Однако совершение им всех сделок и исполнения платежных обязательств в этот период возможно только с письменного согласия временного управляющего.

По окончании защитного периода временный управляющий должен представить в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. На их основании хозяйственный суд принимает решение об открытии конкурсного производства или заключении мирового соглашения между должником и кредитором.

Конкурсное производство – это наиболее радикальная из процедур банкротства, проводится с целью максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.

В результате открытия конкурсного производства управление делами и имуществом, полномочия руководителя должника и иных органов управления возлагаются на временного управляющего. Органы управления должника в течение трех дней со дня назначения временного управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника – юридического лица. Приостанавливается начисление процентов, неустойки и иных экономических санкций по всем видам задолженности должника.

Завершая процедуру конкурсного производства, хозяйственный суд принимает: а) решение о банкротстве с санацией должника; б) решение о банкротстве с ликвидацией должника; в) определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Общий срок конкурсного производства составляет 16 месяцев, а при проведении санации – 22 месяца.

Санация – процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

При этом для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

- ликвидация дебиторской задолженности;

- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- продажа части имущества должника;

- предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

Если реализация мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных в плане санации, привела к восстановлению платежеспособности должника, то дело о банкротстве прекращается.

Ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, предполагающая его ликвидацию посредством продажи его имущества с целью освобождения от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредитора. Для начала ликвидационного производства обязательно наличие трех оснований:

1) кредитор должен располагать достоверными, документально подтвержденными сведениями о неплатежеспособности должника, имеющей устойчивый характер;

2) кредитор должен предъявить хозяйственному суду доказательства применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо сведения об отсутствии у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных ему требований;

3) задолженность перед кредитором должна превышать 100 и более базовых величин. Если должник является градообразующей или государственной организацией, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, то размер задолженности должен быть равен 2500 и более базовых величин.

Срок ликвидационного производства не должен превышать одного года, но по решению хозяйственного суда он может быть продлен на 6 месяцев.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве – это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии, после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Оно имеет письменную форму и заключается в условиях:

- отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

- уступки требования должника;

- исполнения обязательств должника третьими лицами;

- перевода долга;

- обмена требований кредиторов на акции;

- удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Таким образом, в досудебном оздоровлении неплатежеспособных белорусских предприятий и механизме осуществления послесудебных процедур прослеживается роль государства, его регулирующее воздействие на эти сложнейшие процессы. Своим непосредственным участием в процедурах установления экономической несостоятельности и банкротства государство выступает гарантом удовлетворения требований кредиторов и одновременно защиты интересов должников.

В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур банкротства: ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизационных и оздоровительных процедур. Национальному банку Республики Беларусь вменено в обязанность предоставлять кредиты для досудебного оздоровления, санации неэффективно функционирующих предприятий. Все это позволяет превратить институт банкротства в инструмент укрепления национальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.

 

Реструктуризация – рационализация производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятий в целях сохранения или восстановления их платежеспособности, рентабельной работы и повышения конкурентоспособности. В таком качестве реструктуризация вполне справедливо рассматривается как инструмент финансового оздоровления отдельных предприятий и экономики всего государства. В переходный период наибольшее распространение получила реструктуризация организационно-правовых форм хозяйствования предприятий. Эти перемены повлекли за собой включение у работников трансформируемых организаций новых мотиваций к более эффективному, рациональному и экономному хозяйствованию.

Основные трансформационные процессы в сфере организационно-правового устройства предприятий в Республике Беларусь сводятся преимущественно к развитию крупных корпоративных формирований.

В современных условиях резко возросли требования к эффективности производства, конкурентоспособности производимой продукции, что вызывает необходимость объединения технологических, финансовых и материальных усилий нескольких предприятий. Интеграция обеспечивает предприятиям определенные выгоды и преимущества: увеличение объемов производства продукции; суммирование накопленного опыта; снижение затрат на развитие; усиление позиций на рынке товаров; доступ к технологиям и патентам участников объединения.

Из всех известных видов интеграционных формирований в Республике Беларусь наибольшее распространение получили концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, предприятия с иностранными инвестициями. Трансформационные процессы, завершившиеся созданием таких формирований, в наибольшей степени оправдали себя и проиллюстрировали возможности реструктуризации как инструмента финансового оздоровления экономики.

Концерн – крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Структура концерна представляет собой единый хозяйственный комплекс с централизованной системой управления. Централизация достигается возложением функций управления: а) на обособленный аппарат управления; б) на головную организацию, вокруг которой осуществляется кооперация.

Концерн обеспечивает защиту прав и интересов всех участников в отношениях с партнерами по бизнесу, институтами финансовой системы государства и органами власти. В задачу концерна входит создание благоприятных условий для эффективной инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической деятельности своих субъектов.

Внутренние взаимоотношения в концерне также обусловлены взаимными договорами, благодаря чему все участники сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Субъекты хозяйствования, входящие в концерн, формируют свои доходы и прибыль, определяют направления их использования, выстраивают финансовые отношения со всеми институтами финансовой системы государства и выступают в роли налогоплательщиков, заемщиков, страхователей и т.п.

Предприятия – участники концерна самостоятельно определяют свои цели, задачи и приоритетные направления финансирования, но в контексте финансовой стратегии и тактики всего концерна.

Для решения стратегических и тактических задач концерна в его границах создаются консолидированные финансовые потоки как результат дополнительных распределительных отношений между участниками концерна. Благодаря этому часть доходов предприятий – участников концерна аккумулируется в головной организации или обособленном аппарате управления. Данные финансовые ресурсы подлежат дальнейшему перераспределению в границах концерна для финансирования приоритетных направлений его развития, оказания финансовой поддержки отдельным подразделениям и участникам. За счет консолидированных источников концерн может создавать учреждения, фирмы, центры, службы по оказанию коммерческих, научно-исследовательских, проектных, информационных и иных услуг своим участникам.

В Республике Беларусь наибольшую известность получили следующие концерны: Белтопгаз, Белэнерго, Беллегпром, Беллесбумпром, Белнефтехим, Белгоспищепром, Белбиофарм, Белресурсы, Белместпром, Белмелиоводхоз. Сфера деятельности каждого из них связана с функционированием определенной подотрасли промышленности.

Холдинги – это специфические объединения предприятий, являющиеся звеньями технологической или более высокой по уровню развития бизнес-вертикали, объективно возникающей при осуществлении предпринимательской деятельности. Основное предназначение холдинга – концентрация капитала и за счет его централизации осуществление деятельности всей вертикали и каждого его звена в отдельности, с целью оптимизации прибыли.

Холдинговая система основана на акционировании и концентрации в одних руках контрольного пакета акций предприятий и фирм, входящих в объединение. Контрольный пакет акций и является тем инструментом, который позволяет холдингу реализовать на практике свое целевое предназначение. В итоге без прямого слияния капиталов предприятий осуществляется их функциональное взаимодействие. В зависимости от собственности держателя контрольного пакета акций холдинги делятся на частные и государственные.

Эффект кооперации позволяет холдингу реализовать цели, труднодостижимые для отдельно взятого субъекта. Речь идет о создании более рациональной производственной структуры фирм и компаний, внедрении и применении перспективных технологий, оперативном использовании благоприятно складывающейся рыночной конъюнктуры, осуществлении в значительных объемах капитальных вложений, организации новых внешнеэкономических связей, обеспечении приемлемого режима кредитования и т.д.

В реальной жизни холдинги используются как: а) инструмент объединения имущества и капитала предприятий (производственные холдинги); б) способ управления активами различных предприятий и фирм (финансовые холдинги).

Производственные холдинги – объединения предприятий в границах технологической вертикали. Их создание наиболее оправданно в производствах с длительным производственным циклом и высоким уровнем кооперации. Все предприятия, организации, учреждения, задействованные в производстве конечной продукции, находятся в единой технологической цепочке.

Производственный холдинг обеспечивает технологическое и финансово-экономическое единство всех его участников и эффективно балансирует их интересы. Он позволяет устранить или минимизировать основную финансовую несправедливость всех технологических цепочек – высокую окупаемость затрат, прибыльность предприятий и отраслей, стоящих в конце технологической цепочки (сборка готовой продукции, торговля), на фоне хронической убыточности предприятий и производств, находящихся в самом ее начале (заготовка сырья, первичная обработка, создание полуфабрикатов).

В качестве головных предприятий-интеграторов выступают предприятия, осуществляющие сборку готовой продукции – они являются центральным звеном общей технологической цепи и определяют финансовые результаты деятельности всего объединения.

В холдингах такого типа все участники интеграции продолжают выполнять свои технологические функции, связанные с производством продукции, но при этом практически полностью теряют хозяйственную и финансовую самостоятельность. В этом качестве производственные холдинги отличаются от концернов и являются разновидностью наиболее жестких форм внутриотраслевой интеграции.

Производственные холдинги могут иметь статус международных и объединять технологически родственные предприятия нескольких государств («Атлант-М», «Атлант-Моторс»).

Финансовый (чистый) холдинг – компания, владеющая пакетом акций других компаний (предприятий, фирм) с целью управления их деятельностью и контроля. Финансовый холдинг представляет собой головную компанию определенной значительной финансовой группировки, монополии, владеющую контрольным пакетом акций ее предприятий и специализирующуюся на управлении. При этом сама холдинговая компания непосредственно производством и реализацией продукции не занимается.

Финансовый холдинг может иметь многоступенчатую структуру, состоящую из материнской и дочерних компаний. Материнская холдинговая компания контролирует через систему участий (т.е. владения акциями) дочерние холдинги, являющиеся, в свою очередь, держателями акций других фирм. Появление чистых холдингов связано прежде всего с высоким уровнем развития акционерной собственности, позволяющим без прямого слияния капиталов компаний осуществлять их функциональное взаимодействие.

Свой доход холдинговая компания получает в виде дивидендов на акции, держателем которых она выступает. В финансовом холдинге сохраняется конкуренция между членами, и в этом состоит главное его отличие от производственного холдинга и концерна.

Холдинги позволяют относительно быстро формировать реальные институты рынка, ускоряют движение капитала в отраслях. Кроме этого, они создают предпосылки для дальнейшего углубления интеграционных процессов, способствуют выходу на качественно иной уровень, связанный с функционированием финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – это продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений. В них объединены субъекты хозяйствования, относящиеся к разным отраслям экономики: промышленные, торговые и транспортные предприятия, банки, кредитные учреждения, страховые компании. ФПГ основываются на объективной технологической связи, пронизывающей различные отрасли по вертикали. Членов ФПГ объединяют общие интересы и единые экономические стимулы.

Концентрация капитала всех участников финансово-промышленной группы служит базой, на которой растет их финансовый потенциал и проявляются основные преимущества.

Главными предпосылками создания ФПГ в государстве являются:

- исчерпанность внутриотраслевых инвестиционных возможностей предприятий и потребность в новой системе инвестирования;

- формирование торгового и банковского капитала, достаточного для ликвидации инвестиционного кризиса в национальной экономике;

- возрастание объемов финансовых активов различных внебанковских кредитно-финансовых учреждений и страховых компаний; возможность использовать последние в роли инвесторов.

Основной целью объединения независимых фирм, компаний, предприятий является необходимость привлечь в национальную экономику дополнительный капитал, необходимый для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности производимой продукции и выхода на мировые рынки.

В этой связи финансово-промышленные группы следует рас­сматривать как:

а) корпоративные структуры, обеспечивающие интеграцию финансового и промышленного капитала, которая позволяет осуществлять широкомасштабную инвестиционную деятельность;

б) новые организационно-хозяйственные структуры, объединяющие предприятия той или иной степени технологической сопряженности;

в) предпринимательские объединения, целью создания которых является деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Во главе финансово-промышленной группы стоит центральная компания – юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора с целью ведения дел ФПГ. Как правило, это инвестиционный институт, создающийся в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза, который выполняет следующие функции:

- выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

- ведет консолидированный учет, отчетность и баланс ФПГ;

- выполняет в интересах участников отдельные финансовые операции.

Создание финансово-промышленных групп в Республике Беларусь явилось следствием рыночной трансформации национальной экономики и результатом совпадения интересов субъектов хозяйствования и государства.

Общие подходы к образованию, государственной регистрации и функционированию белорусских ФПГ определил Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах». Формирование ФПГ начинается с заключения всеми потенциальными участниками договора о создании группы. В нем отражаются наименование ФПГ и цель ее создания, органы управления и объемы их полномочий, порядок изменения состава группы, распределения прибыли и уплаты налогов, условия объединения активов и т.п.

Высшим органом управления ФПГ в Республике Беларусь является совет управляющих, в который входят представители всех участников группы. Для оперативного управления ФПГ, координации деятельности участники учреждают центральную компанию (или наделяют полномочиями одного из членов группы, как правило, банк, который координирует все сферы деятельности ФПГ и управляет консолидированным капиталом).

Следует отметить, что далеко не каждое образование, в организационной структуре которого есть банк, может быть отнесено к финансово-промышленной группе. Банк обязательно должен быть функционально включен в реализацию задач группы, а его кредитная политика всецело подчинена ее экономическим интересам. При этом счета всех участников должны находиться именно в данном банке, а вклады на них являться основным источником банковских ресурсов и доходов.

Участники ФПГ сохраняют независимость, они самостоятельно действуют на внутреннем рынке, вступают в международные торговые сделки. Центральной компании передаются только функции стратегического управления инвестициями, финансами, производством и сбытом продукции.

Финансовые аспекты создания и функционирования ФПГ связаны с определением механизма объединения капитала участников, формированием и использованием прибыли, налогообложением ФПГ, установлением системы ответственности участников по обязательствам, осуществлением реорганизационных и ликвидационных процедур.

Под прибылью ФПГ понимается консолидированная прибыль ее участников. При ведении сводного консолидированного баланса ФПГ прибыль отражается на балансе центральной компании. Порядок и направления ее расходования определяются решением совета управляющих.

По обязательствам финансово-промышленной группы ее участники несут солидарную ответственность, что устанавливается договором о создании ФПГ. Если деятельность ФПГ прекращается в связи с истечением срока действия договора о ее создании, расторжением договора по решению всех ее участников или в результате обнаружения противоправности ее функционирования, имущественные и хозяйственно-правовые вопросы решаются в соответствии с законодательством государства.

Существенное влияние на организацию финансов ФПГ, качество финансовых отношений и финансовых потоков оказывает государство. По решению Правительства Республики Беларусь для поддержки ФПГ осуществляются следующие мероприятия:

- участникам ФПГ предоставлено право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и начисления амортизационных отчислений;

- центральным компаниям ФПГ в доверительное управление переданы временно закрепленные за государством пакеты акций участников этих ФПГ;

- для привлечения различного рода инвестиций обеспечиваются государственные гарантии;

- для реализации проектов и программ ФПГ предоставляются инвестиционные государственные кредиты.

В результате объединения промышленного, банковского и торгового капитала в распоряжении ФПГ оказывается минирынок капиталов, таким образом обеспечивается единство управления этим рынком и рынками труда и материальных ресурсов. Кругооборот капитала ФПГ приобретает специфические формы, резко меняются сроки его оборачиваемости, возрастают отдача и нормы приращения за счет увеличения и стабилизации объемов получаемой прибыли. Эти обстоятельства в конечном итоге и определяют более высокую финансовую устойчивость ФПГ, возможность динамичного реагирования на изменения финансовых отношений и финансовых потоков в го­сударстве. На постсоветском пространстве финансово-промышленные группы получили широкое распространение только в России. Они являются преобладающей формой хозяйствования в российском топливно-энергетическом и военном комплексах. Известнейшие российские компании РАО «Газпром», «Лук'ойл», «ЕЭС России», «КБ имени Сухого» являются официальными финансово-промышленными группами. В Республике Беларусь создание ФПГ сдерживается неразвитостью отечественного фондового рынка. В то же время Беларусь наряду с Россией, Молдовой, Казахстаном, Литвой и Украиной активно задействована в международных ФПГ Известна белорусско-российская компания «Славнефть»; белорусское ПО «Азот» участвует в РАО «Газпром», а белорусские МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тягачей – в БелРосАвто.В межгосударственной ФПГ «Аэрофин» среди 20 участников (17 предприятий и 3 кредитно-финансовых учреждения) 4 представляют нашу страну: Национальная авиакомпания «Белавиа», государственное предприятие «Аэропорт Гомельавиа», ЗАО «Авиакомпания Техавиасервис», государственное предприятие «Минскавиа». В деятельности межгосударственной ФПГ «Нижегородские автомобили» участвуют борисовский «Автогидроусилитель» и ОАО «БАТЭ». Участие белорусских предприятий в ФПГ приобщает их к мировому сообществу, способствует созданию в Республике Беларусь условий и предпосылок для развития международной интеграции.

Совместные и иностранные предприятия – продукт международной межфирменной интеграции. Их использование существенно повышает потенциал корпоративных формирований, усиливает их позитивное воздействие на национальную экономику.

Развитие международной интеграции позволяет:

- производить, распределять, потреблять товары и услуги, используя материальные и нематериальные активы, расположенные в различных частях мира;

- завоевывать мировые рынки, большая часть которых регулируется мировыми техническими стандартами и нормами;

- использовать наднациональные организационные структуры экономического содержания (ЕС, МВФ, ВТО и т.п.).

Основным финансовым инструментом международной интеграции являются иностранные инвестиции в национальную экономику. Очевидна выгода для национальной экономики. Интерес иностранного инвестора состоит в получении прибыли или достижении иных важных для него экономических, социальных, природоохранных эффектов.

Законом «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14.11.1991 г. № 1242-ХП с изменениями от 05.12.1997 г. № 99-3 установлены две основные формы распространения иностранных инвестиций на территории Беларуси: а) долевое участие иностранных партнеров в создании предприятий совместно с белорусскими юридическими лицами, ведущее к образованию совместных предприятий (СП); б) единоличное формирование иностранным инвестором капитала и имущества предприятия, в результате которого образуется иностранное предприятие (ИП).

Уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (СП, ИП) определяется государством, принимающим инвестиции, и объявляется в долларах США. В Республике Беларусь минимальный размер иностранных инвестиций в уставный фонд совместного или иностранного предприятия эквивалентен 20 000 долл. США.

В основу создания совместного предприятия положены следующие правила:

1) каждый из партнеров вносит свой вклад в создание СП, отчего возникает собственность, находящаяся в совместном владении и управлении;

2) каждый из партнеров имеет право участвовать в прибылях СП пропорционально их вкладу в уставный фонд;

3) каждый из партнеров несет риски от совместной предпринимательской деятельности пропорционально вкладу в совместное имущество;

4) совместная работа рассчитана на продолжительное время и опирается на договорную основу и регулирование важнейших аспектов совместной деятельности.

При этом основными мотивами создания СП могут быть:

- ограничения или запрет на импорт в стране базирования совместного предприятия;

- стремление к минимизации риска по сравнению с созданием полностью иностранного предприятия;

- стремление иностранного инвестора заявить о себе на местном рынке товаров;

- получение конкурентных преимуществ благодаря соединению представленных иностранным инвестором технических, маркетинговых, управленческих ноу-хау со знанием отечественным партнером местного рынка и его дешевой высококвалифицированной рабочей силой.

В зависимости от организационно-правовой формы совместные предприятия могут создаваться в виде ООО, ОДО, АО, ОАО. При группировке совместных предприятий по сферам деятельности среди них различают: сбытовые, производственные, научно-исследовательские и конструкторские.

Иностранное предприятие создается в национальной экономике исключительно за счет иностранного инвестора. Основными его мотивами при организации производства за рубежом могут быть:

1) возможность экономить на затратах за счет использования местных производственных ресурсов, сырья, дешевой рабочей силы;

2) возрастающая конкуренция со стороны местных и зарубежных предприятий на рынке страны, сотрудничество с которой ранее осуществлялось в форме экспорта;

3) преимущества сбыта благодаря близости покупателей;

4) возможность для иностранного предприятия использовать различные налоговые и таможенные льготы, действующие в стране, принимающей иностранные инвестиции.

Иностранные предприятия специализируются, как правило, на: а) изготовлении отдельных деталей и комплектующих изделий; б) осуществлении монтажа деталей в готовые изделия; в) выполнении финансовых операций; г) переработке сырья и т.п. Согласно белорусскому законодательству предприятия с иностранными инвестициями могут вкладывать средства в совместные банки, страховые компании, другие кредитно-финансовые учреждения, однако доля иностранного инвестора в уставном фонде таких учреждений не может превышать 49%.

Все предприятия с иностранными инвестициями (СП, ИП) должны пройти государственную регистрацию – таково обязательное условие их законного функционирования. Объявленный в учредительных документах уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года регистрации и в полном объеме – до истечения двух лет со дня их государственной регистрации. Факт формирования уставного фонда СП или ИП подтверждается специальным свидетельством, выдаваемым зарегистрировавшим их органом.

Важнейшим финансовым аспектом эффективного функционирования в национальной экономике совместных и иностранных предприятий является наличие в государстве, принимающем иностранные инвестиции, определенных льгот и гарантий иностранным инвесторам.

В Республике Беларусь, например, предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30% могут рассчитывать на следующие финансовые льготы:

- без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства;

- без лицензий импортировать продукцию для собственной хозяйственной деятельности;

- оставлять в своем распоряжении валютную выручку (за исключением суммы налоговых платежей из этой выручки);

- не уплачивать налог на прибыль в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год.

Наряду с названными адресными льготами на предприятия с иностранными инвестициями распространяются многие другие льготы, предусмотренные для отечественных предприятий.

К инструментам улучшения инвестиционного климата следует отнести также получившее распространение в Беларуси правило о беспошлинном ввозе иностранным инвестором сырья и материалов, необходимых для формирования уставного фонда совместного или иностранного предприятия.

Созданию и распространению совместных и иностранных предприятий способствуют гарантии, предусмотренные Правительством Республики Беларусь:

- гарантии от принудительных отчуждений, которые исключают возможность национализации, реквизиции, изъятия, захвата, принудительной купли и иных действий, ведущих к лишению иностранного инвестора его права собственности и контроля в отношении его инвестиций, если это происходит не по приговору суда или по мотивам общественной необходимости (в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер). При этом государство уточняет, что инфляция, экономические нужды государства, дефицит государственного бюджета и его иностранный долг не считаются мотивами общественной необходимости;

- гарантии от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, не допускающие вмешательство последних в хозяйственную и иную деятельность предприятия с иностранными инвестициями, за исключением случаев, обусловленных государственным контролем и надзором за деятельностью всех предприятий;

- гарантии по использованию доходов совместных и иностранных предприятий, дающие инвестору возможность после уплаты налогов свободно расходовать его доходы на цели инвестирования, реинвестирования, покупку товаров и валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь, беспрепятственно переводить доходы в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

Таким образом, совершенно очевидно позитивное воздействие реструктуризации организационно-правовых форм современных предприятий на качество их хозяйствования и роль государства в организации этих процессов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 43. Управление государственным долгом | Лекция 47. Финансовый рынок и его значение в современных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.