Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые коммуникации




 

Важную роль в системе маркетинга на предприятии играют маркетинговые коммуникации, преследующие две цели:

  • стимулирование спроса;
  • создание и улучшение привлекательного образа фирмы товара или услуги.

Основными понятиями в этой области маркетинга являются следующие.

Коммуникация двусторонний процесс, в котором отправитель и получатель сообщения действуют в контексте соответствующих им ценностных ориентациях, своих взаимоотношений и общественной ситуации.

Маркетинговая коммуникация процесс обмена сообщениями фирмы, производящей товары или оказывающей услуги, и субъектов рынка (потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, кредитно-финансовых организаций, органов управления, персонала фирмы).

В современной насыщенной информационной среде маркетинговые коммуникации решают следующие основные задачи:

  • привлечение внимания целевой аудитории;
  • стимулирование интереса к содержанию сообщения;
  • формирование намерения целевой аудитории действовать в соответствии с сообщением;
  • направление действий тех, кто ведет себя в соответствии с сообщением.

К важнейшим функциям маркетинговых коммуникаций относятся:

  • информирование потребителей (о фирме, товарах и услугах, местах продажи и т. д.);
  • убеждение (в обоснованности выбора товара или услуги, приемлемости цен, в имидже фирмы и др.);
  • напоминание (о фирме, о товарах и т. п.);
  • создание, поддержание или изменение образа фирмы, товара или услуги;
  • обеспечение послепродажного обслуживания товаров.

Основными направлениями маркетинговых коммуникаций являются:

  • реклама;
  • связи с общественностью;
  • стимулирование сбыта;
  • прямой маркетинг и личные продажи;
  • организация и проведение ярмарок и выставок.

Реклама как принято часто понимать, любая оплачиваемая форма неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О рекламе» (2006 г.) реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к указанным объектам и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Применяются следующие виды рекламы, различающиеся по ряду признаков и имеющие назначение:

По решаемым задачам:

  • информативная, применяемая для создания первоначального спроса на товар (услугу):
  • побудительная, используемая для доказательства преимуществ товаров перед аналогичными товарами конкурентов;
  • напоминающая потребителям о существующих на рынке товарах (услугах.

По степени агрессивности:

  • мягкая,применяемая для создания определенной атмосферы вокруг фирмы или товара;
  • жесткая, используемая для получения немедленной реакции под воздействием методов психологического давления на аудиторию.

По предмету рекламирования:

  • товарная;
  • имиджевая (корпоративная):
  • социальная.

По конечной цели:

  • коммерческая,направленная на получение прибыли;
  • некоммерческая,направленная на получение социального эффекта;

По масштабу решаемых задач и выделяемых ресурсов:

  • рекламное обращение, осуществляемое в виде послания, размещенного в определенном средстве рекламы в конкретный момент времени с заданной коммуникационной целью;
  • рекламный цикл серия рекламных обращений, размещаемых последовательно в определенном средстве рекламы с заданной коммуникационной целью;
  • рекламная кампания комплекс рекламных обращений и рекламных циклов, разрабатываемых в рамках единой концепции, осуществляемой в течение длительного периода времени.

Существуют четыре различные целевые аудитории рекламной кампании:

  • реальные и потенциальные покупатели(для личных нужд);
  • реальные и потенциальные потребители(для предпринимательской деятельности);
  • посредники;
  • влияющие лица, оказывающие решающее влияние на покупателей и потребителей товаров (услуг).

Реклама выполняет все общие функции маркетинговых коммуникаций и обеспечивает:

  • информированиепотребителей о новом и напоминаниео существующем товаре;
  • объяснение отличий и преимуществ товаров;
  • указание места и условий продажи товаров;
  • формирование имиджа фирмы (товара).

В рекламной деятельности используются многообразные средства рекламы, под которыми понимаются приемы воплощения идеи или рекламного обращения, опирающиеся на определенные органы чувств рекламной аудитории. Эти средства принято классифицировать по характеру воздействия:

  • на зрение – графические (информационные и изобразительные), декоративные и предметные;
  • на слух (акустические);
  • на обоняние;
  • комбинированные (экранные, рекламные мероприятия).

Графические средства рекламы используют статичное изображение и тексты. К графическим информационным средствам рекламы, основанным на текстовой информации, иллюстрации в которых носят второстепенный характер, относятся: информационные письма, проспекты, буклеты, каталоги, пресс-релизы и др.. К изобразительным средствам рекламы относятся: открытки, плакаты, листовки, этикетки и т. п.

Декоративные средства рекламы участвуют в оформлении интерьеров и несут на себе элементы фирменного стиля. К ним относятся: стенды, торговые палатки с фирменной символикой, витрины, вывески, флаги, гирлянды и т. п.

Предметные средств рекламы – мелкие предметы (сувениры), имеющие утилитарное назначение, служащие для напоминание о фирме, ее товарах и услугах. К ним относятся: значки, ручки, зажигалки, кепки, майки и т. п.

Акустические средства рекламы включают: дикторские объявления (по радио, в метро), по телефону, личное обращение к рекламной аудитории.

В качестве средств рекламы, воздействующих на обоняние, относятся: тестеры духов, ароматизированные открытки и страницы журналов и т. п.

Визуально-зрелищные средства рекламы оказывают воздействие на рекламную аудиторию с помощью движущегося изображения и звука, например, видеоклипы, рекламные передачи, фильмы и т. п.

К рекламным мероприятиям, носящим ярко выраженный имиджевый характер, относятся: презентации, представления, ярмарочно-выставочные мероприятия, демонстрации образцов и т. п.

При выборе средств рекламы рекламодатель должен учитывать следующие факторы:

  • бюджет рекламы;
  • характер аудитории:
  • охват (число получателей рекламного продукта);
  • частоту рекламных сообщений;
  • запоминаемость рекламных сообщений;
  • степень воздействия;
  • заполненность;
  • срок представления (время, необходимое источнику для размещения рекламы).

Реклама имеет каналы распространения и носители.

Канал распространения рекламы – способ донесения рекламного сообщения до аудитории, распространения рекламы во времени и в пространстве. Эти каналы следующие:

  • средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, кино и т.п.);
  • прямые (агенты по сбыту, почта, телефон, компьютерные сети);
  • реклама на месте (выставки, транспорт, уличное пространство, места продажи товаров).

Носитель рекламы – конкретный вариант сочетания средства рекламы с каналом распространения.

Наиболее часто в качестве носителей рекламы используются печатные издания ( газеты, журналы).Они обеспечивают относительно низкую стоимость рекламного контакта благодаря большим тиражам изданий, однако реагируют на них лишь 15–20 % читателей, да и то после нескольких публикаций.

Наиболее оперативным каналом рекламы является радио. Существуют четыре типа радиорекламы: прямое дикторское объявление, постановочная реклама, музыкальная реклама, самостоятельные рекламные программы (интервью, репортажи и т. п.).

Телевидение обеспечивает рекламодателю доступ к самой массовой аудитории и обладает повышенной технологичностью. Наибольшее распространение получили следующие виды телерекламы: рекламные объявления, заставки, ролики, репортажи и т. п.

Кинореклама является одним из ресурсоемких видов рекламы, поэтому рекламируемый товар должен быть долгожителем, а прокат фильма охватить массовую аудиторию. Фильмы могут быть обучающими, инструктивными, научно-техническими, научно-популярными, коммерческими. Широко используется рекламные вставки в демонстрацию художественных фильмов (product placement).

Среди прямых каналов распространения рекламы наибольшее распространение получила прямая почтовая реклама, которая может быть адресной и безадресной («в каждый почтовый ящик»).

Наружная реклама действует на аудиторию, когда люди находятся на улице или в транспорте. Основное требование к такой рекламе – лаконичность изобразительной и текстовой частей. Наружная реклама многообразна и ее классификация ведется по признакам:

Реклама на улицах:

  • механическая (установки);
  • световая (световые и электронные табло, «бегущая строка» и др.);
  • стационарная (плакаты на билбордах, на тумбах и на опорах уличного освещения, указатели, растяжки и др.).

Участниками рекламного процесса являются рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители и рекламная аудитория, слаженная и эффективная работа которых требует координации их деятельности на основе перспективного, текущего и оперативного планирования, управления рекламным процессом современными методами планирования и управления разовыми процессами с использованием ленточных масштабных графиков, методов сетевого планирования и управления (СПУ).

Связи с общественностью (PR – от англ. public relations) – инструмент маркетинговых коммуникаций, представляющий собой деятельность по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений, мнений и поведения которых зависят успех или неудача этой организации.

В рамках PR решаются следующие задачи:

  • формирование и поддержание хороших отношений между фирмой и ее окружением;
  • анализ влияния политики, процедур и действий фирмы на ее окружение;
  • разработка рекомендаций руководству фирмы относительно таких действий, взаимовыгодных для фирмы и ее окружения;
  • контроль информированности, мнений, настроений и поведения как внутри фирмы, так и за ее пределами и внесение в них необходимых изменений.

Основными составляющими PR являются:

  • лоббирование;
  • паблисити;
  • имиджевая реклама;
  • общественная деятельность;
  • отношения с инвесторами.

Лоббирование – составляющая PR, целью которой является воздействие на законодательную и нормативную деятельность, направленная на формирование и поддержание отношений с местными и государственными органами управления.

Паблисити – не оплачиваемое фирмой размещение сведений о ней и ее продукции в СМИ, которым могут быть предоставлены фирмой следующие информационные материалы неконтролируемый метод размещения сообщений):

  • пресс-релизы;
  • подборка материалов с фотографиями;
  • записанное на пленку интервью;
  • релиз видеоновостей.

Имиджевая реклама – информация, помещаемая в СМИ явно обозначенным лицом, оплачивающим рекламное время и место (контролируемый метод размещения сообщений).

Общественная деятельность – составляющая PR, способствующая формированию и поддержанию хороших отношений с местной общественностью и государственными органами с целью оказания влияния на государственную политику.

Отношения с инвесторами – составляющая PR, целью которой является регулирование рыночной стоимости акций фирмы, направленная на формирование и поддержание взаимовыгодных отношений с акционерами и другими членами финансового сообщества.

Основные приемы PR включают:

  1. Работу с представителями СМИ:
  • «создание новостей» (подготовка различных материалов для СМИ);
  • выступление перед корреспондентами (пресс-конференции, брифинги);
  • ответы на запросы.
  1. Работу с широкой общественностью:
  • публичные мероприятия (встречи, праздники, посещения объектов);
  • создание и ведение WEB-сайта фирмы;
  • публичные выступления (на радио, телевидении и т. п.);
  • прямая рассылка информационных материалов;
  • публикация годовых отчетов.
  1. Внутрифирменные мероприятия:
  • мероприятия по формированию корпоративной культуры;
  • публикации во внутренних средствах информирования (на стендах, в многотиражных изданиях и т. п.).

Стимулирование сбыта – поощрительные меры краткосрочного характера, способствующие продаже товаров (услуг). Эта форма маркетинговых коммуникаций представляет собой комплексные маркетинговые микропрограммы, созданные для решения следующих задач:

  • увеличение объема продаж;
  • сокращение складских запасов;
  • привлечение внимания к фирме и ее товарам;
  • поощрение и мотивирование действий различных субъектов рынка;
  • сбалансирование колебаний спроса.

Существуют две формы стимулирования сбыта – ценовая и неценовая. Ценовая форма предусматривает применение: купонов, скидок, возврата денег и др. Например, купоны – сертификаты, выдаваемые покупателям, дающие право на получение определенной скидки при покупке определенного товара. Существуют следующие разновидности купонов:

  • вкладываемые в упаковку товара;
  • распространяемые агентами по сбыту;
  • рассылаемые по почте;
  • печатаемые в газетах;
  • распространяемые через журналы и приложения к ним.

Неценовая форма стимулирования сбыта может быть:

  • натуральной (подарки, дополнительные услуги и т. п.);
  • активной (конкурсы, выставки, участие в совместных акциях и т. п.).

Основными методами стимулирования сбыта являются:

  • демонстрация товара в месте продажи;
  • свободное испытание;
  • предоставление бесплатных образцов (сэмплинг);
  • снабжение покупки мелким подарком;
  • конкурсы и лотереи.

Стимулирование сбыта может быть применено к потребителям, посредникам и торговому персоналу.

Приемами стимулирования сбыта являются:

1. Для потребителей:

  • снижение цен (скидки, купоны, распродажи, льготы и т. п.);
  • премия в виде бесплатного предоставления дополнительного количества того же товара;
  • предоставление бесплатных образцов (дегустации, «пробники» и т. п.);
  • кредитование покупок и возврат денег;
  • товарозачет (прием старого товара в качестве части платы за новый товар).

2. Для посредников:

  • скидки;
  • зачеты;
  • конкурсы торговых представителей;
  • предоставление фирменного оборудования и средств продаж.

3. Для собственного торгового персонала:

  • денежные премии;
  • скидки при приобретении товаров в своих торговых предприятиях;
  • соревнование между работниками;
  • бесплатное обучение.

Персональная продажа – устная презентация товара в разговоре с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его продажи.

Персональная продажа – единственный вид маркетинговых коммуникаций, имеющий ярко выраженный коммерческий характер, т. к. она завершается покупкой товара, и рассматривается и как инструмент коммуникационной политики фирмы, и как форма сбыта товара.

Алгоритм персональной продажи включает:

  • поиск и изучение потенциальных клиентов;
  • установление первоначальных контактов;
  • презентация и демонстрация товара;
  • преодоление сомнений и возражений;
  • заключение сделки;
  • сопровождение сделки (выявление степени удовлетворенности клиента и возможный повтор сделки).

Сетевой (многоуровневый) маркетинг – система сбыта товаров (услуг), базирующаяся на персональной продаже, позволяющая потребителям товара стать его распространителями.\

Впервые сетевой маркетинг был применен в 1940 г. компанией «Витамины Калифорнии», выплачивавшей вознаграждение на нескольких уровнях, откуда и произошло название «многуровневый маркетинг» (Multilevel marketing, или сокращенно MLM).

В последнее время в качестве формы маркетинговых коммуникаций, организующей реализация товаров непосредственно потребителям, рассматривают прямой маркетинг, существующий в следующих разновидностях:

  • прямой почтовый маркетинг (direct mail);
  • маркетинг по каталогам;
  • маркетинг по телефону;
  • телевизионный маркетинг;
  • электронный маркетинг.

Организация и проведение ярмарок и выставок. Ярмарочная и выставочная деятельность по многим признакам относится к конкурентным формам коммерции.

Отличительными особенностями ярмарочной торговли являются:

  • оптовая реализация товаров по представленным образцам;
  • периодичность торговли;
  • единовременное и массовое участие продавцов и покупателей.

В отличие от ярмарок выставки-продажи систематизируются по научным направлениям и тематике. Предметом деятельности выставки-продажи является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами товаров и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление маркетинговой, коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих специалистов.

Выставки – публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека. Современные выставки независимо от разнообразия их наименований и организационных форм подразделяются:

1. По целям проведения:

  • торговые, которые организуются в основном с коммерческой целью;
  • просветительно-познавательные (художественные, научно-технические, достижений в различных отраслях и т. п.);

2. По периодичности проведения:

  • регулярно проводимые;
  • нерегулярные, организуемые в связи с юбилейной датой, конгрессом, съездом и т. п.;
  • постоянно действующие (например, Российский выставочный центр, Лейпцигская, Монреальская и др.).

3. По содержанию представленных экспонатов:

  • универсальные – с демонстрацией продукции и достижений всех отраслей экономики, науки, техники и культуры;
  • специализированные – с охватом продукции одной или нескольких отраслей.

4. По составу участников:

  • всемирные;
  • международные,
  • национальные;
  • региональные;
  • местные.

Со второй половины Х1Х века складывались принципы выставочных экспозиций, прошедших эволюцию от простой демонстрации экспонатов до размещения их по детально разработанной программе, с использованием специального оборудования, средств архитектуры и оформительского искусства. Появление международных промышленных выставок вызвало строительство специальных выставочных павильонов с легко обозреваемым пространством. Таким образом, выставки превратились в эффективные маркетинговые и коммерческие комплексы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.