Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджеров с ориентацией на работодателей




Требования к профессиональной культуре и качеству подготовки

Тенденции реформирования отечественной экономики, ее интеграция в международные научно-технические, технологические, экономические, профессионально-образовательные процессы, обеспечивают сдвиги от ценового качества конкуренции – к качеству товаров в 1960-е годы, от фактора качества товаров – к качеству технологий в 1970-1980-е годы, от качества технологий – к качеству человеческих ресурсов, к качеству образования и формируемому им качеству общественного интеллекта в 1990-е и последующие годы.

Происходит сдвиг от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающие такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития общества и человека, качество образования.

Важнейшим результатом научно-технической, квалитативной и образовательной революций явилось появление надтоварной, глобальной конкуренции по качеству интеллектуальных ресурсов общества и качеству инноваций (новых изделий, видов энергии и энергоносителей, промышленных и информационных технологий).

Проблема качества в современных условиях становится важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, оборонной и экологической безопасности, а конкурентоспособность – фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества в условиях транзитивной и рыночной экономики. Составной частью повышения качества подготовки специалистов, в том числе в области коммерческой деятельности, является обеспечение их профессионализма и профессиональной культуры.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в редакции 2005 г.) формирование профессионализма и профессиональной культуры наряду с гуманистическими, социальными и общечеловеческими целями, всесторонним и свободным развитием личности составляет один из приоритетов системы профессионального образования.

По существующему определению профессионализм во всех сферах его проявления представляет собой гармоничное сочетание таких качеств специалиста как компетентность, эффективность, ответственность, надежность и стабильность в профессиональной деятельности.

Понятие культуры этимологически означает воспитание, образование, развитие или обобщенно – формирование, а энциклопедически раскрывается как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Словосочетание профессиональная культура можно определить как уровень развития человека, достигнутый в какой-либо области деятельности с присущими профессионализму качествами специалиста и позволяющий ему достигать высоких результатов в этой области.

В условиях развивающихся научно-технической, квалитативной и образовательной революций решение возникающих проблем и получение наиболее высоких результатов достигается преимущественно по проблемному, а не дисциплинарному принципу, что требует углубленной подготовки специалистов по основной профессии и достаточным для решения профессиональных задач владение ими методами исследования операций, экономико-математического моделирования, технико-экономического и обоснования профессиональных решений в определенной социально-экономической, правовой и электронно-информационной среде. Это обусловливает целесообразность получения менеджерами второго (последовательно во времени), двойного (параллельно во времени) образования или «продвинутой» подготовки в указанных смежных областях.

Указанные тенденции ведут к существенному изменению требований к содержанию и качеству образовательных процессов на всех их уровнях, и прежде всего, в системе среднего и высшего профессионального образования, которая несмотря на некоторые попытки непоследовательной и вяло текущей модернизации и в условиях слабой поддержки со стороны государства, острого дефицита бюджетного финансирования существенно отстает от современных, а тем более перспективных требований, что вызывает серьезные нарекания со стороны обучающихся, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений и особенно работодателей.

Постоянное общение с представителями реального сектора экономики, руководителями крупных, средних и малых предприятий, работниками служб занятости, отделов кадров предприятий различных организационно-правовых форм, работодателями различного уровня и потребителями выпускников профессиональных образовательных учреждений, прежде всего по специальности «Менеджмент организации» позволяет выявить сформировавшиеся у них требования к профессиональной подготовке и профессиональной культуре выпускников, необходимые для квалифицированного и креативного решения современных задач в области менеджмента.

1. Необходимо постоянно улучшать селекцию поступающих в профессиональные образовательные учреждения с точки зрения их интеллектуального потенциала, уровня целевой подготовленности в средних общих и профессиональных образовательных учреждениях (гимназиях, лицеях, школах, колледжах), достаточного для полноценного освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и профессиональной направленности. При этом чрезвычайно важным следует считать обязательное проведение квалифицированного, заинтересованного и ответственного профотбора абитуриентов практически для всех специальностей, а не только связанных с безопасностью выполнения профессиональных функций, для творческих и публичных профессий (к последним с полным основанием относятся и работники, занятые управленческой деятельностью и постоянно общающиеся с людьми: поставщиками, покупателями.

А огромный контингент специалистов, в том числе учителей, медиков, инженеров, занимающих высокий рейтинг в составе профессий, испытывающих повышенный стресс на работе, как правило, профотбор не проходит, что не только снижает эффективность их труда, но и удовлетворенность им с вытекающими отсюда стрессовыми и рефлексивными (позднелат. reflexsio – обращение назад, отражение; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека проявлениями).

2. Значительно повышать уровень и насыщенность базовой (фундаментальной) подготовки, обеспечивающей в этимологическом значении основательные, глубокие, прочные знания в области математических и естественнонаучных дисциплин (высшая и вычислительная математика, теория вероятностей, математическая и экономическая статистика, методы исследования операций, процессный, системный подход и анализ, информатика, имитационное, ситуационное и экономико-математическое моделирование, концепции современного естествознания и др.), способствующей интенсивному развитию аналитического мышления и повышающие возможность решения специалистами задач требуемой сложности и актуальности, а также вооружающей их способностью и профессиональной культурой формализации и решения оптимизационных задач в объективно существующей и создаваемой научно-технической революцией многовариантности в науке, технике, экономике, менеджменте, бизнес-процессах.

3. Последовательно актуализировать содержание и уровень специальной профессиональной подготовки, обеспечивающей высокую степень адаптивности к решению научно-технических, технологических, экономических, производственных и коммерческих задач в соответствии с потребностями практики, предпринимательства, коммерческой деятельности и работодателей. Эта актуализация должна обеспечиваться насыщением дисциплин общепрофессионального и специального циклов ГОС современными материалами, отражающими реалии рыночной экономики, предпринимательства, бизнес-процессов. Эффективными путями решения этой задачи является создание базовых кафедр на успешно работающих предприятиях, привлечение для преподавания ряда современных дисциплин указанных циклов опытных специалистов, имеющих положительный опыт работы по профилю подготовки специалистов в стране и за рубежом, прохождение под их руководством производственных и преддипломной практик, выполнение дипломных проектов (работ) и др.

4. Развитие профессиональной мобильности специалистов, под которой понимается изменение ими позиции, места, занимаемого в профессиональной структуре, переходы из одних профессиональных групп в другие. При этом различают «вертикальную» профессиональную мобильность как движение вверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре, и «горизонтальную» как социальные перемещения без качественного изменения профессии и квалификации. Профессиональная мобильность способствует формированию устойчивого желания совершенствовать и расширять свои знания, умения и навыки в соответствии с необходимостью развития бизнес-проектов и процессов.

5. Использование менеджеров при выполнении ими своих профессиональных функций, для которых они подготовлены и аттестованы в образовательном учреждении, а также получили опыт практической деятельности в области менеджмента вызывает необходимость и позволяет выявить их профессиональную пригодность, т. е. совокупность и структуру психических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Профессиональная пригодность формируется в процессе труда при наличии положительной профессиональной мотивации, возникновению и упрочению которой способствует осознание специалистом общественной ценности своего труда, реализация в нем своих возможностей, общественное признание достижений в труде, система материальных и моральных стимулов, имидж профессии.

6. Профессиональные селекция, мобильность и пригодность тесно взаимосвязаны, и хотя имеют разные сферы проявления и выявления, но все они должны детерминироваться осознанной специалистом мотивацией самообразования, повышения квалификации и переподготовки в процессе профессиональной деятельности для достижения указанных в пп. 1, 4 и 5 целей. Пути и организационно-экономические формы решения этой задачи весьма многообразны: получение второго или двойного образования (весьма предпочтительными при этом являются сочетание экономического и юридического, инженерного и экономического и др.), избирательное обучение в образовательных учреждениях дополнительного образования, стажировка в передовых профильных организациях (особенно в зарубежных), целенаправленное самообразование и др.

7. Важную роль в формировании и оценке специалистов, особенно в области менеджмента играет владение ими организаторскими способностями и навыками (причем не только врожденными, но и развитыми в процессе обучения), что особенно необходимо в осуществляемых ими коммуникативных процессах, играющих определяющую роль в составлении, обсуждении и выполнении бизнес-проектов и процессов, ведении деловых переговоров, исследовании систем управления, маркетинговых исследованиях и коммуникациях, выполнении функций линейных менеджеров, руководителей функциональных служб, бизнес-проектов и др.

8. Среди основных качеств, которыми должны обладать специалисты, особенно в области менеджмента, работодатели особо выделяют профессионально-личностные качества, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в редакции 2005 г.) формирование профессионализма и профессиональной культурынаряду с гуманистическими, социальными и общечеловеческими ценностями, всесторонним и свободным развитием личности составляет один из приоритетов системы профессионального образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.