КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы регулирования транснационального бизнеса
Процесс создания системы национального, двухстороннего, регионального, международного регулирования деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х годов. 70-е годы ознаменованы попыткой развивающихся стран разработать и принять в рамках ООН специальный Кодекс поведения ТНК, а также сдерживающей государственной позицией правительств как стран происхождения, так и стран — реципиентов по отношению к международным корпорациям. По мысли инициаторов, Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников. Затянувшийся процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса свел на нет усилия инициаторов его разработки в связи с тем, что в 80-е годы изменилась философия отношения к транснациональному бизнесу. В результате Кодекс поведения ТНК так и не был принят. Однако ряд регламентирующих документов в этот период все же был принят. Среди них:
Выполнение этих соглашений контролируют различные международные организации, прямо или косвенно связанные с деятельностью ТНК.
Одновременно были созданы международные организации, занимающиеся вопросами деятельности ТНК:
Начиная с 80-х годов, многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:
В развивающихся странах к этому добавились:
Эти задачи невозможно было решать только административными методами, путем государственного вмешательства в экономику, поэтому механизм государственно-монополистического регулирования трансформировался в пользу поощрения инициативы частного предпринимательства и изменилась политика в отношении международных монополий.
В 80-х годах было существенно либерализовано законодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого становится поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Для усиления политической, дипломатической и юридической поддержки национальных ТНК, промышленно развитые страны заключают двусторонние соглашения о защите инвестиций со странами — основными реципиентами транснационального предпринимательского капитала. Для этих соглашений характерно:
Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали выступать частью общей внешнеэкономической стратегии стран-реципиентов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами. Использование возможностей ТНК на благо внутренней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачкообразный рост капиталовложений американских ТНК в собственную экономику. В странах ЕС такая политика, в сочетании с созданием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестройке корпоративной структуры экономики Западной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.
Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия национальных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компаний в страну. В 90-е годы либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции. По данным экспертов ЮНКТАД, отслеживающих изменения в регулятивной практике в 64 странах мира, в 1995 году из зафиксированных 112 случаев таких изменений в 106 случаях инвестиционный режим менялся в сторону либерализации или стимулирования ПИИ. Все большее значение приобретает развитие концептуальных основ, принципов и стандартов межгосударственной координации регулирования ПИИ. Множится число специальных двусторонних соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и защиты интересов инвесторов. Тем самым в законодательстве и административном регулировании находит конкретное выражение признание высокой роли ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран. Одновременно в межправительственных инвестиционных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы перемещения капиталов, как правило, в целях регулирования платежного баланса страны. О динамике процесса либерализации свидетельствуют данные табл. 5.5.
Таблица 5.5. Статистика изменений в регулирования ПИИ в мире1
1 См. World Investment Report. 1996. P. 132.
По состоянию на июнь 1996 года в мире насчитывалось 1160 подобных соглашений, охватывавших 155 государств. Подавляющее большинство (около 2/3) было заключено в 90-е годы (только в 1995 году — 172 договора). Нужно отметить, что если изначально двусторонние соглашения регулировали прежде всего отношения между развитыми и развивающимися странами, то теперь они все чаще затрагивают инвестиционные потоки внутри группы развивающихся государств и в страны с переходной экономикой. На региональном уровне, как правило, речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ПИИ и ТНК. В разных регионах мира интеграционные процессы имеют свою специфику, поэтому в отличие от двусторонних инвестиционных соглашений здесь нет единообразия в подходах к мерам по обеспечению свободы движения капиталов. Более того, сами такие меры рассматриваются лишь как часть общей системы экономического взаимодействия. При этом в зависимости от целей и контекста соответствующих соглашений (которые обычно имеют юридически обязывающий характер) могут даваться разные определения инвестиций. Соглашения на региональном уровне обычно затрагивают не только меры собственно государственной политики в отношении ПИИ: формы либерализации (снятия ограничений), защиты инвестиции, способы разрешения инвестиционных споров, но и определенные правила поведения самих иностранных инвесторов, в частности, отказ от ограничительной деловой практики, незаконных платежей, обязательства по соблюдению определенных норм в области раскрытия информации о своей деятельности, трансфертного ценообразования, трудовых отношений, защиты окружающей среды. В случаях, когда та или иная участвующая в региональных соглашениях страна не может в силу недостаточного уровня развития полностью соответствовать всем требованиям, оговариваются специальные условия (исключения, отклонения или поэтапного подключения к общим правилам). Самый высокий уровень координации регулирования ПИИ — многосторонний. Как показывает практика, здесь пока в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюдение национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практика, политика конкуренции, защита потребителей). В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потребности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренности, достигнутые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услугами (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, снизанных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничительной деловой практики. Продолжаются поиски путей дальнейшего развития межгосударственной координационной политики в отношении ПИИ. В числе важнейших инициатив последнего времени — переговоры в рамках ОЭСР по заключению Многостороннего соглашения по инвестициям с целью устранения всякой дискриминации между отечественными и иностранными инвесторами. Смысл Соглашения состоит в том, чтобы еще больше интенсифицировать трансграничные потоки производительного капитала, обеспечив для него наивысшие стандарты либерализации и защиты, а также эффективные процедуры разрешения споров. Хотя соглашение предполагается заключить между странами-членами ОЭСР, оно будет открыто для участия и других стран. Проблемы ПИИ выдвигаются на передний план и в ряде других региональных и межрегиональных форумов, в частности в АСЕАН, ОПЕК, НАФТА, МЕРКОСУР, а также в рамках Зоны свободной торговли Северной и Латинской Америки, Европейской Энергетической Хартии. ООН также стремится сохранить свою традиционно высокую роль в изучении процессов международного инвестирования и выработке мер практической политики по отношению к ТНК. В частности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения международных соглашений по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой. Таким образом, характерная особенность 90-х годов — кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капиталов в национальную экономику. Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвергенции национальных правил в отношении ПИИ. Очевидно, что подход к ПИИ, базирующийся на признании интересов всех участвующих сторон и направленный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге является наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств участников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |