Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Между мировыми войнами




 

8.1.Новая экономическая политика (НЭП) – 1921год.

Две войны, две революции и «политика военного коммунизма» разорили страну. Сократилось производство продуктов, не хватало промышленных товаров (соль, мыло, спички, керосин). Неурожай 1920г. привел к голоду и гибели 5 млн. человек. Не работал ж/дорожный транспорт. Ослабли экономические связи между городом и деревней. Обострились отношения между рабочими и крестьянами. Крестьяне не довольные продразверсткой, сокращали посевные площади, поднимали восстания, в которых участвовали не только кулаки, но и бедняки. На Украине их возглавлял Махно, в Тамбовской и Воронежских губерниях – Антонов. Красная армия во главе с Тухачевским подавили крестьянские восстания. В марте 1921г.произошел Крондштатский мятеж моряков (30% большевики) выступивших против продразверстки и за расширение демократии. Мятеж подавили, но после этого Ленин предложил перейти к НЭП. 10 съезд РКП (б) в марте 1921г. утвердил НЭП.

Сущность НЭП:

1. Продразверстку заменили продналогом (в два раза меньше, объявлялся весной).

2. Разрешили частную торговлю.

3. Государственные (крупные) предприятия перевели на хозрасчет.

4. Мелкие и часть средних предприятий сдавалась в аренду или в частную руки.

5. Развивали кооперацию (предприятие являлось коллективной собственностью).

6. Восстановили товарно-денежные отношения.

Для укрепления рубля в 1922-24гг. провели денежную реформу. 60 тыс. денежных знаков обменивали на один червонец. 1(Один) доллар = 2(двум) рублям.

Возрождение промышленности было связано с планом ГОЭЛРО (план разработан под руководством Кржижановского, принятом в 1920г. и предусматривавшим строительств 30 (тридцати) электростанций за 15лет.

Результаты НЭП:

1. Увеличивалось производство продуктов и зерна.

2. У 1925г. промышленность восстановлена и достигла уровня 1913г.

3. Развивалась кооперация.

4. Велась борьба с бюрократизмом.

5. Велась борьба с бюрократизмом.

6. Развивалась разные формы собственности (государственная, кооперативная, частная).

7. Появились нэпманы.

8. Складывались условия для развития гражданского демократического общества.

9. Повышалась культура во всех сферах деятельности людей.

Однако рабочие были недовольны нэпманами, а в руководстве страны не было единого мнения о НЭП. Ленин говорили о НЭП как о единственно возможной дороге к социализму, другие считали её временной мерой, способной вывести страну из кризиса.

Между тем неравноценной обмен между городами и деревней привел к кризису сбыта в 1923г. Из него вышли, понизив цены на промышленные товары. В 1925, 1928 годах произошли хлебозаготовительные кризисы. Пути выхода из кризисов правительство видело в возвращении к методам продразверстки. Безработица достигла 1,5 млн. В конце 20-х годов правительство отказалось от НЭП и перешло к плановой экономике и командно-административному управлению страной.

Вопросы:

1. Чем был вызван переход к НЭП?

2. Когда и где принята НЭП? В чем суть НЭП?

3. Как продналог способствовал развитию сельского хозяйства?

4. Что такое хозрасчет? Что такое кооперация?

5.В чем суть товарно-денежных отношений?

6 Когда провели денежную реформу?

7 Что вы знаете о ГОЭЛРО?

8 Каковы результаты НЭП?

9 Как НЭП способствовала созданию гражданского демократического общества?

10. Почему и когда отказались от НЭП?

 

8. 2.Образование СССР.

2 ноября 1917г. был принят «Декларация прав народа России», по которой большевики предоставили народам страны право создавать самостоятельные государства.

В 1917 – 18гг. от России отделялись Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Украинская Советская социалистическая республика, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922г. они решили объединится. Для этого были условия:

1. Общая цель-строительство социализма.

2. Общие задачи: подъем экономики, укрепление обороны, развитие культуры.

3. Единая форма власти-Советы рабочих и крестьянских депутатов.

4. Старые экономические связи, военный союз с 1919г.

Для подготовки об объединении создали комиссию в главе с Джугашвили (Сталин), народным комиссаром по делам национальностей России. Сталин предложил план автономизации, предусматривающей вхождение республик в состав России на правах автономий (самостоятельность в составе России), но его отвергли потому, что это могло подорвать доверие к России и обострить межнациональные отношения. Грузия и Украина отвергли этот план. Тогда договорились создавать новое союзное государство, в которое все республики войдут на разных правах.

30 декабря 1922г. в Москве 1-ый Всесоюзный съезд советов утвердил Договор и Декларацию об образовании СССР.

Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд советов. Между съездами Всесоюзный исполнительный комитет (ВЦИК), председатель М. Калинин: Съезд избирал правительство - СНК, председатель В. Ульянов (Ленин), с 1924г.-Рыков, с 1930г.- Молотов, с 1941г.-Сталин.

В январе 1924г. принята 1-ая Конституция СССР.

В результате образования СССР укрепилась оборона республик, ускорилось их экономическое и культурное развитие. Начали формироваться новые межнациональные отношения, основанные на равенстве и взаимном уважении. Впервые в истории образовалось многонациональное государство на добровольной основе.

В 1922г. в состав СССР вошли четыре республики:

1) РСФСР; 2) УССР; 3) БССР; 4) ЗСФСР (Армения, Азербайджан, Грузия-до 1936г.)

В 1924-29гг. в результате национально-территориального размежевания в Средней Азии образовались Казахская, Киргизская, Узбекская, Туркменская, Таджикская Советские социалистические республики.

В 1940г. в состав СССР включены Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская, Карело-Финская (до 1946г.) республики.

Образованный как федерация равных республик СССР в 30-е годы превратился, по сути, в унитарное государство. При Сталине руководство республик не смело принимать самостоятельных решений и не сопротивлялось диктату центра. Это в дальнейшем привело к перегибам в национальной политике, что в свою очередь породило причины межнациональных конфликтов приведших к распаду СССР.

Федеративное государство – союзное государство, в котором доминируют общегосударственные законы, но федеральные единицы имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные, судебные органы власти.

 

 

Вопросы:

1) Как большевики решили национальный вопрос в России?

2) В каких республиках установилась Советская власть?

3) Какие условия были для объединения?

4) Кто возглавлял комиссию по подготовке договора?

5) Почему план автономизации был отвергнут?

6) Когда как образовалась СССР? На каких условиях?

7) Какие органы власти были созданы? Кто возглавил?

8) Что такое конституция? Когда принята?

9) Какое значение имело образование СССР?

10) Сколько республик вошло в состав СССР в 1932 году?

11) Какие ещё республики образовались в 20-е годы?

12) Какие республики вошли в состав СССР в 1940г.? сколько всего их было?

13) Какая разница между унитарным и федеративным государством?

14) Удалось ли претворить в жизнь идею равенства республик? Почему?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.