Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логический аппарат исследования систем управления

Лекция 3. Логический аппарат исследования систем управления. Гипотеза и концепция. Классификация методов исследования.

Контрольные вопросы.

В чем сущность методологии исследования систем управления?

В чем сущность общей концепции исследования систем управления?

Какое значение для анализа и проектирования организации имеет общая концепция.

Назовите и поясните основные этапы общей концепции.

Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура.

В чем сущность принципов диалектического подхода к исследованиям систем управления?

 

3.1 Логический аппарат исследования систем управления.

3.2 Гипотеза и концепция.

3.3 Классификация методов исследования.

 

 
 


Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от опыта исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответ­ствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации.

Методология исследования - это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений.

Свое практическое воплощение методология исследования находит в:

· формулировании рабочих гипотез (цель и исходная идея);

· выборе соответствующего подхода (ракурс исследования);

· учете принципов, конкретизирующих подход (пути исследования);

· выборе необходимых и наиболее эффективных средств и методов исследования;

· поиск, отбор в использовании фактов.

В любом исследовании в явном или неявном виде присутствует исходная идея, которая, как правило, отражает отношение исследователя к практике и истине.

Различными являются и подходы к исследованию. Они не всегда связаны жестко с исходной идеей, но в определенной мере отражают ее выбор и практическую реализацию.

· Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем. Но каждое из исследований может ориентироваться при этом на определенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей.

Можно разделить подходы по критерию аспектности исследования. Здесь следует выделить подходы аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где по крайней мере первоначальное исследование приходится строить на неформальной логике. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

3.2 Гипотеза, концепция.

При исследовании систем управления важен философский подход субъекта исследований к проблеме, его психофизические особенности, которые могут проявляться в процессе исследований и отражаться на результатах, в частности, безопасности исследований.

В зависимости от степени изученности проблемы предварительная ориентированность на определенную цель может находить выражение в разработке гипотезы, концепции, алгоритма исследования.

Гипотеза - интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого процесса или объекта. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, либо отвергают.

Выдвижения гипотезы позволяет минимизировать затраты времени и средств на получение желаемого результата исследования или установление факта невозможности его достижения при отклонении Основное практическое назначение гипотезы - концентрировать усилия в наиболее продуктивных, перспективных направлениях, избежать распыления сил в процессе исследования.

В процессе исследования систем управления последовательно, одновременно или в некоторой очередности выдвигают ряд гипотез:

1. гипотезы относительно прогнозируемых уровней целевой эффективности, затрат, рисков разрабатываемых операций и систем.

2. гипотезы относительно вариантов построения системы контроля реальных результатов или функционирования системы.

3. гипотезы относительно влияния и причин, породивших реально имевшие место результаты;

4. гипотезы относительно возможных вариантов устранения недостатков или улучшения деятельности исследуемой системы управления;

5. гипотезы и разрабатываемые на их основе сценарии исправления этих недостатков, введения усовершенствований, то есть доработок;

6. гипотезы относительно достаточности выполненных доработок и усовершенствований исследуемой системы управления.

После выдвижения гипотез их исследуют в процессе рассуждений, логического анализа (в том числе на непротиворечивость), оценки реализуемости, построения сценариев.

Гипотезу либо подтверждают как истинную, и она трансформируется в реальное достоверное знание, либо отвергают.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы диалектического подхода к исследованию | Выдвижение гипотез - один из самых трудных и не формализуемых этапов научного исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.