Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством




Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

Под местным референдумом понимается голосование населения по наиболее важным вопросам. Нормативное регулирование вопросов, статус и порядок проведения референдума осуществляют субъекты РФ, основываясь на общих принципах избирательного законодательства и законодательства о референдумах. Субъекты РФ регламентируют вопросы осуществления и проведения референдума в своих законах, сами референдумы проводятся по общим правилам избирательного законодательства.

Существует несколько определений референдума, которые различаются, в основном, по субъектам голосов и некоторым факультативным признакам:

  • это голосование граждан, проживающих в границах муниципального образования.
  • это голосование жителей муниципального образования в форме однозначного высказывания по наиболее важным вопросам местного значения.

Законодательство РФ, посвященное местному референдуму, определяет какие вопросы относятся к вопросам местного значения, и которые могут выноситься на местный референдум. Законодательство субъектов федерации в расширение федерального законодательства, идет по двум основным направлениям в этом вопросе:

а) закрепляется перечень вопросов местного значения, по которым может быть назначен референдум. Наиболее распространённые вопросы:

  • вопрос о принятии и изменении устава муниципального образования;
  • структура органов местного самоуправления;
  • досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц;
  • установление и изменение границ муниципального образования;
  • использование земель на территории муниципального образования;
  • вопрос строительства промышленных объектов на территории муниципального образования;
  • планы и программы развития территорий муниципального образования;
  • необходимость введения местных налогов и сборов;
  • изменение профиля деятельности объектов и предприятий, входящих в муниципальную собственность.

б) закрепляется перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местные референдумы:

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, если их полномочия закреплены в уставе муниципального образования.

Аксиомой является правило - на местный референдум не могут выноситься вопросы входящие в компетенцию государства.

Орган, к ведению которого относится вопрос о назначении референдума - это представительный орган местного самоуправления. Однако инициатива о проведении референдума может исходить от широкого круга органов и лиц (от главы муниципального образования, от органов государственной власти субъектов федерации, от самого представительного органа местного самоуправления, от части депутатов представительного органа местного самоуправления, от населения).

Уставы муниципальных образований закрепляют разный количественный кворум, когда за проведение референдума должно высказаться население, напр.: а) 5% граждан, обладающих избирательным правом; б) 10% граждан муниципального образования как таковых; в) 25% граждан муниципального образования (этот вариант практические нереален, закреплен в уставе Новосибирска). Состоявшимся местный референдум считается, если в голосовании приняли более половины граждан, имеющих право на участие в выборах. Решение референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Федеральное законодательство регулирует только обязательные референдумы, т.е. референдум, в результате которого принимаются решения, имеющие обязательный характер для всех субъектов права, находящихся на территории муниципального образования. Субъекты РФ в своих региональных законах закрепляют в некоторых случаях только обязательные референдумы, в некоторых случаях и обязательные, и факультативные (решения, принятые на таких референдумах, имеют рекомендательный характер). Кое-где закрепляется также плебисцит (или народный опрос) - когда выясняется мнение населения, имеющее для органов власти рекомендательный характер.

Отличия плебисцита от референдума:

  1. Референдум отличается тем, что голосование в рамках референдума происходит по требованию активной части населения, или требование излагается в петиции. Плебисцит никогда не инициируется населением, всегда - органами местного самоуправления и населению в данном процессе всегда отводится пассивная роль.
  2. При подготовке и проведении референдума представительные органы местного самоуправления почти всегда предварительно обсуждают те вопросы местного значения, которые предполагается вынести на референдум.
  3. Правовые последствия референдума и плебисцита различные. При обязательном референдуме применяются обязательные для исполнения решения. При плебисците выяснение мнения населения носит рекомендательный характер.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее просто - федеральный закон) рассматривает территориальное общественное самоуправление как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное общественное самоуправление - это смешанная форма участия населения в местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так и представительных форм участия.

Территориально общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного, под свою ответственность, осуществления инициатив по решению вопросов местного значения, как непосредственно, так и через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Субъекты РФ в своих региональных законах противоречиво регламентируют этот институт. Очень часто путаются два понятия "собственно территориальное общественное самоуправление" и "органы общественной самодеятельности". Виды органов территориального общественного самоуправления, выделяемые в науке:

  1. территориальные органы самоуправления;
  2. органы самоуправления при учреждениях.

Федеральный закон против пункта "б". Напр., при школе имеются родительские комитеты, но они занимаются вопросами только внутри учреждений и организаций, и не являются органами территориального общественного самоуправления. Если статус органов территориального общественного самоуправления урегулирован федеральный законом, то органы общественной самодеятельности регламентацию получили в российском отраслевом законодательстве (федеральный закон "Об общественных объединениях").

Функции органов территориального общественного самоуправления:

  1. Контроль за деятельность организаций, расположенных на подведомственной территории при условии, что деятельность этих организаций затрагивает интересы населения, подведомственные им.
  2. Органы территориального общественного самоуправления должны заниматься решением тех задач, которые им под силу, при условии оказания помощи органами местного самоуправления, в первую очередь местными администрациями.
  3. Они должны представлять и защищать интересы жителей муниципального образования в организациях - где это необходимо. Прежде всего, это весь спектр жилищно-коммунальных вопросов.
  4. Формирование и продвижение различных предложений для удовлетворения потребностей жителей в территории.
  5. Помощь пенсионерам и инвалидам, которые не способны к самообеспечению.
  6. Содействие решению вопросов занятости детей и подростков.
  7. Профилактика правонарушений.
  8. Санитарное благополучие территорий.
  9. При возникновении локальных территориальных конфликтов, выполнение миротворческих функций.
  10. Вовлечение населения в общественные работы.
  11. Координационная роль органов территориального общественного самоуправления по отношению к органам общественной самодеятельности.
  12. В частном секторе, обязанности по помощи в снабжении населения необходимыми продуктами (уголь для отопления жилья, помощь, связанная с вывозом мусора и т.д.).
  13. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, это взаимодействие проявляется на стадии создания - органы местного самоуправления регистрируют органы территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления практически не способен осуществлять свои функции без реальной помощи со стороны органов местного самоуправления. Помощь может проявляться:
  1. в наделении финансовыми и материальными ресурсами;
  2. в делегировании части полномочий органами местного самоуправления;
  3. органы территориального общественного самоуправления могут заключать договоры с органами местного самоуправления, в которых определяется весь спектр отношений с органами местного самоуправления.

У нас не весь город покрыт органами территориального общественного самоуправления.

В литературе собрания и сходы жителей рассматриваются, как в рамках территориального общественного самоуправления, так и как самостоятельный орган непосредственного самоуправления.

Региональное законодательство содержит несколько определений собраний и сходов граждан:

  1. Под собранием и сходом граждан понимается одна из форм прямого волеизъявления.
  2. Определяются как совместная деятельность граждан определённого населённого пункта (квартала, жилого дома) по непосредственному обсуждению и решению вопросов местного значения.

В соответствии с федеральным законом, в небольших поселениях на собрания и сходы могут быть возложены уставом муниципального образования функции представительных органов местного самоуправления. Три ипостаси собраний и сходов:

  1. Когда они наделены полномочиями представительных органов местного самоуправления.
  2. Когда проводятся на территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов местного значения.
  3. Когда собрания и сходы граждан проводятся на части муниципального образования (и в этом случае, они не рассматриваются, как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Федеральный закон не оговаривает возрастной ценз для участия в сходах граждан, поэтому в законодательстве субъектов РФ есть три основных варианта:

  1. 16-ть лет;
  2. 18-ть лет;
  3. либо ценз вообще не устанавливается.

Если собрания и сходы граждан выполняют функции представительных органов местного самоуправления, то в них граждане в любом случае вправе участвовать только с 18-летнего возраста. Инициативой созыва собраний и сходов граждан обладают (опыт регионального законодательства):

  1. Представительные органы местного самоуправления.
  2. Глава муниципального образования.
  3. Органы территориального общественного самоуправления.
  4. Депутаты представительных органов местного самоуправления.
  5. Органы государственной власти субъектов РФ.
  6. Сами граждане.

Исключительная компетенция сборов и сходов граждан:

  1. Образование территориального общественного самоуправления.
  2. Выборы в органы территориального общественного самоуправления.
  3. Заслушивание отчётов органов территориального общественного самоуправления.
  4. Принятие решений по этим отчетам.
  5. Избрание старосты (главы) населенного пункта.
  6. Решение о самообложении населения. Самообложение является одним из видов местных сборов, хотя НК и не упоминает названия данного местного сбора. Самообложение является классическим видом местных сборов, в первую очередь, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием.

В литературе по-разному решается вопрос о правовых последствиях решений собраний и сходов граждан:

  1. Обязательны для исполнения органам территориального общественного самоуправления и гражданами, проживающими на соответствующей территории.
  2. Решения собраний и сходов обязательны для всех без исключения органов, юридических лиц и должностных лиц.
  3. Решение носит рекомендательный характер для исполнения, но обязательный для рассмотрения всеми органами, гражданами и т.д. (субъектами права, к которым решения адресованы).

Иные формы непосредственного самоуправления:

  1. Обращения граждан - эта форма достаточно подробно регламентирована в законодательстве, выделяют два вида обращений: индивидуальные и коллективные. По функциональному критерию: предложения, заявления и жалобы. В соответствии со ст.33 Конституции РФ, правом на обращение в органы местного самоуправления обладают исключительно граждане РФ. В региональном законодательстве это право, как правило, предоставляется также иностранцам и лицам без гражданства.
  2. Нормотворческая инициатива - под этой формой понимается право внесения проекта нормативного акта в представительный орган местного самоуправления. Региональное законодательство закрепляет различный кворум для такой инициативы:
  1. 1% подписей от всех обладающих избирательным правом и проживающих на данной территории;
  2. 1000 подписей в поддержку нормативного акта граждан, проживающих на данной территории (в Калининграде необходимы подписи лишь 100-а граждан).
  1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  2. Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  3. Полномочия в области строительства и благоустройства территорий.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.