Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовое регулирование промышленной собственности

Срочный характер присущ охране не только авторских, но и, разумеется, смежных прав. В соответствии со ст. 14 Римской конвенции срок охраны составляет период по меньшей мере в 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была осуществлена за­пись фонограммы или включенных в нее исполнений, или имело место не включенное в фонограмму исполнение либо передача в эфир.

Принцип национального режима является основным в сфере международной охраны смежных прав (ст. 2 Римской конвенции). Он дополнен требованием обязательного предоставленияминимума конкретных прав исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям, которые закреплены в Конвенции.

Принципы охраны смежных прав:

Международная охрана фонограмм и прав артистов-исполнителей осуществляется вне зависимости от формальностей.

Основные права субъектов смежных прав. К числу исключительных прав артистов-исполнителей Римская конвенция относит:

право разрешать сообщение исполнений для всеобщего све­дения (например, передача в эфир);

право разрешать первую запись (на материальный носитель) исполнения (п. lb ст. 7);

право на воспроизведение (п. 1с ст. 7). Данное право суще­ствует, только если первоначальная запись была сделана без со­гласия исполнителя (принудительная лицензия и т. д.) либо когда воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнитель дал свое согласие.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам существенно расширяет перечень прав исполнителей. Во-первых, в ст. 5 Дого­вора впервые на международном уровне закреплены личные пра­ва исполнителей. К ним относятся право требовать указания на то, что он является исполнителем (право на имя), а также право препятствовать любому изменению или искажению исполнения, которое может причинить вред его репутации.

Во-вторых, Договор ВОИС существенно расширил перечень имущественных прав исполнителей по сравнению с Римской кон­венцией. Наряду с правом на воспроизведение он закрепил ряд новых прав исполнителей:

статья 8 Договора закрепила исключительное право испол­нителя разрешать распространение записанных на фонограмму ис­полнений путем продажи или иной передачи права собственности;

в соответствии со ст. 9 Договора исполнитель имеет исключительное право разрешать коммерческий прокат для публики оригинала или копий своих исполнений, записанных на фоно­грамму, причем даже после того, как им самим либо с его разре­шения было осуществлено распространение экземпляров фоно­граммы;

право на публичное сообщение исполнений (ст. 10 Догово­ра ВОИС) по своему содержанию совпадает с аналогичным пра­вом, закрепленном в Договоре ВОИС по авторскому праву.

Права производителей фонограмм закреплены в Римской кон­венции в обшей форме: они имеют исключительное право разре­шать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм (ст. 10). Кроме того, хотя они не вправе запрещать публичное сообщение и передачу в эфир фонограмм, опубликованных ими коммерческих целях, они имеют право на разовое справедливое заграждение от пользователя фонограммы.

Договор ВОИС по исполнениям и фоно­граммам значительно расширяет установленный Римской конвен­цией перечень прав производителей фонограмм, добавляя к праву на воспроизведение право распространения, проката и сообщения для всеобщего сведения. Содержание этих прав сходно с содержа­нием аналогичных прав исполнителей.

Организации эфирного вещания в соответствии с Римской кон­венцией имеют, во-первых, те же права, что и исполнители, а кроме того, исключительное право на ретрансляцию своих переда ч (п. «а» ст. 13) и на сообщение для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если оно осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату (п. «d» ст. 13). Те же права закреплены в п. 3 ст. 14 Соглашения ТРИПС.

Нормальное использование смежных прав, как и нормальное использование авторских прав, предполагает определенные изъя­тия из охраны.

Соглашение ТРИПС включено в отношении ограничений охраны как авторских, так и смежных прав лишь одно общее правило: они не должны противоречить нормальному использованию объекта прав и неразумно нарушать законные ин­тересы правообладателей.

Допускается свободное использование объектов смежных прав в личных, учебных и научных целях.

Римская конвенция допускает принудительные лицензии, но только в той мере, в какой это не противоречит установленные ею случаям изъятий из охраны. Конвенция 1971 г. в ст. 6 предусматривает более подробные правила о принудительных лицензиях в отношении фонограмм. Они могут быть установлены национальным законодательством, если соблюдены все следующие условия: воспроизведение предназначено для использования исключительно в целях обучения или научных исследований; распространение экземпляров осуществляется только на территории выдавшего ли­цензию государства и экспорт копий осуществляться не будет; правообладателям должно выплачиваться справедливое вознаграж­дение с учетом числа копий, которые будут произведены.

Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Право промышленном собственности подразделяется на пра­вовую охрану изобретении, полезных моделей и промышленных образцов и на правовую охрану средств индивидуализации участ­ников гражданского оборота и производимой ими продукции, ра­бот и услуг

Как и любые другие объекты интеллектуальной собственно­сти, объекты промышленной собственности обладают территориальностью, т. е. они охраняются только в пределах территории того государства, в котором охрана возникла в установленном за­коном порядке, право на объект промышленной собственности возникает в силу официальной процедуры (регист­рации) и получения от уполномоченного государственного органа охранного документа (патента, свидетельства). Такой охранный документ имеет юридическую силу в пределах того государства, где он выдан. Иными словами, правовая охрана предоставляется только в той стране, в которой данный объект зарегистрирован.

Для того чтобы объект пользовался охраной в другой стране его следует там зарегистрировать и получить охранный документ.

В результате основным спо­собом обеспечения охраны прав владельца знака оказывается реги­страция знака в каждом государстве, в котором планируется его ис­пользование. Однако более эффективное решение проблем, вытекающих из строго территориального характера прав на зна­ки,— заключение соответствующих международных договоров.

Основным международным договором, посвященным охране прав на объекты промышленной собственности, является Париж­ская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г. (далее — Парижская конвенция). Данный договор является фундаментом всей системы международной охраны промышленной собственности. На 15 июля 2002 г. в ней участвовало 163 государства, в том чис­ле Россия —с 1965 г. (как правопреемник СССР). В соответствии со ст. 1 данной Конвенции создан Союз по охране промышлен­ной собственности (далее — Парижский союз. Союз).

Парижская конвенция не преодолевает территориального ха­рактера охраны объектов промышленной собственности, не созда­ет единой системы международной регистрации этих объектов. Бо­лее того, она прямо устанавливает принцип независимости регистра­ции и охранных документов, который означает, что права на объект промышленной собственности существуют отдельно и независимо друг от друга в разных государствах мира. Чтобы права на объект возникли в другом государстве, он должен быть заново зарегистрирован в этом государстве в соответствии с его законодательством.

Однако Конвенция содержит ряд правил, имеющих основополагающее значение для международной охраны любых объектов промышленной собственности.

Во-первых, в основе международно-правовой охраны объектов промышленной собственности лежит правило, сформулированное в ст. 2 Конвенции, согласно которому граждане и юридические липа стран Союза пользуются на территории любого государства-члена национальным режимом плюс правами, специально пре­дусмотренными Конвенцией.

Во-вторых, Конвенция содержит исключительно важные правила о приоритете (ст. 4). Основное их содержание состоит в том, что лицо, которое подало заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на ре­гистрацию этого же объекта в течение определенных сроков в любой другой стране Союза. При этом датой подачи заявки (и, сле­довательно, датой регистрации) в другой стране будет считаться не дата фактической подачи заявки в ее национальное ведомство, а дата подачи в первом государстве (дата первой заявки). По дате первой заявки будет определяться и новизна регистрируемого объ­екта.

Конвенция устанавливает срок конвенционного приоритета для патентов и полезных моделей в 12 месяцев, а для промыш­ленных образцов и товарных знаков - в 6 месяцев.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты и объекты смежных прав. Обладателями смежных прав являются артисты — исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания | Международно-правовая охрана прав на изобретения, полез­ные модели и промышленные образцы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.