Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демпинг




 

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах. Фирма-экспортер, занимая монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены. На конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Предположим, фирма занимает монопольное положение на внутреннем рынке (рис. 6.4, где МС — кривая предельных издержек фирмы, Dd - кривая внутреннего спроса на продукцию фирмы, а МRd — кривая предельного дохода от продаж на внутреннем рынке).

 

 

Рис. 6.4. Демпинг

 

Пока фирма не поставляет товар на внешний рынок, она максимизирует свой доход при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В этом случае цена на внутреннем рынке устанавливается на уровне Рm. Пусть на внешнем рынке спрос на данный товар более эластичен (для упрощения предполагаем, что он характеризуется совершенной эластичностью). В этом случае фирма может увеличивать выпуск продукции и экспортировать ее, увеличивая свой доход до тех пор, пока ее предельные издержки не сравняются с мировой ценой Рw т.е. до уровня Qt. При таком объеме производства объем продаж на внутреннем рынке, максимизирующий доход, составит Qd, цена на внутреннем рынке поднимется до Рd и объем экспорта составит (Qt – Qd). Таким образом, на внешнем рынке фирма будет реализовывать товар по более низкой цене, чем на внутреннем, т.е. будет иметь место демпинг. В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидем­пинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупо­требления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна- импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Некоторые ограничения носят характер скрытого протекционизма. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно- техническим относятся:

· обязательное соблюдение национальных стандартов;

· сертификаты качества импортной продукции;

· требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

· требования к экологическим характеристикам товаров потреби­тельского назначения и товаров продовольственного назначения.

Валютные ограничения на импорт товаров в современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной валютной системы ужесточаются, что приводит к возникновению клиринговых соглашений как фактической компенсационной торговли.

Виды компенсационной торговли:

- Встречные закупки. Страна экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, указанной в контракте о продаже;

- Компенсация экспорта оборудования. Закупается продукция, произведенная с помощью этого оборудования;

- Офсетная сделка. Компенсация осуществляется посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране- импортере (например, при реализации вооружений);

- Компенсационная торговля – свитч. Трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Анализ тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли позволяет сделать вывод о том, что страны осуществляют четкую регламентацию, координацию и стратегический просчет каждой внешнеэкономической операции, направляя всю их совокупность на укрепление национальных интересов.

По состоянию на 1 декабря 2005 года против российских товаров зафиксировано 106 мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка (для сравнения на 01. 01. 1995 – 34), в т. Ч. 48 антидемпинговых пошлин, 12 мер, нарушающих нормальные условия конкуренции, 11 технических барьеров, 10 квотных ограничений, 10 мер административного характера и др. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран, в т. Ч страны ЕС – как единый таможенный союз. По оценкам Минэкономразвития в 2005г. ущерб от этих мер составил около 2 млрд. долларов. Наиболее подвержены антидемпинговым расследованиям такие традиционные товары российского экспорта, как металлургическая продукция – 57%, от общего количества введенных мер, минеральное сырье – 17% и химикаты – 12%.Таким образом, проблема ущерба от применяемых защитных мер в отношении российского экспорта остра. Каковы перспективы и пути ее решения после вступления России в ВТО?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.