Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономического развития МХ

План

Лекция 16. Экономическое единство мира и глобальные проблемы МЭО.

16.1. Глобализация экономического развития МХ.

16.2. Глобальные проблемы МХ и МЭО.

С точки зрения мировой экономики, глобализацию можно трактовать как процесс повышения степени интернационализации и интеграции мировой экономики, который происходит в трех направлениях:

· глобализация торговли;

· глобализация производства;

· глобализация финансовой системы.

Глобализация торговли – это нечто большее, чем просто обмен товарами и услу­гами между отдельными хозяйственными субъектами, поскольку она предпола­гает наличие всемирных рынков товаров и услуг, что обусловливает существование системы, посредством которой торговля между двумя любыми странами может оказывать воздействие на торговые отношения между остальными. Таким образом, торговая глобализа­ция подразумевает такую степень развития межрегиональной торговли, что рын­ки продаваемых товаров функционируют скорее на глобальном, чем на внутри­региональном уровне. Таким образом, глобальная торговля порождает отлажен­ную систему обмена товарами и услугами на межрегиональном уровне.

Международная торговля может называться глобальной в том случае, когда:

· торговля оказывает существенное влияние на структуру национальной эко­номики;

· товарооборот составляет значительную долю национальной продукции;

· торговля разви­вается за пределами национальной территории;

· торговля становится составляющей экономи­ческого производства в целом.

Поэтому, глобализация торговли предполагает наличие гло­бальных рынков товаров и услуг, которые так трансформируют национальные экономики, что производство становится все более зависимым от мировой кон­куренции. Национальные различия все еще влияют на то, что производит та или иная страна и как быстро растет ее производство, но национальная экономичес­кая деятельность все более опутывается глобальными торговыми сетями.

Только в послевоенный период рынки основных товаров начали приобретать глобаль­ное значение, и, в отличие от более ранних периодов когда рост торговли опережал рост производства, эта тенденция привела к глубокой специализации стран. Этому способствовало несколько причин:

· национальные модели производства начали ис­пытывать все большее влияние мировой конкуренции;

· сокращение или прекращение протекционистской политики ведущих держав мира;

· технологические инновации, в том числе и в средствах коммуникации, содействовавшие снижению транспортных расходов.

Второе направление развития процессов глобализации касается расширения и глобализации производства. Международные компании все больше осуществляют собственные операции в рамках сложных и рассредото­ченных по миру производств.

Глобализация производства подразумевает распро­странение корпоративной деятельности и сетей дочерних компаний по основ­ным экономическим регионам мира. В своей наиболее очевидной форме это предполагает деятельность огромных транснациональ­ных корпораций (ТНК), управляющих международной деловой активностью посредством своих заводов, магазинов или филиалов в различных странах. В ходе этого со­здаются сети или системы глобального производства, предполагающие не пря­мую собственность, а упорядоченные договорные отношения путем франчайзинга, ведения совместной коммерческой деятельности или порт­фельных инвестиций.

Деятельность транснациональных корпораций – это самое важное в процессах глобализации производства. Они составляют приблизительно две трети миро­вой торговли, а остальная треть приходится на торговлю внутри отдельной ком­пании между ее собственными отделениями. Транснацио­нальные корпорации играют главную роль в разработке и распространении по всему миру новых технологий, составляя около 80% объемов всей мировой тор­говли технологиями и большую часть частных научных исследований. Их ог­ромные потребности в капиталах сделали их ключевыми игроками на международных финансовых рынках. Но самое большое влия­ние транснациональные корпорации оказывают на интернационализацию про­изводства и предоставления услуг.

По мере того, как рос масштаб транснациональных корпораций, росла и мощ­ность их деятельности. Один из основных показателей иностранной деятельности транснациональных корпо­раций – отношение потоков ПИИ к мировым накоплениям капитала. На глобальном уровне объемы потоков ПИИ удво­ились примерно с 2% от мировых накоплений капитала в 80-е гг. до примерно 4% в первой половине 90-х. Но транснациональные корпорации финансируют свои иностранные операции не только через ПИИ – иностранные филиалы финансиру­ют свое расширение и через нерепатриированную прибыль и через займы на внутрен­нем и мировом рынке капитала. ПИИ составляют лишь 25% всех инвестиций в международное производство. Кроме то­го, поскольку значительная доля ПИИ осуществляется через слияния и приобре­тения, а не через новые инвестиции, то точную оценку того, насколько на самом деле мировые капиталовложения увеличиваются за счет ПИИ, дать очень трудно.

Поэтому существует другой показатель мощности иностранной деятельности многонациональных корпораций – отношение объемов продаж иностранных филиалов к объему продаж всей мировой экономики. Первые росли быстрее вторых: в 70-80-е гг. они сравнялись, а в конце 90-х гг. были уже примерно на 30% больше. В итоге объемы продаж иностранных филиалов выросли с 10-15% мирового ВВП в 70-х гг. до приблизительно 25% сегодняшнего уровня.

Третье направление- глобализация финансовой системы. Международная финансовая активность характеризуется: финансовой открытостью; финансовой вовлеченностью; финансовой интеграцией.

Откры­тость национальных финансовых рынков характеризует уровень юридических ограничений международных финансовых операций.

Степень вовлеченности ха­рактеризует уровень участия страны в глобальной финансовой деятельности. Для этого показателя нет никакого единого индикатора – он различным образом выражается в обороте заграничных активов на национальных рынках, в присутс­твии иностранных финансовых институтов на отечественных финансовых рын­ках и отечественных финансовых институтов на заграничных финансовых рын­ках, а также в национальном участии в различных глобальных финансовых пото­ках.

Финансовая интеграция используется здесь только в узком экономическом смысле слова, т. е. как степень, в какой на финансовых рынках разных стран выравнена цена и доходность активов. На полностью интегрированном рынке дохо­ды от идентичных финансовых активов также идентичны, но, разумеется, многие активы, являющиеся предметом международной торговли, не идентичны. Уро­вень процентной ставки или уравнивание стоимости активов не способны отразить всю сложность финансовой глобализации как исторического процесса. Луч­шим показателем будет степень сближения стоимости или доходности пакетов аналогичных финансовых активов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальные экономические интересы Украины в сфере МЭО | Глобальные политические проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.