Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система




Классификация государственных доходов по методу мобилизации

 
 

 
 

 
 

- доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

- платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства);

- поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.

Один из авторов Декларации независимости США Б. Франклин (1706-1790) сказал: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением государства на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Таким образом, налоги — это порождение государства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Главная юридическая черта налога — односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке пне влияют на характер платежа в целом.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны Принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев для уплаты налогов применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако в случае отступления от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.

Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания и контрибуции.

Статья 8 Налогового кодекса определяет понятия налога и сбора следующим образом:

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (взнос, сбор, такса и т. п.), является неправомерным, если он не установлен законом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, есть налоги. Например, взимаемые по приговору суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Попробуем отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги). Однако налоги никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в чью пользу уплачивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо в отношении установления различных регистраций и т. п.

В дореволюционной России считались пошлиной любые платежи в бюджет (фискальные пошлины). Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж назывался сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

 

 

Налоговая система — совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, налоговая система состоит из следующего ряда систем:

- система налогов (действующий комплекс налогов и сборов);

- система контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

- система пресечения налоговых правонарушений и преступлений.

Налоговую систему определяют как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются следующие:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов (система налогов);

- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений.

В зависимости от основания, которое выбрано для сравнения, возможны различные классификации налогов.

Ныне действующую систему налогов и ее основные характеристики можно классифицировать по объектам и субъектам налогообложения, механизму формирования налогов, их источникам и принципам взыскания.

По субъекту налогообложения все применяемые налоги делятся на налоги с юридических лиц, которые уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, на налоги с физических лиц, которые взимаются с граждан и лиц без гражданства, и на налоги с хозяйствующих субъектов — филиалов, отделений, представительств, не имеющих статуса юридического лица.

По объекту налогообложения налоги можно классифицировать на налоги с доходов (предприятий или населения), имущества, ресурсов, а также на налоги с определенных видов сделок и прочих объектов налогообложения.

По механизму формирования можно выделить прямые налоги (подоходно-поимущественные), взимаемые непосредственное владельцев имущества, получателей дохода, и косвенные налоги (налоги на потребление), взимаемые в сфере реализации и потребления товаров и продукции, т. е., в конечном счете, с потребителей (НДС, акцизы, налог с продаж). Прямые налоги, в свою очередь, делятся наличные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый, нормальный, средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real — англ. «имущество»). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от того или иного имущества или вида деятельности. Например, сложно проконтролировать водителя такси, игровой автомат. В таких ситуациях установление платы за патент на занятие или платы за игровое место в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

По источникам уплаты разделяются налоги, включаемые в себестоимость продукции (услуг, работ), налоги, относимые на финансовые результаты, и налоги, включаемые в выручку от реализации.

Приведенная классификация налогов носит условный характер, существует еще ряд классификаций.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Так, таможенные пошлины зачисляются в доход федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрыть дефицит. В качестве регулирующих налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении бюджета на конкретный год.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране с конца 1980-х гг. потребовал создания адекватной им налоговой системы. В экономике рыночного типа налоги, налоговый механизм являются одним из основных экономических регуляторов. Первостепенное значение приобретает управление доходами — процессами их формирования, распределения и использования, что может быть обеспечено прежде всего на основе налоговых методов.

В 1991 г. был принят пакет законов, включающих 16 собственно налоговых законов и три закона более широкого содержания, но также определяющих некоторые виды налогов — законы о плате за землю, о дорожных фондах, а также закон о недрах. К этим законам нужно добавить еще закон «О Государственной налоговой службе РСФСР», в котором определяется организационная сторону сбора налогов и контроля за соблюдением налогового законодательства, а также закон «Об основах бюджетного устройства РСФСР», где определяется роль и место налогов в доходах бюджетной системы РФ, порядок зачисления их в соответствующие бюджеты.

Пакет законов состоял из базового закона «Об основах налоговой системы в РФ» и отдельных законов о налогах по различным сферам деятельности, категориям плательщиков, формам доходов и накоплений.

По своей структуре и принципам построения налоговая система России в основном отражает распространенные в мировой практике налоговые системы. Практически все современные системы используют набор различных налогов, представляющих собой разнообразные формы налоговых изъятий.

С 1999 г. вступила в силу первая (общая) часть Налогового кодекса РФ. При этом практически полностью утратил силу закон «06 основах налоговой системы Российской Федерации». Система налогов (т. е. перечень законодательно утвержденных налогов) с введением отдельных глав II части НК будет постепенно трансформироваться.

Законодательно принята квалификация налогов по уровню государственного регулирования.

Налоговая система РФ включает налоги трех уровней: федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. Некоторые налоги являются общеобязательными, другие налоги могут вводиться местными органами власти.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ. Федеральные налоги взимаются на всей территории России.

Налоги субъектов Федерации (региональные) также устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Из ранее установленных региональных налогов некоторые были обязательными на всей территории РФ (например, налог на имущество предприятий, лесной доход и некоторые другие). На федеральном уровне принимается базовый, или нормативный, закон, на основе которого органы исполнительной власти субъектов Федерации принимают региональные законы. Представительные органы власти субъектов Федерации, устанавливая региональные налоги, определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, указанных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

Местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге — законами этих субъектов РФ). До введения в полной мере второй части НК РФ часть местных налогов является общеобязательной на всей территории России: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Все прочие местные налоги могут устанавливаться решениями районных и городских органов государственной власти, сборы по ним зачисляются в местные бюджеты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.