Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговый контроль. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок

 

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом (ст. 82 ^К РФ).

 

 

 
 

Налоговые органы для осуществления своих функций должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Перечень информации, представляемой налоговым органам, приведен в статье 85 НК РФ. В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами:

- осуществляющими регистрацию организаций;

- регистрирующими физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам;

- осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц;

- осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения;

- опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

- уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, осуществляющими частную практику.

Кроме того, банки обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии или закрытии счета организации или предпринимателя.

Каждый налогоплательщик обязан встать на налоговый учет в налоговых органах независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Постановка на учет осуществляется в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Если организация имеет филиалы или представительства, то постановка на налоговый учет должна быть произведена и по месту нахождения этих подразделений.

Заявление в ГНИ подается в течение 10 дней после государственной регистрации предприятия или создания его подразделения.

Заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества подается в ГНИ по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Налоговый орган проводит с контролирующими целями залоговую проверку, используя предоставленные налогоплательщиком бухгалтерские и иные документы.

Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных деклараций и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах.

Налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговый кодекс установил, что должностное лицо налогового органа в целях проведения налоговой проверки при предоставлении соответствующих документов имеет право получить доступ на территорию или в помещение налогоплательщика. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц не допускается.

Поскольку федеральные органы налоговой полиции не отнесены к налоговым органам, они по-прежнему будут вправе в процессе оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь статьей 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», проникать в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан, уведомляя об этом прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.

Во время проведения налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе потребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проверки. В случае отказа налогоплательщика предоставить требуемые документы должностное лицо вправе произвести их выемку, а сам налогоплательщик будет оштрафован на основании статьи 119 НК РФ.

Выездная налоговая проверка должна сопровождаться составлением протокола и производиться с учетом процессуальных требований, нарушение которых повлечет за собой признание судом недействительности выявленных в ходе проверки фактов налоговых правонарушений.

Среди участников налогового процесса НК РФ называет свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и понятых.

Свидетель — любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. НК РФ предусмотрен штраф за отказ свидетеля от дачи объяснений.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в тех областях деятельности проверяемого лица, специфику„которой требуется определить в целях налогообложения. Экспертиза назначается актом должностного лица налогового органа — постановлением, где должны быть указаны и вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, на основании которых будет дано заключение. Однако эксперт вправе заявить обоснованный отказ по тем основаниям, что располагаемые материалы не могут быть исследованы и положены в основу заключения в силу определенных причин.

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела. По смыслу положений НК РФ функции специалиста и эксперта схожи, однако если обратиться к нормам статьи 129 (ответственность), то становится ясно, что составление заведомо ложного экспертного заключения влечет определенную санкцию. Специалиста же, согласно статье 129 НК РФ, можно лишь привлечь за немотивированный отказ от участия в налоговой проверке.

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Ответственность переводчика аналогична ответственности эксперта.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

По результатам выездной налоговой проверки должен бить составлен соответствующий акт. Порядок оформления результатов налоговых поверок предусмотрен статьей 100 НК РФ. Акт документальной проверки является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению или передаче в другие органы.

Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась правонарушений не обнаружено.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации — налогоплательщику либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение десяти дней выносит решение (постановление).

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если в результате умышленных действий налогоплательщика или его представителя копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными налогоплательщиком или его представителем по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного обязанного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному обязанному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции, направив соответствующее требование об уплате налога.

В случае, если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции за совершение данного налогового правонарушения.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

До принятия НК РФ практически все юридические лица, обращаясь в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта государственного органа (решения, а не акта проверки), подавали заявление о принятии мер по обеспечению иска (глава 7 АПК РФ). Эти заявления, как правило, удовлетворялись, и налогоплательщик имел возможность без ограничения пользоваться своим имуществом (в том числе и денежными средствами), так как налоговый орган не вправе был выставить на банковский счет налогоплательщика инкассовое поручение или наложить арест на имущество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговый период, отчетный период и сроки уплаты налогов | Налоговые правонарушения и общие положения по ответственности за их совершение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.