Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налоговой системы

НП свойственно много атрибутов отрасли права. это и предмет, и метод, общая и особенная часть. Вот ещё и принципы это тоже из разряда атрибутов ФП. И в НК и в решениях КС выведен целый ряд принципиальных положений, которые являются ключевыми для понимания многих норм НК, являются стабильным каркасом налогового правового регулирования. Надо сказать, что в НП значение данных принципов определяется в первую очередь тем, что большинство этих принципов производны от конституционных положений, сформулированных в решениях ЕС, а значит имеют особую юридическую силу, значит стоят над НК. Во – вторых, НЗ как весьма динамично развивающееся подвержено очень быстрым и не всегда согласованным изменениям. И для преодоления возникающих коллизий, пробелов, неясностей важно использовать достаточно стабильный правовой инструментарий, т.е. положения, которые носят стабильный характер, обеспечивают преемственность развития НЗ. Такую функцию выполняют принципы НП. Они вносят определенность в применении норм НЗ. Это работающие принципы, а не просто декларации. Множество судебных решений непосредственно опираются на эти принципы. Это ведь ещё и правовые нормы, которые непосредственно регулируют общественное поведение. Но чаще норма принцип применяется в совокупности с конкретной нормой НЗ, для понимания, толкования такой нормы.

1. Принцип законной формы установления налога. Это один из основополагающих принципов, прямо вытекает из К РФ и сформулирован в ст. 3 НК. Это значит, что налог не просто д.б. упомянут в законе, но все его элементы д.б. непосредственно определены актом представительного органа власти.

2. Принцип равенства и всеобщности налогообложения. С одной стороны, корень этого принципа в общеправовом принципе юридического равенства всех перед законом, и в т.ч. перед налоговым законом. Но все-таки принцип равенства налогообложения не является зеркальным отражением принципа юридического равенства. Принцип юридического равенства означает одинаковость правовых статусов независимо от каких-либо факторов. Но можно ли этим равенством правовых статусов, равенством прав субъектов исчерпать равенство налогообложения. Но была бы справедливой налоговой системой, если бы все платили одинаковый налог? Нет, потому что существует фактическое неравенство. Такая система юридического равенства, основанная на математическом равенстве не для НП и равенство прав и обязанностей в НП не может исчерпывать принципа равенства налогообложения. Принцип равенства налогообложения понимается в решениях КС и законодателем как равенство налогового бремени для равных экономических субъектов. Т.е. те налогоплательщики, которые находятся в относительно равном экономическом положении, должны нести относительно равное налоговое бремя. И наоборот. Лица которые находятся в существенно неравном экономическом положении не м.б. с налоговой правовой т.з. субъектами одинакового налогового бремени. В данном случае равенство налогообложения понимается как сочетание юридического равенства и фактического равенства, в отличии от других отраслей права (ГП). поэтому такое изъятие безэквивалентное должно производиться в соответствии с платежной способностью. Надо отметить, что само НП не регулирует и не задается целью регулировать само создание материальных благ налогоплательщика, сам процесс приобретения и использования материальных благ не регулируется налоговыми нормами. НП опосредует лишь изъятие части созданного налогоплательщиком материального продукта. Это в чистом виде перераспределительные отношения. и конечно, эти перераспределительные отношения должны учитывать способность к уплате налога. Поэтому принцип равенства налогообложения понимается именно таким образом: здесь говорится, что с одной стороны, законодательство основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения. И тут же говорится, что при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Вот эта самая способность нести налоговое бремя. Но надо сказать, что принципы как правило применяются вместе с конкретной нормой. И возникает вопрос а можно ли в каждом конкретном деле учитывать способность налогоплательщика к уплате налога? Например, существует единый налог на вмененный доход. Как рассчитывается этот налог. Например такой вид деятельности как общественное питание. Налоговая ставка зависит от места положения конкретного объекта общественного питания и от площади. Но в данном случае не учитывается, какой доход реально получил налогоплательщик. Может ли он уплатить этот налог? нужно ли учитывать способность каждого налогоплательщика к уплате налога? НК исходит из того, что эту способность нужно учитывать при установлении налогов а не при взимании. А налог устанавливается НА, где определяются все его существенные элементы. И поэтому данный принцип прежде всего обращен к законодателю и требует от него при установлении налога, при определении его существенных элементов, учета тех факторов, которые влияют на способность к уплате налога. И тот же КС оценивает те или иные нормы через призму учета законодателем этих факторов. Например если мы говорим о едином налоге на вмененный доход, то законодатель там как раз и ввел систему дифференцированной достаточно подробной оценки конкретного объекта ведения предпринимательской деятельности в зависимости от потенциальной возможности налогоплательщика получить доход (в зависимости от места положения, от режима работы). Но законодатель не обязывает правоприменителя учитывать способность индивидуально каждого налогоплательщика к уплате налога. Это невозможно и происходит некое усреднение, типизация налогоплательщиков. С другой стороны важно чтобы критерии дифференциации были оправданы и обоснованы. Принцип равенства конечно допускает эту дифференциацию налогового правового регулирования. Т.е. с одной стороны равные правила для одинаковых субъектов и разные правила для разных субъектов. Мы говорили об особенностях учета крупнейших налогоплательщиков. Для них введена система особого учета. И в свое время перед КС встал вопрос а насколько выделение этой категории налогоплательщиков соответствует принципу равенства? № 438 – О принцип равенства для равных субъектов, а если субъекты находятся в существенно различном положении, то в меру этих различий законодатель вправе устанавливать дифференцированное правовое регулирование. Т.е. эти различия должны учитываться при установлении налоговых норм. Больше всего проблем с равенством связано с предпринимательской деятельностью, с налоговым статусом с одной стороны юридических лиц, организаций, а с другой ИП. Дело в том, что для них установлены разные налоги, которые исчисляются по разным правилам. Для ЮЛ – налог на прибыль, а ФЛ – налог на доходы ФЛ. И установление таких разных правил в принципе оправдано, но иногда законодатель упускает, что в целом д-ть, которую осуществляет и ИП и ЮЛ м.б. предпринимательской и по сути своей единой. И если эти различия, которые установлены в НК, не связаны с организационными правовыми формами ПД, не обусловлены тем, что это ЮЛ, а это ФЛ, такие различия неконституционны. Например по одному из дел для налогоплательщиков и предпринимателей и организаций была введена упрощенная система налогообложения. Но только для ЮЛ эта система предполагала замену всех налогов одним налогом (т.е. налогоплательщик организация освобождалась от всех налогов с заменой одним), а ФЛ предприниматели освобождались только от НДФЛ с заменой тем же самым налогом. Получалось, что некоторые налоги организация не платит, а ИП платит. И это различие ничем не оправдано, более того подталкивает вести ПД с образованием ЮЛ. Потому что если ведешь ту же саму ПД, но без образования ЮЛ, то для тебя установлен менее благоприятный налоговый режим в рамках того же самого специального налогового режима. Т.е. один и тот же налоговый режим, специальный режим применяется по-разному к разным налогоплательщикам. Это послужило основанием для КС признать такое регулирование не соответствующим конституции и нарушающим принцип равенства.

Количество региональных и местных налогов крайне ограничено.

Региональные. Сейчас взимается формально 3, а по существу 2: транспортный, налог на имущество организаций и региональный налог на игорный бизнес (формально есть, но фактически не взимается).

Местные налоги это земельный налог и налог на имущество ФЛ. Последний сейчас не составляет большого доходного источника муниципалитета, поскольку до сих пор взимается по старым правилам и не отражает рыночной оценки недвижимости. Эти налоги не могут составить основу формирования бюджета СФ и МО. И из-за этого большой удельный вес имеют межбюджетные трансферты.

3. Принцип единой налоговой системы.

Единая налоговая систем у нас потому, что за рамки установленные федеральным законом, СФ выйти не могут, они не могут вводить каких-то новых налогов. После принятия постановления КС № 5 – П от 21.03.1997г. установился принцип единой налоговой системы, который предполагает установление на федеральном уровне исчерпывающего перечня всех налогов и определения основных элементов взимания всех налогов. Мало того этот принцип предполагает, конечно, иерархичность НЗ. Естественно, акты СФ, ОМСУ должны соответствовать НК. Также этот принцип предполагает, что недопустимы в РФ налоги, которые нарушают единое экономическое пространство, создают барьеры для перемещения товаров, работ, услуг, финансовых ресурсов на территории РФ. Не может отдаваться предпочтение в налоговых вопросах в зависимости от места происхождения капитала, производства капитала. Этот же принцип предполагает единство системы контроля за уплатой налога. В РФ нет множественности НО. Единая система налогового контроля представления ФНС и ее территориальными подразделениями. Они администрируют не только федеральное, но и региональные и местные налоги, и не находятся в подчинении у региональных органов власти.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения.

Это один и самых спорных принципов, потому что его содержание не раскрыто в законе и вызывает противоречивые суждения на теории и на практике. Согласно наиболее распространенному представлению налоги имеют экономическое основание в том смысле, что основой для взимания налога является экономическая д-ть налогоплательщика, участие налогоплательщика в экономических, имущественных отношениях. Не могут взиматься налоги, которые не связаны с действиями налогоплательщика в сфере ГО, имущественных отношений. Налоги являются надстройкой над этой экономической основой, над имущественными отношениями. Дело в том, что в истории налогообложения и в практике современных гос-в есть налоги, которые минимально связаны с имущественными отношениями, в которых участвуют налогоплательщики. Например подушная подаль взимается за сам факт пребывания на соответствующей территории. Налоги на бороды, налоги на холостяков и малосемейных, которые взимались в советское время. Такие налоги лишены экономического основания. Из этого можно сделать вывод практически значимый. Коль скоро основой для исчисления уплаты налога служит факт экономической действительности, жизни налогоплательщика, то налоговая оценка т.е. налоговые последствия должны в первую очередь определяться в зависимости не от гражданско - правовой формы, а от экономического содержания соответствующей операции. В основе оценки действия налогоплательщика должны находиться экономическая сущность операции. На практике налогоплательщики имеют возможность скрывать действительные экономические цели своей деятельности различными гр-правовыми формами, тем более что принцип диспозитивности в ГП позволяет по сути один и ту же операцию оформить по-разному.

Пример. Нам необходимо продать имущество. Мы можем заключить договор к-п. в этом случае, если собственник ЮЛ, у него возникает обязанность платить НДС. Чтобы этого избежать, можно продать не само имущество, а акции или доли в уставном капитале того ЮЛ, которое является собственником. и это имущество фактически перейдет под контроль покупателя через контроль над ЮЛ, а непосредственно. Дело в том, что реализация акций не облагается НДС. Возникает вопрос а как должно реагировать на это НЗ? Есть случаи когда экономический смысл операции один, а налоговые последствия наступают разные в зависимости от того, какую гр-правовую форму участники этой сделки придадут этой операции. Например. Можно заключить договор о совместной деятельности, якобы вносится имущество в совместную д-ть, а потом это имущество передается другому участнику в рамках распределения долей. Дело в том, что это принцип диктует необходимость оценки операции в первую очередь с учетом ее экономического смысла. Эт позволяет и НО и судам в некоторых случаях игнорировать гр-правовую форму, ели она была искусственно использована сторонами, чтобы прикрыть действительное экономическое содержание операции. Если форма операции не соответствует ее экономическому смыслу. И последствия наступают исходя из действительного экономического смысла, целей участников операций. Более развернуто эта доктрина представлена в ПП ВАС от 12.10.2006г. это важный деньJ № 53 это постановление вообще не содержит ссылок на НЗ, но при этом заключает в себе развернутую доктрину. Которая называется необоснованные налоговые выплаты. Проще говоря это инструмент преодоления гр-правовой формы, использованной искусственно с целью уклонения от налогов, с целью сокращению налоговых обязательств. Здесь от НО эта доктрина требует очень большой работы по доказыванию, потому что бремя доказывания реальной цели возлагается на НО. Но им это не всегда удаетсяJ Готовится законопроект на эту тему.

5. Принцип определенности налогового обязательства.

Казалось бы правовая определенность это общеправовой принцип. Но исходя из специфики НО, где гос-во и нормотворец, и кредитор, и судья, в этих налоговых отношениях чрезвычайно важно создать специальные механизмы, обеспечивающие определенность правового регулирования, определенность обязательства, т.е. прав и обязанностей участников соответствующего правоотношения. Потому что малейшая степень неопределенности приводит к злоупотреблению. Адам Смит в 17 в. говорил: “Даже малая степень неопределенности закона хуже, чем большая степень несправедливости его”. Т.е. лучше несправедливый, но определенный закон. Даже к несправедливому закону но определенному налогоплательщики могут приспособиться к нему со временем. Какие же механизмы предусмотрены.

Во-первых, сам НК провозглашает это принцип в ст. 3 и провозглашает, что при установлении налогов, д.б. определены все элементы налогообложения. Т.е. законодатель создает некую структуру закона о каждом налоге. И если какой-то элемент этой модели не определен, то налог не считается законно установленным. Законодатель придает этому особое значение и в общем-то это требование к самому законодателю. Но все-таки этот принцип является лишь неким идеалом, к которому законодатель всегда стремится но не достигает его. И как же быть, если закон содержи неопределенность? Тут вступают в действие и инструменты толкования и организационные механизмы, а именно письменные разъяснения. НК предусматривает право налогоплательщика к НО за разъяснением НЗ. Последствия. Если налогоплательщик будет руководствоваться этими разъяснениями, то он освобождается от уплаты пеней, от привлечения к ответственности. это разъяснение, которые имеют юридическое значение, акты официального толкования, хотя необязательны для налогоплательщика. Он может не руководствоваться ими и поступать на свой риск в надежде на судебные органы. Если говорить о судебном толковании, то судебный прецедент имеет и для НП значение, т.е. и налогоплательшк и НО вынуждены следовать судебным прецедентам, но в отличии от иных категорий споров по налоговым спорам действует очень важное правило, которое было в свое время провозглашено КС, что ранее принятые судебные акты не подлежат пересмотру в связи с принятием постановления ВАС если это постановление ухудшает положение налогоплательщика. Т.е. фактически этот смысл непридания обратной силы закону, распространен и на акты судебного толкования. А если благоприятное толкование, то у налогоплательщика есть право о пересмотре по новым обстоятельства в связи с формированием правовой позиции АС. если ни один из инструментов толкования не дал результаты, то они толкуются в пользу налогоплательщика.

 

Элементы налогообложения.

Само понятие элемента налогообложения производно от принципа определенности. Эта конструкция вводится для того, чтобы законодатель смог обеспечить максимальную определенность Налогового обязательства. Понятие и состав элементов налогообложения определяется ст. 17 НК. По сути, элементы это те условия налогового обязательства, определение которых законодателем является обязательным, чтобы налог считался законно установленным. Если хотя бы один из элементов не определен законодателем применительно к конкретному налогу, то налог не считается законно установленным и не подлежит взиманию. Если проводить условную аналогию с ГП, то можно увидеть некое сходство этих элементов налогообложения с понятием существенные условия договоры. Каковы же эти элементы.

Наряду с налогоплательщиками такими элементами являются объект, налоговая база т.д. см. ст. 17.

Налогоплательщик упоминается отдельно от других элементов. Но скорее это такая декларация в том смысле, что налогоплательщик это субъект права и как же это так он может быть элементом налогообложения. Но по сути это не меняет самого характера элемента. Поскольку элемент это модель, описание в законе признаков, и естественно не сам конкретный налогоплательщик, субъект права является элементом, а его признаки. Т.е. какая-то описанная таким образом категория лиц, становится плательщиком того или иного налога. Например плательщиком налога на прибыль является организация. Т.е. все организации будут платить налог на прибыль. У нас налогоплательщики м.б. двух видов. Это ФЛ и организации. Что касается ФЛ, надо заметить, что как правило, статус гражданина (иностранец) не имеет значения для налоговых целей, налоговые последствия наступают одинаковые за некоторыми исключениями. И разница лишь в том, относится ли ФЛ к числу резидентов или нерезидентов. Здесь резидент понимается как лицо прочно связанное с определенной территорией. Эта прочная связь в разных гос-вах определяется по-разному. Где-то это зависит от наличия места жительства, недвижимости в данном гос-ве. У нас критерий очень простой – в зависимости от продолжительности пребывания лица на территории РФ. Если лицо находится на территории РФ 183 дня и более в течение 12 последовательных календарных месяцев, то оно признается резидентом. А какое это имеет значение. Прежде всего для объема его налоговых обязанностей. ФЛ резидент РФ уплачивает налог на доходы, полученные как из источников РФ, так и за ее пределами. Например ФЛ владеет акциями российской компании и кипрской. Получает дивиденды. Если это лицо резидент, то и дивиденды облагаются налогом в РФ. Если не резидент, то получив дивиденды от российской компании, оно д.б. уплатить налог, а в отношении иностранной компании плательщиком такое лицо не будет. то касается художников, артистов, писателей.

Организации как налогоплательщики. Уплачивать налог, отчуждать свое имущество имеет право только субъект ГП. кроме того наделение филиалов, представительств статусом налогоплательщика приводило в сложности определения налоговой базы, объектов налогообложения. Например прибыль. А как эту прибыль определить для филиала? Что проще всю выручку филиала зачислить в его прибыль. Но является ли эта прибыль только прибылью данного филиала, или финальной деятельностью всего ЮЛ? Поэтому сегодня общий принцип таков, что организации как правило это ЮЛ, имеющие такой статус в соответствии с ГЗ. Ст. 11 НК! См. на экзамене! Согласно этой статьи есть 2 вида организаций:

1) Российские. Это ЮЛ созданные по российскому законодательству и зарегистрированное в этом качестве.

2) Иностранные. Тут сложнее. Потому что это и ин. ЮЛ, и иные образования, имеющие гражданскую правоспособность. Например партнерства признаются в некоторых гос-вах признаются субъектами ГП без формальной регистрации, без статуса ЮЛ. Коль скоро они ведут деятельность, имеют правоспособность, то и налоговые последствия могут в отношении их наступать, значит они должны признаваться налогоплательщиками. Но кроме того признаются в качестве иностранных организаций и филиалы, и представительства иностранных ЮЛ и международных организаций, созданные на территории РФ. В данном случае мы видим приспособление гр-правовых конструкций по нужды НП. Но возникает вопрос достаточно ли ограничиться проверкой того подразделения, которое функционирует на территории РФ. А как вести производство по делу, кого привлекать к ответственности? Все это можно осуществлять только в РФ, потому что полномочия НО ограничены российской территории и в этом смысле законодатель использовал такую фикцию (наделили статусом субъекта права образование, им не являющееся) исходя из рациональной организации налогового контроля и признает только филиалы иностранных организаций налогоплательщиками. Но надо сказать, что и для российских организация наличие обособленных подразделений влечет определенные последствия. Эти подразделения не признаются участниками налоговых правоотношений, но в связи с появлением такого обособленного подразделения, на ЮЛ, на саму организацию возлагается целый ряд обязанностей. Во-первых, это обязанность по учету организации в месте нахождения ее обособленных подразделений. Т.е. организация подлежит постановке на учет в налоговых органах не только где создана сама организация (по месту нахождения ЮЛ) но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Это делается для налогового контроля. Мало того организация обязана уплачивать некоторые налоги также по месту нахождения обособленных подразделений. Например ЮЛ зарегистрировано в Москве а филиал в СПб. налоги надо платить как в Москве так и в СПб. потому что здесь ведется д-ть, используется инфраструктура это МО. И было бы несправедливо, если бы все налоги от доходов этого ЮЛ поступали исключительно по месту формальной регистрации этой организации. На соотв. часть доходов вправе рассчитывать те СФ, МО, где реально функционирует обособленное подразделение. Это обеспечивает более равномерное распределение налоговых доходов. Не все но некоторые налоги уплачиваются по месту и головной организации и по месту нахождения ОП. А обособленное подразделение это понятие НП и в ст. 11 дается определение. Это не только филиалы и представительства. Филиалы и представительства это такие подразделения, которые в соотв. с ГЗ прибрели это организационное оформление. Для НП, и здесь мы видим проявление принципа экономической обоснованности, не важно выполнены ли все эти формальности гр-правовые или нет. очень было бы просто обойти все эти требования по уплате налогов, если ОП отождествлялось с филиалом. Но НК придает решающее значение не оформлению филиала или представительства а фактическому осуществлению деятельности вне места нахождения ЮЛ. Единственным критерием, который имеет существенное значение для признания ОП, служит создание стационарного рабочего места. Стационарным признается рабочее место созданное на срок не менее 30 дней. Например сейчас есть много товаров, которые реализуются с помощью автоматов. Там получается и доход и выручка. А есть ли здесь стационарное рабочее вместо? Нет. а банкомат? Нет. никакого стационарного рабочего места для эксплуатации этой техники не требуется. Поэтому они не признаются ОП.

Как мы видим организации это как правило ЮЛ. Но в ГО наряду с ФЛ, ЮЛ, участвуют ППО. Как быть с ними? На практике такой вопрос возникал неоднократно. И здесь логика следующая. Организации это ЮЛ. Но по ГК ППО не признаются ЮЛ в буквальном смысле, но к ним применяются общие правила о ЮЛ, если иное не предусмотрено законом, не вытекает из существа этих организаций. Но какие правила к ним применяются о ЮЛ? Можем ли мы на основании этой нормы применить налогово-правовые положения о ЮЛ к ППО? Ведь та самая норма, распространяющая правила о ЮЛ на гос-ва, это норма говорит о правила ГЗ, регламентирует порядок применения норм ГЗ и регулирует гр-правовые отношения с участием ППО. Мы не можем в сфере публичного права распространить на гос-во нормы о ЮЛ. Чтобы применять нормы НК касающиеся организаций к ППО, потребовались бы изменения в НК. Но таковых норм нет. И в судебной практике сформировалась такая позиция, что ППО не являются организацией и ка таковыми налогоплательщиками не являются. Но это не значит, что гос. имущество или мун. имущество освобождено от налогообложения. Как правило оно закреплено на ограниченном праве за ЮЛ. И здесь если совершается сделка ЮЛ, в связи с публичным имуществом, наступают общие налоговые последствия. И эти ЮЛ, основанные на гос. форме собственности имуществе признаются обычными налогоплательщиками. А что касается самого гос-ва, то оно как таковым плательщиком налогов не является.

Объекты НО. Ст. 38 НК дает некоторые указания на то, что же это такое. Эти указания даются через примерный, не закрытый перечень тех обстоятельств, которые порождают налоговую обязанность. В общем то объект налогообложения это тот элемент налогообложения, который показывает основания для взимания налога. По большому счету наличие у налогоплательщика объекта налогообложения это ЮФ, порождающий обязанность уплатить налог. А сами эти объекты чрезвычайно разнообразны. Гос-во стремится к более широкому охвату различных экономических явлений налоговой сеть. Чем больше объектов тем лучше, потому что создается более стабильная база для формирования бюджетных доходов. Это и доходы, и прибыль, и реализация имущества, и факт принадлежности имущества. Но эти имущественные объекты становятся объектами налогообложения лишь в том случае, если у налогоплательщика выявляется определенное право на этот объект. Возникает правовая связь объекта и плательщика. И эта связь прямо указана в законе. Например плательщики земельного налога. Ведь обладателем ЗУ лицо м.б. на разных основаниях, и на праве аренды, и на праве собственности. А все ли эти землевладельцы должны платить земельный налог. НК устанавливает, что земельный налог уплачивают лица, обладающие ЗУ на праве собственности или не праве постоянного бессрочного пользования. Ещё и пожизненно наследуемого владения. А иные лица, обладающие ЗУ на иных основаниях налогоплательщиками не являются. И объект налогообложения это тот самый ЮФ, возникновение которого порождает обязанность уплатить налог. Например. Объект налогообложения появился но достаточно ли это для того, чтобы исчислить сумму налога? Возьмем земельный налог. В собственности налогоплательщика появился ЗУ, но как исчислить земельный налог. Нужно этот ЗУ определенным образом охарактеризовать, описать его в каких-то признаках. Которые позволяют применить к нему ставку налога. Ведь ЗУ имеет площадь, стоимостную характеристику, определенный режим. Какую характеристику надо взять, чтобы исчислить земельный налог. можно площадь взять, а можно стоимость. То же самое с транспортным налогом. ТС можно как угодно охарактеризовать. Можно взять мощность двигателя, максимальную скорость и т.д. вот та характеристика объекта налогообложения, которая используется при исчислении налога является налоговой базой. Эта характеристика м.б. самой разной: стоимостная, количественная, физическая. Конечно, в НО, которые в принципе являются имущественными чаще всего используется стоимостная, но не всегда. Например транспортный налог. налоговая база там определяется исходя из мощности двигателя (физическая характеристика). И стоимостная характеристика м.б. различной – та цена, за которую был куплен ЗУ или цена, по которой вообще ЗУ в данной местности подлежат оценке (кадастровая стоимость). От этой оценке зависит земельный налог. но даже в тех случаях когда в качестве налоговой базы принимается стоимостная характеристика, основанная на цене сделки, возникает вопрос о контроле за ценообразованием.

Также возникает традиционная интернациональная большая проблема – проблема трансфертного ценообразования. Дело в том, что цена сделки это условие, которое определяется как правило по усмотрению сторон исходя из принципа диспозитивности. И участники могут определить в договоре цену действительно по своему усмотрению. Для гос-ва важно обеспечить контроль за этой ценой, за ее соответствием рыночным ценам. И если она существенно отличается от рыночной, то гос-во несет потери в виде тех налогов, которые оно могло бы получить. И во всех странах применяются инструменты борьбы с трансфертным ценообразованием. Трансфертное ценообразование это когда мы договорились, что я продаю ЗУ за миллион, а в договоре пишем за 100 000 тыс. и исходя их этих 100 000 тыс. я должен платить налоги. как обеспечить этот контроль. на сегодня действует только одна статья НК ст. 40, которая регулирует контроль за трансфертным ценообразованием. Но с 01.01.2012г. вступают в силу 3 главы НК 14.1, 14.2, 14.3 с детальным регулированием вопросов контроля за тр. ценообразованием. На экзамене этому не будет уделяться специальное внимание. Но основные принципы этого тр. Ценообразования и контроля за ним мы должны знать. Например, мы должны знать, что существует презумпция соответствия цены сделки уровню рыночных цен. Но она опровержима. Опровергнуть ее могут сейчас только НО и только в определенных случаях. А с 01.01.2012 и сами налогоплательщики. НО вправе контролировать цены сделок только в определенных случаях. Но они поменяются. Презумпция опровергается путем сопоставления цены сделки с аналогичной сделкой, заключенной тем же налогоплательщиком или другими налогоплательщиками. И если это несоответствие устанавливается, то предлагается уплатить налог исходя из рыночных цен. Эта функция контроля возложена на все Но, а с. 01.01.2012г. эта функция передается исключительно ФНС. Также с 2012г. ФНС получит право вместе с налогоплательщиками заключать соглашение о ценообразовании, т.е. основываясь на рыночной цене до исполнения сделки они смогут заключить соглашение на 3 года и в этом соглашении будет определена та цена, по которой НО будут исчислять налоговые обязательства. Потом они не смогут вопреки этому соглашению начислить налоги, проверить эту цену и опровергнуть эту презумпцию.

 

 

14.10.2011г.

Объект Налогообложения это те ЮФ, которые в соотв. с з порождают обязанность платить налог. появление у Н прибыли, имущества, совершение различных операций. обязанность платить налог появляется только при наличии у Н объекта.

Наличие у налогоплательщика объекта означает наличие не фактической а гражданско - правовой связи между налогоплательщиком и соотв. объектом. Например НДФЛ объектом является не просто имущество как таковое. Имущество может находиться на разных основаниях (аренда). Объектом имущество становится только в том случае, если оно принадлежит Н на праве собственности. В качестве основы уплаты налога для ЗУ является не только п.с. но и право пожизненного наследуемого владения. Для транспортного налога объектом является ТС зарегистрированное на ФЛ или организацию.

Налоговая база. Ст. 40 НК. Может проверить цену только между взаимозависимыми лицами, например ЮЛ, родственники. С 01.01.2012г. НО вправе проверять цены, но объем их контрольных полномочий существенно расширяется.

Налоговый период. Это период времени, в течение которого формируется налоговая база и по окончании которого определяется сумма налога, подлежащая уплате. Как правило объект налогообложения это не единичная разовая сделка, а совокупность операций, или их финансовый результат. Например налог на прибыль. Объектом является прибыль. Но эта прибыль определяется не одной конкретной сделкой, а как финальный результат за определенный период деятельности налогоплательщика. Причем это прибыль как с учетом доходов, так и с учетом расходов. Как правило это результат системы операций. период времени, за который накапливается этот юридический состав, является налоговым периодом. НП в самых первых статьях кодекса упоминается с цель определения порядка введения в действие нового налога. Конечно, в течение НП должен сохраняться неизменный режим налогообложения. НК предусматривает принцип нарастающего итога. Все результаты отдельных операций суммируются и к концу НП определяется финальный результат – налоговая база. Причем может сложиться такая ситуация, что по одной операции он получил доходы, но в целом за НП он дохода не получил. И в таком случае при наличии убытка такая организация налог на прибыль платить не будет. НП по общему правилу это календарный год. Но главой об отдельном налоге м.б. установлено и иное. В НДС это квартал.

Порядок исчисления налога. НК устанавливает правило – Н самостоятельно исчисляет налог, а не НО. Это по общему правилу. Такой принцип предполагает и то, что Н исчислив налог, должен представить в НО спец. документ в котором фиксируется процесс и результат такого исчисления. Это налоговая декларация. Есть исключения в отдельных главах: исчисление налога м.б. возложена либо на НО либо на налогового агента. Что касается НО, как правило на них возлагается обязанность по исчислению налогов, плательщиками которых являются ФЛ не ИП. Это и налог на имущество ФЛ, и транспортный налог, и налог земельный. НО исчисляют сумму налога на основании данных, полученных из соотв. регистрирующих органов. В Но представляются сведения (регистрационная служба, орган осуществляющий кадастровый учет) необходимые для налогообложения. Это прежде всего стоимость имущества. НО исчисляет сумму налога и направляет Н налоговые уведомления. В случае если исчисление возложена на НО обязанность Н возникает по уплате налога только после получения уведомления. Нельзя взыскивать с Н пени за просрочку если не доказан факт получения ФЛ этого уведомления. Срок уплаты – в течение 30 дней после получения уведомления. Налоговые агенты – лица или организации или ИП, которые являются источником выплаты д.с. налогоплательщику, контрагентами налогоплательщика в рамка частно-правовых отношений и на которых НК возложил обязанность по удержанию сумму из дохода Н и перечислению ее в бюджет. Получается, что налог уплачивает не сам Н, а НА как самостоятельный участник налогового правоотношения. Пример. Это выплата д.с. ФЛ не предпринимателя по различным основания (заработная плата, по договорам подряда, по авторским договорам). Когда работодатель выплачивает з/плату, именно н удерживает сумму налога и перечисляет в бюджет. работодатель делает это не как налогоплательщик а как НА. Но это не только в отношении ФЛ. Например в отношении иностранных организаций, являющихся Н в России. Обязанность по удержанию и перечислению возлагается на российского покупателя. Потому что НО очень сложно взаимодействовать с ин. Н. с точки зрения администрирования проще возложить эти функции на доступного российского агента (покупателя). На него же возлагается обязанность по исчислению налога, представить в НО соотв. документ.

 

Порядок и сроки уплаты налога. По общему правилу налог уплачивается за НП единовременно. И основное исключение – уплата налога авансовыми платежами. Ст. 58 НК предусматривает механизм внесения предварительных платежей по налогу. Но ведь налог уплачивается по окончании НП. Но в то же время закон в некоторых главах НК может предусматривать в отдельных случаях внесение налога авансовыми платежами до окончания НП (по НДФЛ для предпринимателей). КС обращался к этому вопросу несколько раз. Это положение не было признано неконституционным и основная идея кодекса – равномерность внесения налогов. БП предусматривает различные механизмы, которые должны исключить возникновение кассовых разрывов. Ведь доходы могут поступать в бюджет неравномерно, и если допустить такую ситуацию, что все налоги вносились бы по окончании НП, то возник бы кассовый разрыв. По сути это кредитование гос-ва. Авансовый платеж это составная часть налога, а не какой-то иной платеж. Это порядок уплаты самого налога и по общему правилу к ним применяются все правила по уплате налога. Например если установлен внесудебный порядок взыскания налога, значит и авансовый платеж взимается во внесудебном порядке. также и с пенями при просрочке. Учитывая что это не окончательный платеж, за нарушение порядка внесения авансовых платежей меры ответственности в виде штрафа не применяются. Потому что ответственность должны применяться только за оконченное правонарушение. А в случае с АП, может оказаться что какой-то АП не внесен, но по окончании НП налог полностью уплачен. А если сумма аванса излишне уплачена, то она подлежит возврату или зачету как излишне уплаченный налог.

По региональным и местным налогам сроки уплаты устанавливаются соотв. ПА. Т.е. Законами субъектов и МО.

 

Налоговая льгота. Это особый элемент налогообложения в том смысле, что по общему правилу следует, что элемент налогообложению это обязательный элемент. Если законодатель не высказался по какому-то элементу, значит его не д.б. А льгота признается в качестве факультативного элемента, т.е. она м.б. установлена и может и не быть установлена по конкретному налогу. В условиях существующей фин. политики количество налоговых льгот существенно сокращено и по некоторым налогам льготы отсутствуют. Многие льготы ликвидированы. Отсутствие льготы не делает налог не установленным. Ст. 56 НК определяет что такое льгота. Это преимущество, которое предусмотрено Законодательством о налогах и сборах для отдельных категорий Н, включая возможность уплачивать налог в меньшем размере или не уплачивать его вовсе. Льгота устанавливается только НЗ! Во-вторых это преимущество, которое предоставляется адресно. С т.з. юридической значит, что льгота устанавливается специальной нормой, которая действует в условиях общей нормы. Специальные нормы не подлежат расширительному толкованию и практика на этом и стоит. Например законодатель забыл упомянуть отдельные категории Н. получается, что Транспортный налог организации не платят, которые осуществляют перевозки а ИП должен платить. И получается что цель не достигается. ПП ВАС сказал, что это льгота, законодатель по своему усмотрению ее устанавливает. Поэтому мы не можем толковать расширительно. Но потом законодатель внес изменения. Нельзя признавать льготой те нормы, которые предоставляют права всем налогоплательщикам. Например налог на прибыль организации. Организации имеют право учитывать расходы как уменьшение налогооблагаемой прибыли. это право учесть расходы это не льгота. Это элемент порядка формирования налоговой базы и так ее формируют все Н а не какая-то категория. В то же время слово категория имеет важный смыл, потому что не допускается установление индивидуальных льгот. Эта адресность установления льготы не должны доходить до того, что льгота адресуется конкретном Н. иначе нарушается принцип равенства. С другой стороны категория Н тоже понятие условное. Ведь можно так сформулировать норму, что она по форме будет адресована неопределенному кругу лиц, в по сути ей может воспользоваться только определенный Н. пример МО установило льготу ля предприятий осуществляющих перевозки трамваями. Но на территории МО всего одно предприятие которое этой деятельностью занимается. Действительно не так много льгот в НК и поэтому на практике можно встретить такой подход, что если во второй части кодекса предусмотрен механизм, который льготой не именуется, но по существу, по содержанию соответствует понятию льготы (ст. 145 НК), которое сформулировано в ст. 56 НК, и соответствует признакам указанным в ст. 56, значит это льгота. Применение льготы это право но не обязанность Н. Причем Налогоплательщик может отказаться от льготы или приостановить ее применение. Особенно по НДС Н выгодно льготой не пользоваться. Поэтому важно понять это право Н или нет. во-вторых, если Н у декларации не указал свою льготу, но на самом деле он имеет на нее право. Что это значит, отказ от льготы? Может ли он потом дозаявить эту льготу? Этот вопрос был разрешен ПП ВС и ВАС от 11.06.1999г. – неучет льготы в декларации сам по себе не является отказом или приостановлением льготы. И отказ и приостановление это прямая воля Н. и Н в боле поздний период может подать уточненную декларацию и заявить эту льготу.

Т.о., НК предусматривает такие элементы как обязательные и факультативные. Но по отдельным налогам могут устанавливаться и иные документы. Перечень элементов содержится в ст. 17 НК.

В ст. 17 есть такой элемент как ставка – норма начисления налога на единицу налоговой базы, должна устанавливаться по каждому налогу, по одному налогу м.б. несколько ставок. Для нерезидентов налоговая ставка повышена. для резидентов 13%. Виды ставок: твердые, прогрессивные и регрессивные. Твердые устанавливаются единые для любой величины налоговой базы (что доход в 10 000 что доход в 100 000). Твердая ставка соответствуют понятию пропорциональному налогообложению. Прогрессивные ставки возрастают по мере увеличения налоговой базы. Т.е. чем больше база тем не только больше налог (такое происходит и при пропорциональной), но тем больше и ставка. У нас нет прогрессивной ставки. Такая ставка в то же время сдерживает экономическую активность. В скандинавских странах ставки доходят до 60: и больше. Регрессивная ставка по мере возрастания налоговой базы уменьшается. У нас такая ситуация только применительно к гос. пошлине при обращении в суд. т.е. Чем выше гос. пошлина, тем меньше ставка. Тем не менее сумма налога будет больше, однако она не так быстро будет возрастать.

 

Правовой статус участников налоговых правоотношений.

Правовой статус налогоплательщиков.

Налоговое правоотношение это публичное правоотношение и это утверждение имеет практическое следствие. Т.е. всегда в таком правоотношении реализуется публичный интерес. Этот интерес реализуется гос-вои или его органами. Т.е. одной из сторон всегда выступает гос-во либо его уполномоченный орган. Налоговые отношения не могут складываться между двумя частными субъектами. Возникает вопрос какие отношения складываются между НА и Н? Например НА перечислил излишнюю сумму. Как защищать права Налогоплательщику? В данном случае Н должен обращаться в НО. А если НА удержал но не уплатил в бюджет? Требование будет заявлено к работодателю и требование будет вытекать не из налоговых отношений, отношения между ними частно-правовые. И удержав излишнюю сумму под видом налога, работодатель не выплатил. Заработную плату. В данном случае это будет требование отношения. но на одной стороне мы видим гос-во и его органы, а на другой обязанные. В основном это налогоплательщики. Понятие Н сформулировано в ст. 19 НК. 2 признака: 1) Н м.б. двух видов ФЛ и организации. 2) их обязанность возникает на основании закона. они д.б. определены как Н законом. поскольку обязанность связаны связанная с внесением налога в бюджет, может выполняться не только Н, этих признаков не достаточно. Например если посмотреть на действия НА, получается что он тоже уплачивает налог и по ст. 19 можно сделать вывод, что он тоже Н. но это не так. Надо добавить ещё 1 признак – налог уплачивается за счет имущества, являющего собственность налогоплательщика, т.е. за счет налогоплательщика.

Виды налогоплательщиков. Закон говорит о ФЛ и организациях. Что касается ФЛ, то статус гражданства значения не имеет.

Взаимозависимые лица. это термин используемы НК, специальный термин. Ст. 20 НК. С 01.01.2012. вступает глава 14.1 где это определение дается несколько иначе, но по существу оно не меняется. Это те лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Т.е. между двумя самостоятельными субъектами права имеются какие-либо отношения, которые позволяют им контролировать деятельность друг друга, т.е. формулировать условия договора включая договора о цене, исходя не только из рыночных, экономических мотивов но и из наличия между ними особых отношений взаимной зависимости. В ГК нет понятия взаимозависимые но есть понятие дочерние, зависимые общества. но здесь это понятие используется, чтобы учесть характер отношений между основным обществом и очерним, особый порядок оспаривания сделок и т.д. для целей налогообложения важно то, что если между формально независимыми субъектами есть какие-то внутренние связи, то НО должны иметь право на проверку такой цены. Т.е. НО вправе делать ту саму контрольную проверку. Ст. 20 указывает некоторые случаи, когда лица признаются взаимозависимыми. Если одно ЮЛ контролирует другое путем обладания более чем 30% долей, то такие организации признаются взаимозависимыми. Но суд может признать лиц взаимозависимыми и по иным основаниям. Т.е. если НО докажет суду, что между субъектами есть фактические отношения подконтрольности, то их можно признать взаимозависимыми. Это для того, чтобы исключить формальных обход, устанавливаемый ст. 20.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Среди элементов правового статуса Н преобладают обязанности и это нормально в НПJ ведь в основе всего налогового регулирования лежит обязанность предусмотренная конституцией. Не было бы этой обязанности не нужны были бы и права Н. более того некоторые из прав Н служат инструментом реализации обязанностей. Например право на получение информации. Н имеет право получать информацию о порядке исчисления и уплаты налога, получать письменные разъяснения по вопросам применения НЗ. Такие права даются, чтобы исполнить свою налоговую обязанность. И эти права носят подчиненный характер по отношению к обязанностям.

Письменное разъяснение НЗ дают не НО, а фин. органы в зависимости от уровня НПА, который подлежит разъяснению, а не в зависимости от видов налогов! Помимо получения информации и разъяснений есть право на сверку расчетов с НО. НО ведут свой внутриведомственный учет налогов и это отражается на лицевых счетах Налогоплательщика. Это просто регистр учета НО, который отражает начисление и уплату. И бывает что все эти данные оказываются весьма запущенными. И для Н важно, чтобы НО не стал взыскивать сумму, которая давно уплачена. По заявлению Н проводится сверка и выясняется какая сумма зачислена и на каком основании. На основании сверки вносятся изменения в лицевой счет. Кроме того Н имеют право получать справки о состоянии расчетов с бюджетной системой. Эти справки как правило в соотв. с иным отраслевым регулированием требуются для участия в иных процедурах, например чтобы получить кредит, участвовать в конкурсе, получить лицензию. И Но в течение 5 рабочих дней с момента письменного запроса должны выдавать такие справки. Н вправе оспаривать в суде сведения, которые содержатся в справке. Это право выводится из обязанности НО, которые перечислены в ст. 32 НК. Перечень прав, который содержится в ст. 21 НК не является исчерпывающим. Но в то же время эти права должны из закона вытекать. ВАС нельзя принимать документы, если использованы клише подписи, поскольку НК этого не предусматривает в отличии от ГК. а то что не предусмотрено и не может исполняться в рамках налоговых правоотношений. Поэтому права должны выводиться из позитивного права, из налоговых норм.

 

Права в рамках налогового имущественного обязательства. КС упоминал не только об обязанности платить налог, но и налоговом обязательстве. Это некая система прав и обязанностей. Например есть право пользоваться льготами на условиях и в порядке предусмотренных законом. также право на отсрочку, рассрочку и инвестиционный налоговый кредит. Это три разлиеные ыормы изменения срока уплаты налога. Срок уплаты налога устанавливается законом. но для конкретного Н этот срок м.б. изменен НО по основаниям, которые предусмотрены исчерпывающим образом в кодексе. Но льготы не могут иметь индивидуального характера, а отсрочка и иные формы изменения срока устанавливаются индивидуальным решением НО в отношении конкретного Н. поэтому надо различать эти понятия.

Право на возврат, зачет излишне уплаченных, взысканных сумм налога. Это право регулируется именно НЗ, хотя налог уплачивается и безосновательно.

Процедурные права Налогоплательщика. Право получать акт проверки, решение по результатам налоговой проверки, участвовать в Но как лично так и через представителя. НК устанавливает собственное регулирование отношений представительства. Представительство в НП похоже на представительство в ГП. представитель налогоплательщика не является участником правоотношения, в котором он совершает какие-то действия. Он своими действиями создает последствия для Н. взыскать недоимку с представителя НО не может. Представительство м.б.: законное и уполномоченное. Законно представительство ФЛ Н тождественно законному представительству в ГК и СК. Это важно с т.з. уплаты налогов несовершеннолетними. Взыскать с родителей сумму неуплаченного налога НО не могут. и НК никаких последствий не устанавливает неуплаты налога. Взыскание недоимки должно осуществляться за счет Н, за счет его имущества. Но в отношении Н организаций НК РФ, и это отступление от ГП, предусматривает фигуру законных представителей. Ген директор и иные органы. Уполномоченное представительство возникает на основании доверенности. Для ФЛ доверенность д.б. нотариально заверена. В любых правоотношения Н может иметь представителя. Проблема возникла в связи с обязанностью по уплате налога. КС высказался не осень удачно от 22.01.2004г. № 41 – О. речь шла о том, может ли уплачиваться налог третьим лицом, а не представителем как таковым. КС указывает, что такой процедуры К не предусматривает возложение обязанности на 3 лицо, поэтому участие 3 лиц в исполнении налоговых обязательств противоречит закону. Но с другой стороны КС указал, что в отношениях по уплате налога как и во всяких прочих отношения, Н может участвовать через представителя и запрета нет, но поскольку ст.45 НК устанавливает принцип самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога, то следовательно налог м.б. уплачен только со счета Н а документы д.б. подписаны Н непосредственно. Тогда возникает вопрос а в чем состоят обязанности представителя? С КС надо согласиться, что НК не содержит запрета, а принцип самостоятельности говорит не о представительстве. Действия представителя будут совершаться по воли Н и принцип этот не совершается. И нельзя смешивать личное участие и самостоятельное исполнение. НК в данном случае говорит о самостоятельности в смысле непринудительно, без внешнего воздействия. А представитель исполняет волю самого налогоплательщика. НО до сих пор отказывают в признании уплаченным налога, который оплачен со счета представителя. Принцип самостоятельности распространяется не только на налоги но и на сборы. При обращении в суд лицо должно уплатить гос. пошлину, сбор. Но на практике эта пошлина уплачивается со счета адвоката. И вот суды буквально толкуя 41 определение стали возвращать исковые заявления, жалобы, оплаченные со счета представителя. Но ведь в некоторых случаях лицо участвующее в деле не может оплатить свою пошлину. Например ин. участник арбитражного процесса, который не имеет счета в российском банке. Поэтому за него это делает его адвокат. В результате ИП ВАС – гос. пошлина должна признаваться уплаченной в том случае если она уплачена со счет представители, у которого имеется доверенность. Но почему мы не можем допустить такое в отношении налога?

 

Права на защиту. Право обжаловать действия, бездействия решения НО и их ДЛ. НК предусматривает 2 порядка обжалования: 1) административный 2) судебный. Административный полностью урегулирован кодексом. что касается судебного, то НК содержит отсылочную норму и по вопросам подведомственности, порядка применяется АПК или НПК.

НК предусматривает в рамках адм. формы защиты 2 процедуры:

· Специальная.

Она установлена для обжалования определенного вида актов. Это решения по результатам налоговой проверки. Это решение о привлечении к ответственности, об отказе к привлечению ответственности. для таких решений установлен спец порядок. Он состоит в том, что Н предоставляется право подать апелляционную жалобу. Она подается до вступления решения в силу. Это для Н некоторое благо, поскольку до рассмотрения жалоб решение в силу не вступает. Это решение касается основной обязанности Н. поэтому в отношении него установлена такая процедура. В течение 10 дней с момента получения решения Н может подать жалобу. Иначе это будет тормозить взыскание налогов. Кроме блага есть бремя. Ограничением Н служит то, что в отношении таких решений обжалование в вышестоящим органом является обязательной досудебной процедурой урегулирования спора. Это правило действует с 01.01.2010г. а если Н упустил этот 10 дневный срок, решение не обжалованное в апелляционном порядке м.б. обжаловано как решение вступившее в силу в течение года со дня его принятия. Апелляционная жалоба препятствует вступлению решения в силу. После 10 дней по ходатайству Н НО может приостановить действие решение. А может и отказать.

· Общая.

На эти решения, действия, бездействия жалоба м.б. подана в вышестоящий орган в течение 3 месяцев со дня когда Н узнал и д.б. узнать о решении.

Н также вправе взыскивать убытки, причиненные НО. НК содержит отсылочную норму и порядок возмещения убытков подчиняется ГК и БК. НК устанавливает ещё специальный налоговый способ защиты права. это требование о выплате процентов. НК устанавливает в ряде положений обязанность НО начислить и выплатить % за неправомерное удержание налогов в бюджете. Пример. Н излишне уплатил налог. проценты за это не начисляются, ГК здесь не применяются. Но при обращении Н о возврате НО должен в течение месяца эту сумму вернуть. И за пределами месяца уже происходит неправомерное удержание суммы. Если НО неправомерно взыскал, то проценты начисляются со дня взыскания. Если НО неправомерно приостанавливает операции по счетам, то начисляются % исходя из всей суммы, которая была блокирована на счете. Это не гражданско-правовые механизмы, не требуют доказывания реальных убытков.

 

Любая жалоба должна сначала подаваться в вышестоящий НО!

Обязанности налогоплательщика.

Прежде всего это обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Для семинара ст. 45 НК, 46, 47, 48, 69, 70, 78, 79 + решения КС.

Ст. 45 момент уплат налога. По общему правилу обязанность уплатить налог считается исполненный со дня представления платежного документа в банк при наличии достаточного денежного остатка на счете. Это правило закреплено во исполнение КС 1998г. – уплата налога это изъятие имущества, а это изъятие происходит в момент списания средств со счета. а в дальнейшем с отношение с гос-ом по перечислению сумм налога вступает банк. Т.о., Но вправе предъявлять прямые требования к банку. Сейчас установлено более льготное правило для Н – с момента предоставления платежного документа, а не с момента списания. Коль скоро Н и банк в самостоятельных отношениях с гос-ом и каждый несет ответственность за свои действия, то и надо разделить.

Если НА удерживает сумму, то обязанность Н уплатить налог считается исполненной с момента удержания НА. Дальше ответственность НА. Если речь идет об учреждениях, у которых есть только лицевые счета, не банковских счетов. Ведь казначейство это не банк. Н имеющий лицевой счет считается исполнившим свою обязанность с момента отражения операции по уплате налога. Т.о., в казначейство в отличии от банка недостаточно представить документа. ведь ФК также осуществляет функцию текущего контроля. И то что документ представлен, ещё не значит, что он будет исполнен.

Есть ряд дополнительных обязанностей, которые возникают в сфере налогового контроля. Обязанность по постановке на налоговый учет. Это аналог прописки Н в том смысле, что в результате постановки идентифицируется НО, который вправе осуществлять в отношении Н все контрольные мероприятия. Но Н может состоять на учете в нескольких НО по различным основаниям. Принцип множественности учета. По месту нахождения Н может находиться в одном НО, по месту нахождения недвижимого имущества в ином НО. Но учету подлежит не имущество, не ТС, не обособленное подразделение а Н. представим что Н состоит на учете по месту нахождения и приобретает в зоне действия того же Но недвижимость. Исходя из того что учету подлежит именно Н, и он уже учтен в этом НО, то повторно учету Н не подлежит.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих расходов и доходов. В основном это бухгалтерский учет. И поскольку эта обязанность возлагается на ИП и организации, то только они и должны вести такой учет. Это нужно для того, чтобы НО в ходе контроля могли использовать соотв. документы. На Н лежит обязанность обеспечивать сохранность документов, связанная с налогообложение в течением 4 лет.

Обязанность представлять налоговые декларации предусмотрена по тем налогам, которые Н самостоятельно исчисляют. От налоговых деклараций, которые подаются по окончании НП, нужно различать расчеты авансовых платежей, которые вносятся в течение НП. Но расчет не имеет признак окончательности, это предварительный платеж. Эти обязанности распространяются на всех Н.

Есть некоторые обязанности которые возлагаются только на организации и ИП (ст. 23 п.2). например информировать НО об открытии и закрытии счетов в банках. И другие.

 

Налоговые агенты. Это лица, на которых закон НК возлагает обязанность по исчислению, удержанию из средств налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налога. Ст. 24 определяет статус НА. Он отличается от Н тем, что хоть НА действует в исполнении своей обязанности, но обязанность по уплате налога возлагается на Н и исполнятся за его счет. Поэтому в НК говорится о том, что НА удерживает сумму налога из денежных средств Н. если выплата не в денежной форме (ц.б.), то удержание НА не производит. Иначе это бы означало, что налог д.б. выплачиваться за счет д.с. агента. Закон не предусматривает обязанность агента платить налог за свой счет. А может ли НО взыскать недоимку с НА? Ст. 46 говорит, что положение этой статьи распространяется и на НА, т.е. формально можно. Но с другой стороны если посмотреть определение налогов, как исполняется обязанность по уплате налогов, ведь до тех пор пока агент не удержал сумму, обязанность Н не считается исполненной. Исходя из этого судебная практика пришла к выводу, что взыскание с НА недоимки не допускается, если сумма налога не была удержана. А если удержал но не перечислил, то взыскивается. Иногда агент по объективным причинам не может удержать сумму налог (в натуральной форме или сумма долга взыскивается с агента по исполнительному листу) применяется ст. 24 НК – агент должен уведомить НО. Если НО признает, что возможность была а нА нарушил обязанность, то к агент будут применяться меры ответственности. и в этом случае положение ГА отличается от представителя, который не является субъектом правоотношения. А НА это субъект со своими правами и со своей ответственность. Однако статус НА д.б. прямо предусмотрен законом. как правило это выплата доходов ФЛ, не являющимся предпринимателями, выплата доходов ин. организациям, выплата дивидендов даже российским акционерам.

 

Налоговый органы. Статус НО определяется как НК так и иными ПА. Закон РФ о налоговых органах 1991г. есть положение о ФНС утвержденное Постановление правительства. НО сейчас являются не только органами налогового контроля, но и универсальным контрольной системой. Т.е. контроль осуществляют не только в части уплаты налогов, но на них возложены функции валютного контроля, в области контрольно-кассовой техники, в области проведения всероссийских лотерей, оборота и производства алкогольной и табачной торговли, ведение единого реестра ИП. Последняя функция в большей степени связаны с налоговым контролем, поскольку совмещается с учетом налогоплательщика.

К этим отношениям НЗ не применяется там действуют специальные законы. НО представляют собой как сказано в ст. 30 НК единую централизованную систему органов контроля. Это значит, что налоговый контроль осуществляется только налоговыми органами, ни ОВД, ни прокуратура не являются органами, которые уполномочены контролировать соблюдение НЗ. НО выявляет налоговое нарушение, предлагает Н уплатить сумму налогов. И если Н в течение 2 месяцев не уплачивает указанные суммы, то тогда НО передает это дела в следственный комитет и на основании информации НО м.б. возбуждено уголовное дело.

Иерархическая структура состоит из 3 уровней НО:

1. Инспекции ФНС. Они м.б. образованы либо по территориальному принципу либо по субъектному. По территориальному в районах, городах не имеющих районного деления или межрайонные. Т.е. все налогоплательщики находящиеся на данной территории подлежат учету в данной инспекции. Субъектный принцип состоит в том, что создаются специализированные инспекции, в которых подлежат учету крупнейшие. Каждая межрегиональная инспекция имеет своей юрисдикцией всю территорию страны. Но Н разделены по отраслевому принципу. Именно налоговые инспекции осуществляют всю полноту налогового контроля в отношении Н, начиная с учета Н и заканчивая проверками, взыскания недоимок и прочего взаимодействия.

2. Управление по СФ. Этот орган является вышестоящим только в отношении территориальных инспекциях. Межрегиональные инспекции подчиняются ФНС. А территориальные подчиняются Управлению. Управления не осуществляют контроль непосредственно, а взаимодействуют с нижестоящим НО. Это не налоговые отношения а административные. Это 2 ОИВ которые находятся во взаимном подчинении друг друга.

 

 

21. 10.2011г.

Отношения вышестоящих НО с Н в отличии от отношений вышестоящих НО с нижестоящими (основные), носят иную отраслевую природу, это не налоговые отношения, а отношения адм. подчиненности. но в то же время вышест. НО может вступить в прямые отношения с Н и в этом случае вступает применяется НЗ. К числу таких исключительных полномочий вышест. НО, которые предусматривает Кодекс, можно отнести следующие:

· Право назначения и проведения повторной выездной налоговой проверки Н. по общему правилу проведение повторных проверок, т.е. в отношении уже проверенного периода и уже проверенных налогов не допускается. Это принцип правовой определенности, стабильности правоотношений. И ставить под сомнение вновь законность исчисления налогов за этот период не допускается. Но первую проверку проводила инспекция.

· Право отменять или изменять решения нижестоящих НО. Это право вышестоящий орган реализует как в связи с жалобами Н, так и по собственной инициативе (ст. 31 НК). Потому что вышестоящий орган является органом контролирующим законность действий нижестоящих органов. Само полномочие делать это уже важная гарантия. Сейчас подача жалобы в вышестоящий НО является обязательной досудебной процедурой по тем решениям, которые принимаются по результатам налоговой проверки. Решения ниж. НО могут касаться нескольких эпизодов налоговых правонарушений. В жалобе Н ссылается на незаконность или необоснованность решения в части отдельного или нескольких эпизодов. На самом деле НК не знает такого понятия как “жалоба в части”J дальше Н обращается в суд и в суде жалуется на решение НО в целом и по тем эпизодам, по которым он не подавал жалобу. Вопрос – а может ли Н, который не указывал на незаконность решения в этой части в выш. Органе, жаловаться в суд, можно ли сказать что он выполнил досудебную процедуру урегулирования спора в этой части? С одной стороны он не жаловался, т.е. получается что не выполнил, а с другой стороны НК не предусматривает понятие “жалоба в части”, возможности подачи нескольких далоб на одно решение, а кроме того и на это указывает судебная практика выш. Орган вправе и по собственной инициативе отменить реение ниж. НО. И коль скоро Н обращался с жалобой на это решение в вышест. Орган и орган проверял законность такого решения, и он не был связана доводами этой жалобы, в отличии от суда, он как вышестоящий именно НО, осуществляющий контроль за законностью д-ти нижестоящих органов может и по своей инициативе выйти за рамки доводов жалобы, поэтому оснований чтобы не рассматривать такое дело у суда нет (ПП ВАС). т.е. даже если в какой-то части решение не обжаловалось, все равно допускается подача жалобы.

· Продлевать сроки налоговой проверки.

 

3. Говоря о полномочиях третьего уровня налоговой системы, это ФНС. Это вышестоящий орган по отношению к управлениям по субъектам и инспекциям межрегиональным по крупнейшим Н. если скажем обжалуется в апелляционном порядке д-ть, решение инспекции межрегиональной, то жаловаться надо в ФНС. ФНС может назначить и повторную выездную проверку после проверки, проведенной межрегиональной инспекции. К числу прерогатив ФНС можно отнести издание различных НПА обязательных для НО. На сегодня ФНС не вправе издавать какие-либо разъяснения и указания, которые обязательны для Н. но осуществлять методическое руководство д-ти нижестоящих органов предусмотрено. Кроме того НК уполномочил

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сборы м.б. только федеральными | Исполнение Налоговой обязанности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.