Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды социологического исследования




В рамках прикладной социологии в зависимости от поставленной цели исследования подразделяются на теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования призваны оказывать помощь в решении социальных проблем путем выявления новых подходов к их изучению. Они ориентированы на разработку теорий, исследование социальных тенденций развития системы, анализ возникающих в ней противоречий, требующих своего обнаружения и разрешения.

Прикладные исследования касаются конкретных социальных проблем, предполагают их практическое решение, предлагают конкретные способы действий. Они активно используются для регулирования межгрупповых и внутригрупповых отношений, формирования маркетинговой политики учреждений и организаций, оптимизации их управленческой деятельности.

 

Говоря о видах социологических исследований, следует отметить, что они выступают как разовые или повторные — в зависимости от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах.

Разовое исследование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же — в динамике, изменении, развитии.

Повторные исследования, в свою очередь, могут быть

панельными,

лонгитюдными,

когортными,

трендовыми,

мониторинговыми.

Панельные предполагают изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Например, каждые 5 лет исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности.

Лонгитюдное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.

Когортные исследования представляют собой многосторонний анализ групп (когорт), имеющих определенные возрастные границы. Например, в качестве объекта исследования выбирают всех родившихся в 1960-х либо 1970-х гг.

Под трендовыми исследованиями понимают повторные исследования без сохранения выборочной совокупности. Например, мы изучаем профессионально-образовательные намерения учащихся одиннадцатых классов школ определенного населенного пункта. Ежегодные обследования предполагают постоянную смену единиц наблюдения при сохранении одного и того же объекта исследования — учащихся одиннадцатых классов.

Мониторинг — это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Скажем, отношение различных групп населения к экономическим реформам, к политическим событиям, к проблемам межнациональных отношений, к социальным процессам в сфере культуры и образования. В зависимости от объекта исследования могут быть монографическими и сравнительными.

Монографические исследования посвящены углубленному изучению социального явления на отдельном характерном объекте. Они проводятся при отсутствии возможности осуществить широкое выборочное исследование.

Изучается либо типичный, либо эксклюзивный объект, выбивающийся за границы типичного. Так, может быть изучена типичная школа города, что позволит получить представление о характере типического и распространить полученные результаты на другие объекты (другие школы города).

Обследование эксклюзивного объекта (например, частной школы, вступившей в условия эксперимента) раскроет пределы возможных изменений объектов данного типа.

Другой пример — исследование тех или иных процессов на объекте, являющемся структурной моделью более широкой социальной действительности. Например, какая-то область в сфере изучения промышленности, образования, культуры может выступать в качестве микромодели украинского общества.

Углубленное изучение тенденций развития данных отраслей выбранно области позволит сделать выводы, справедливые для аналогичных изменений на других территориях Украины.

В ходе монографических исследований применяется совокупность методов в самых разнообразных сочетаниях: анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение и т.д.

Они часто создают переизбыток информации, что помогает ее контролировать и проверять достоверность.

Сравнительные исследования базируются на процедуре сопоставления, которая может выступать в различных формах.

Это, прежде всего, сравнение информации, полученной:

1) на двух разных объектах;

2) на одном объекте в разное время (повторные исследования);

3) на одном объекте разными исследователями.

 

Так, можно исследовать отношение к труду работников предприятий различных форм собственности — здесь сравниваются несколько объектов.

Изучение изменения во времени управленческой культуры административных работников какого-либо предприятия предполагает рассмотрение одного объекта в динамике.

 

В зависимости от сроков проведения исследования могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и экспресс исследованиями.

Долгосрочные длятся в течение нескольких лет.

Среднесрочные исследования длятся от нескольких месяцев до года. Эти исследования самой различной тематики и направленности чаще всего выступают как теоретико-прикладные, решая одновременно и теоретические проблемы, и текущие задачи повседневности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.