Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включённое наблюдение

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

 

В период с января 1962 г. до июля 1963 г. Эллиот Либоу жил в негритянском гетто в Вашингтоне. Он задался целью выяснить, какие виды работ выполняют негры, как они относились к труду, каковы их взаимоотношения с женами, любовницами и детьми; его также интересовали их проблемы в связи с нарушением законов. По мнению Либоу, ради наиболее успешного выполнения задачи следовало погрузиться непосредственно в эту атмосферу - сблизиться с людьми, беседовать с ними, расспрашивать их о том, как они себя ведут и что чувствуют. Короче говоря, он решил присоединиться к ним и участвовать в их повседневной жизни.

Такой метод исследования назван включенным наблюдением. Сторонники этого метода отмечают его преимущества по сравнению с другими (например, опросом), поскольку исследователи становятся свидетелями "реальной жизни" людей и глубже понимают их проблемы, что невозможно при других способах изучения. Оппоненты же указывают, что при сближении с людьми возникает пристрастное к ним отношение. По их мнению, трудно делать объективные обобщения на основе данных, полученных в результате слишком тесного личного контакта.

Как бы то ни было, Либоу провел очень глубокое исследование и показал реальное воздействие бедности на жизнь людей; он доказал, что экономические трудности и борьба за кусок хлеба являются причиной неустойчивости межличностных связей. Волнующий и откровенный доклад Либоу был опубликован в 1967 г. в книге под названием "Закоулок, где живет Тэлли: Исследование жизни негритянского квартала".

Очевидно, что самым большим препятствием на пути к успешному исследованию был тот факт, что Либоу - белый, живущий среди негров. Правда, он вырос в квартале, где преобладали негры, поэтому ему удалось ладить с ними и это в какой-то мере помогало в работе. Но все же вначале он столкнулся с сильным недоверием, пришлось упорно потрудиться, чтобы его преодолеть. Он особенно подружился с человеком по имени Тэлли, который оказывал помощь своему другу, обвиненному в убийстве жены (в конце концов этот человек был оправдан). Во время судебного процесса Либоу стал своего рода неформальным советником по вопросам права и представителем Тэлли и его друга. Тэлли поверил Либоу и познакомил его с другими членами общины, которые тоже стали его друзьями.

Когда Либоу был допущен в тесный круг "собутыльников", он понял, что стал признанным членом общности. Это было исключительно важно для исследования. Его уже не считали посторонним - ему доверяли как другу, с ним делились тем, что никогда не поведали бы незнакомцу.

Метод Либоу позволил ему осуществить глубокое и ценное исследование, однако он связан с некоторыми этическими проблемами. Иногда он одалживал кому-то деньги, разрешал пользоваться своим автомобилем. Время от времени он покупал для своих знакомых спиртное, но отказывался принимать выпивку от этих людей, зная, что у них мало денег. Возможно, некоторым цветным казалось, что он ведет себя высокомерно.

Следовало ли ему вести себя таким образом? Может быть, в том, что он одалживал деньги, а не брал их взаймы, "угощал" других, но редко принимал угощение, проявлялось его превосходство более состоятельного человека? Было ли этично "покупать" доверие Тэлли, одалживая ему деньги и консультируя по вопросам права, ведь подлинная цель этого заключалась в изучении жизни Телли и его друзей9 Имеем ли мы моральное право привязывать к себе людей, а потом бесследно исчезать из их жизни после завершения исследования. Другими словами, следует ли оправдывать потребительское отношение к людям, гуманно ли вторгаться в их жизнь в качестве друга, если в действительности вы всего лишь наблюдатель'' Эти проблемы все еще не решены, и, наверное, на основе социологических исследований мы никогда не сможем найти удовлетворительные ответы на эти вопросы

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чернокожие американцы | Этнические группы белых
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.