Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неврологические реакции у детей

Высокая чувствительность детской нервной системы создает предпосылки для возникновения неврологических реакций, или неврозоподобных состояний. Так называемая нервность детей указывает неустойчивое состояние относительного равновесия, в котором находится ребенок. При правильном воспитании эти явления могут совершенно исчезнуть, в противном случае они дают тяжелые и стойкие патологические картины.

Для понимания очень разнообразных проявлений детской нервности, нужно иметь в виду, что здесь играет роль наличие общего невротического фона, который складывается, во-первых, из эндогенных факторов, увеличивающих свойственную развивающемуся мозгу ранимость, и из факторов экзогенного порядка самого различного происхождения, которые ослабляют, истощают нервную систему.

Для появления невротических реакций громадную роль играют соматические заболевания, малокровие, болезни обмена, инфекции. Вместе с ними в создании благоприятной почвы для развития нервных явлений играет роль неправильное воспитание.

Ребенок должен расти в атмосфере интересов и впечатлений, доступных его пониманию, лучше всего в обществе детей своего возраста. Иногда ребенок слишком рано знакомится с жизнью взрослых, и получает много неподходящих впечатлений. Он становится зрителем картин, пугающих своей непонятностью и иногда создающих психическую травматизацию. Волнующе действуют на психику ребенка ссоры, в особенности, ссоры между родителями, кончающиеся разводом. Травмируют условия, создаваемые в семье пьяными родителями. Небезразлично для ребенка, если он вырастает один среди взрослых без других детей. В этом случае он много внимания уделяет неподходящим для его возраста интересам и лишается благоприятных влияний, связанных с жизнью детского коллектива.

Дети страдают от недостатка внимания к ним вследствие неблагоприятных жизненных условий, реже - от избытка внимания. Преувеличенные заботы, которыми окружают своих любимцев родители, создавая тепличные условия, делают нервную организацию ребенка чересчур хрупкой и ранимой. Такие условия особенно часто создаются, когда ребенок один в семье. Если всякая царапина или ушиб становятся источником переживаний окружающих и предметом забот и усиленного лечения, это может обострить впечатлительность ребенка.

Очень часто опасения, что ребенок плохо питается, «ничего не ест», худеет, мало спит, приводят к тому, что у ребенка действительно появляется отвращение к пище, так что он может есть только под влиянием занимающих его разговоров, показывания игрушек и т. п. Аналогично могут развиться расстройства засыпания, которое наступает только после долгих процедур укачивания, убаюкивания, напевания песен, рассказывания сказок и т. п. Все перечисленные моменты могут дать общую нервность, создают благоприятные условия для развития невротических реакций.

В генезе невротических реакций играют роль психогенные моменты, определяющие их структуру и содержание. Эти расстройства возникают по типу условного рефлекса, вначале это - более или менее случайная реакция, вызванная определенной ситуацией, зафиксировавшаяся и ставшая постоянной. Например, рвота легко может сделаться нервной, т. е. возникать без видимого повода. Рвотный рефлекс у детей возникает очень легко. Возникнув первый раз при наличии определенных моментов, в числе которых могли быть непорядки со стороны желудка и психические влияния, рвота впоследствии повторяется в ответ только на последние. У детей старшего возраста может иметь значение и представление о чем-нибудь отвратительном, связанном с какими-нибудь неприятными переживаниями.

Велика роль целевых установок в возникновении нервных реакций. Как ни примитивна детская психика и как ни мал «жизненный опыт, все же у детей нередко проявляется несознаваемая ими тенденция использовать болезненное явление в своих личных целях, например чтобы привлечь к себе внимание, добиться желаемого и т. д. Переполох, который может произвести случайно возникшая рвота, особенно, если ребенку оказывают чересчур много внимания, могут создать такую привлекательную ситуацию, возникает стремление ее повторения.

Такого же происхождения могут быть приступы нервного кашля, расстройства дыхания, икота, расстройства сна и аппетита. Анорексия и плохой сон у нервных детей представляют нередкие явления. Если в основе их не лежит общей повышенной возбудимости, зависящей от большой физической слабости, туберкулезной интоксикации, то может играть роль стремление обеспечить себе заботу и внимание окружающих.

Ввиду того, что психика ребенка по сравнению взрослым находится на низшей ступени развития, в ней преобладают процессы соматического порядка, поэтому при нарушениях правильности в передаче нервного возбуждения оно часто соскальзывает на пути, связанные с вегетативной жизнью, и невротические расстройства затрагивают соматическую сферу.

Патологические разряды нервной энергии, свойственные невротическим реакциям, в детском возрасте кроме псевдосоматических расстройств часто приводят к различным судорожным явлениям. Двигательная сфера у ребенка готова реагировать на различные раздражения в большей степени, чем у взрослого. Судороги у детей возникают и генерализуются легко, переходя в общий припадок.

Возникающий в силу каких-то причин условный рефлекс в своей центробежной части дает сокращение определенной группы мышц. Так возникают тики. Пример: усиленное моргание, нередко наблюдающееся у детей. Вначале оно может быть вызвано механическим раздражением, случайно попавшим в конъюнктивальный мешок инородным телом, воспалением конъюнктивы, но в дальнейшем продолжается даже тогда, когда нет никакого механического раздражения. Аналогичный случай — тики мышц шеи, иногда наблюдающиеся у детей, когда они испытывают стеснение от слишком узкого ворота. Такое подергивание остается и после того, как устранена причина, которой оно первоначально было вызвано. Тики в конечностях могут иметь источником какие-то местные раздражения. Судороги этого рода нужно понимать как движения, которые когда-то имели определенный смысл как защитные рефлекторные акты, но затем утратили свою первоначальную цель.

Подергивания могут возникать из гримас, которые сначала были произвольными, но затем утратили этот характер. В происхождении судорожных реакций у детей большую роль играет элемент подражания. К числу таких явлений относится заикание. Оно легко развивается у детей от рождения слабых и впечатлительных. Заикание нередко возникает у детей, одаренных в интеллектуально, с хорошо развитой речью, так что можно думать о большей или меньшей роли переутомления речевых центров. Большую роль играют психические моменты и подражание. Знакомясь с условиями, при которых впервые появилось заикание, чаще всего приходится констатировать какой-нибудь испуг. Особенно сильное действие производят устрашающие события, которые случаются во время сна ребенка. Внезапные крики и шумы, ссоры окружающих, скандалы, устраиваемые пьяным отцом, заставляют ребенка просыпаться в сильном испуге, причем непосредственно после этого он начинает заикаться. К тому же может привести испуг при внезапном появлении животных, которых дети боятся, а также всякий испуг, чем бы он ни был вызван. Заикание может появиться, если ребенок проводит время в обществе заик или даже если он только слышит рассказ о том, что кто-то страдает заиканием.

Для того, как в дальнейшем будет идти дело с заиканием, большое значение имеет отношение самого ребенка к своему заиканию и еще больше, как будут реагировать на него окружающие. Вредным является все, что фиксирует внимание ребенка на появившемся нервном расстройстве, слишком сильная реакция, которую дадут на это близкие, неумелый подход к устранению заикания, угрозы наказанием, если ребенок не прекратит заикания, передразнивания и насмешки товарищей. Все это увеличивает смущение ребенка, заставляет его бояться говорить вообще, причем страх оказаться несостоятельным, если он будет говорить, увеличивает напряженное состояние и еще больше заставляет заикаться. Если ребенку свойственны робость, неуверенность в себе, страх, что на него все обращают внимание, то возможно заикание зафиксируется на долгое время. В этом случае приходится бороться не столько с заиканием, сколько с неправильными установками самого малыша и окружающих.

Энурез — недержание мочи по ночам часто имеет в генезе психические моменты. Предрасполагающие факторы: врожденная слабость мускулатуры мочевого пузыря, расщепление позвоночника. Иногда в основе могут лежать психические изменения. Ночное недержание мочи может быть судорожным явлением, частичным проявлением судорожного припадка. Оно часто наблюдается у эпилептиков, иногда до известного периода представляя изолированное явление. Энурез, однако, не является чем-то специфическим для эпилептиков, так как встречается очень часто при психопатиях разного рода. Психические моменты имеют большое значение для происхождения ночного недержания помимо собственно тех случаев, в которых можно говорить о психопатии. Время прекращения недержания мочи у нормальных детей чаще всего относится к возрасту 2—4 лет, но оно индивидуально различно; много зависит от особенностей психологии ребенка и от того, как на это явление реагируют старшие. Дети вялые и индифферентные обычно дольше других не приучаются быть опрятными. Энурез может наблюдаться также у детей возбудимых, чересчур чувствительных или спящих очень глубоким сном. Может иметь значение привычка долго лежать в постели. Неопрятность в постели может быть результатом нежелания ленивого, вялого или упрямого ребенка пойти на преодоление маленьких неприятностей, связанных с вставанием из теплой постели. Большую роль может сыграть неправильный подход со стороны родителей, чересчур большая мягкость, не позволяющая им твердо и последовательно проводить необходимые гигиенические мероприятия. В этих случаях настойчивое требование не допускать неопрятности с указанием ребенку, что он достаточно большой, чтобы следить за собой самому, обычно быстро приводит к желаемой цели. Полезно не допускать переполнения мочевого пузыря. Помимо установления особой диеты целесообразно будить ребенка ночью в определенное время и не позволять лежать по пробуждении в постели. Полезно иногда тот край кровати, который соответствует ногам, несколько приподнимать с помощью особой подставки или у маленьких детей подкладывать под ноги подушку. При таких условиях чувствительное место пузыря, его шейка подвергается меньшему давлению со стороны скопившейся мочи.

Невротические симптомы у детей часто черпают содержание в устрашающих переживаниях. Страх, как нечто первобытное и стихийное свойствен примитивной психике ребенка. Кроме того, ребенок чувствует себя беспомощным перед лицом непонятных явлений окружающего его мира; поэтому он цепко держится за близких, требует защиты родителей, которых считает сильными. Ребенка пугает все новое, непонятное, в особенности поражающее воображение своей огромностью, резкостью, большой интенсивностью впечатления. При этом очень большое значение имеет элемент неожиданности нового явления.

Для возникновения страхов существенное значение имеет фон повышенной ранимости, впечатлительности. В таком случае приходится считаться со всем, что увеличивает пугливость ребенка. Запугивания, физические наказания и побои, которым подвергаются дети, способствуют развитию пугливости; также действуют страшные рассказы, в особенности, перед отходом ко сну. Немалую роль в этом отношении может сыграть кинематограф, если детей водят смотреть фильмы неподходящего для их возраста содержания.

Ночные страхи, как и страхи вообще, могут быть у маленьких детей. В этом случае они, как и энурез, могут быть проявлением припадочных состояний или общей возбудимости, свойственной ребенку от рождения. Страхи, которые нужно отнести к невротическим реакциям, имеют свои особенности. В этих случаях ребенок, после того как проспал несколько часов спокойно, без видимой причины просыпается, начинает кричать и проявляет признаки сильнейшего страха. Часто крики и плач начинаются еще до просыпания. Ребенок долго не может успокоиться и заснуть. Приступы ночных страхов могут повторяться несколько раз в течение ночи или даже много ночей подряд, иногда появляясь в одно и то же время. У детей более старшего возраста иногда удается получить кое-какие объяснения; например ребенок повторяет: «Боюсь, боюсь, мне страшно»; иногда дети указывают, что страхи их связаны с определенными предметами, причем в некоторых случаях можно отметить участие галлюцинаторных переживаний: видятся страшные черные дяди, собаки, звери и т. п. Темнота и одиночество, иногда новая обстановка, в которой заснул ребенок, усиливают интенсивность и продолжительность страха; свет, участливое отношение близких, даже звук хорошо знакомого голоса матери ведут обычно к быстрому успокоению.

Чаще всего оказывается, что расстройство впервые было вызвано какой-нибудь особенной ситуацией, заключающей в себе устрашающие моменты вообще или имеющей такое значение для ребенка в силу особых обстоятельств. Ближайшей причиной ночных страхов могут быть какие-нибудь резкие звуки и шумы, внезапно будящие ребенка, выстрелы, крики, скандалы, устраиваемые пьяными. Описан случай, когда ночные страхи у мальчика 10 лет возникли после того, как он ночью во сне был избит ремнем за то, что обмочился в постели. Другой ребенок был напуган шумом в связи с пожаром, случившимся ночью; страхи у него появлялись в тот же час, когда случилось напугавшее его происшествие; в третьем случае девочка стала страдать страхами по ночам после того, как ее напугала взрослая девушка, закутавшись в простыню, изображая мертвеца.

В противоположность частым судорожным и эмоциональным невротическим реакциям расстройства с интеллектуальными моментами у детей представляют сравнительно редкое явление. Помимо галлюцинаторных переживаний, преимущественно устрашающего характера, иногда встречаются навязчивые мысли и страхи, исходным пунктом которых является какое-нибудь событие, особенно сильно поразившее эмоции и воображение ребенка. Возможны навязчивые страхи перед животными и различными предметами, страшными для ребенка вообще, и перед такими, боязнь которых понятна только в том случае, если известен путь, приведший ребенка к этому расстройству. Описан случай навязчивого страха острых предметов у девочки после того, как она укололась об иголку в платье матери. Другая не могла есть круглых фруктов после того, как едва не подавилась косточкой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сенситивный период | Анотація
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.