КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сестринский уход за здоровым доношенным новорожденным
Лекция № 2 Проблемы беременной женщины
Сестринские вмешательства: 1. При проведении первого и второго дородового патронажа восполнить дефицит знаний у беременной в вопросах организации рационального питания, режима и распорядка дня, характера физической нагрузки, рациональной одежды, приобретения детских вещей, аптечки, организации детской комнаты, способах стимуляции лактации 2. Провести беседу с беременной о необходимости избегать стрессовых ситуаций, контактов с инфекционными больными, табакокурения и употребления алкогольных напитков, возможных профессиональных вредностях 3. При возникновении у беременной физиологических или психологических проблем срочно обратиться за помощью к врачу-гинекологу 4. Осуществлять контроль за регулярным посещением беременной женщиной женской консультации Вопросы по теме:
Цели занятия: · Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»
· Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности · Познакомить с особенностями ухода за новорожденным ребенком в условиях родильного дома и в домашних · Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников План изложения материала: 1. Особенности интранатального периода и периода новорожденности 2. Признаки доношенности новорожденного ребенка 3. Анатомо-физиологические особенности новорожденного 4. Показатели шкалы Апгар 5. Этапы первичного туалет новорожденного 6. Особенности ухода за новорожденным 7. Требования к санитарно-эпидемиологическому режиму палаты новорожденных 8. Физиологические пограничные состояния новорожденного 9. Вакцинации новорожденного После изучения материала студент должен: Представлять и понимать: 1. Особенности интранатального периода 2. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний 3. Безусловные рефлексы новорожденных 4. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни 5. Техника вакцинации против туберкулеза Знать: 1. Признаки доношенности 2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного 3. Показатели шкалы Апгар 4. Первый туалет новорожденного 5. Особенности ухода за новорожденным 6. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным 7. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения 8. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней). Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.
Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время. Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде. В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.
Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков: масса тела 2700 – 4000 г, длина тела 46 – 53 см, массоростовой показатель более 60, окружность головы 34 – 36 см, окружность груди 32 – 34 см, пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%). Для доношенного новорожденного характерны бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос, хорошо выраженная подкожная основа, пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине, малый родничок обычно закрыт, грудная клетка имеет вид усеченного конуса, физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту, частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту, артериальное давление – 70/35, у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими. Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза. Незрелостью головного мозга и новорожденного обусловлены беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения ребенка. При рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др. При осмотре новорожденного с целью оценки выраженности и симметричности безусловных рефлексов могут быть использованы: ладонно – ротовой рефлекс (Бабкина), поисковый, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, хватательный (Робинсона), Моро и другие. Из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки. Незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям. Частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий - 20-25 раз в сутки. Хотелось бы обратить внимание на то, что главным критерием доношенности новорожденного является его гестационный возраст. Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |