Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краеведческое библиографоведение




В разное время предлагалось вводить термины: «провинциальная», «местная», «топобиблиография», «библиография местного края», но они не вошли в употребление. В 30-е гг. XX в. Н. В. Здобнов обосновал понятие «краеведческая библиография», объединив в нем вид библиографии на основании трех признаков: содержания, местного издания, персональной принадлежности.

В библиографоведении существует два подхода к трактовке краеведческой библиографии: по видам: библиография краеведческой литературы, местных источников и биобиблиография местных деятелей (Н. В. Здобнов, Г. А. Озерова, М. А. Брискман, Н. Ф. Горбачевская, Н. М. Балацкая и др.) Выделены библиография краеведческой литературы (В. А. Николаев, А. Н. Бученков, Н. Н. Щерба, И. И. Михлина и др.). Русскоязычная краеведческая библиография возникла в начале XIX в. в виде пособий и латентно – в периодических изданиях. До 1826 г. их вышло около 26 в Москве, Казани, Харькове, Архангельске, Сибири, на Кавказе и т. д.

Во 2-й пол. XIX в. губернские комитеты, комиссии, общества занимаются краеведческой библиографией, проблемы которой впервые были сформулированы Н. М. Ядринцевым. В начале XX в. формируются основные типы краеведческих библиографических пособий: универсальные, отраслевые и тематические ретроспективные указатели о крае, биобиблиографические словари местных деятелей и уроженцев, печатные каталоги «местных» (краеведческих) отделов, Указатели местных изданий выходят в виде указателей содержания. Центральное бюро краеведения осуществляет руководство этой деятельностью и издает методическое пособие Н. М. Здобнова «Основы краевой библиографии». В качестве основных тем краеведческой библиографии считаются этнография, география и геология, природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство.

В 1922 г. выходит указатель Б. М. Городецкого «Местная библиография России» как видный образец библиографии краеведческой библиографии. В 1928 – 41 гг. краеведческая библиография полностью перешла в ведение государства. Было выпущено более 70 книг и статей по теории и методике краеведческой библиографии. Вклад в ее развитие внесли М. К. Азадовский, Б. М. Городецкий, В. Я. Закс, П. К. Казаринов, В. П. Косованов, Л. И. Литвинов, Н. А. Чарушин и др. В 1959 г. создан сектор краеведения при ГБЛ, которым издано методическое пособие «Краеведческая работа областных библиотек». Принято «Положение о краеведческой работе областных, краевых, республиканских (АССР) библиотек». Организуются обучающие мероприятия по краеведению для библиографов, активизировилась краеведческая работа массовых библиотек, координация и методическая помощь областных и республиканских библиотек, разработана «Типовая схема классификации для каталога краеведческой литературы областных краевых, республиканских библиотек. К середине 70-х гг. сформирована модель СБА универсальной научной библиотеки. Проводятся всесоюзные совещания по вопросам краеведческой работы. Наиболее распространены типы пособий: «Что читать о … крае», «Календари знаменательных и памятных дат». Наиболее крупные библиографические труды создавались в рамках зональных объединений: Урала, Западной Сибири.

В конце XX в. сформировалась система библиографических указателей о крае, это научно-вспомогательные: универсальные текущие указатели краеведческой литературы, ретроспективные указатели универсального характера, сводные печатные каталоги краеведческих книг; ретроспективные отраслевые и тематические указатели; биобиблиографические указатели; указатели краеведческих библиографических пособий; рекомендательные: универсальные указатели; пособия, раскрывающие ядро краеведческого фонда массовой библиотеки; перспективные указатели в помощь текущему комплектованию; календари, отраслевые, тематические и биобиблиографические пособия. В подсистему указателей местных изданий входят: научно-вспомогательные: указатели книг и других непериодических изданий; указатели периодических и продолжающихся изданий; рекомендательные пособия.

Обоснована особая организация краеведческого СБА и каталога в частности.

В 90-е гг. появляется новый вид – электронная краеведческая библиография. Автоматизация повлияла на методику библиографирования краеведческой литературы. Стоит задача разработки и введения материалов по новой методике в систему подготовки кадров. Проблемы теории и практики краеведческой библиографии активно обсуждаются на страницах профессиональной печати А. Н. Бученковым, Н. Н. Щербой, А. В. Мамонтовым, Е. Н. Буринской, Л. М. Владиковской, Г. М. Вольберг, Е. И. Коган, Н. Ф. Горбачевской, А. Н. Масловой, И. И. Михлиной и др.

Среди регламентирующих документов – «Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (ЦБС)» и «Руководство по краеведческой деятельности Центральной библиотеки субъекта РФ (края, области)».

Библиографический список

1. Здобнов, Н. В. Основы краевой библиографии: практ. руководство / Н. В. Здобнов. – 2-е изд. – М.,1931. – 50 с.

2. Коган Е. И. Уральская краеведческая библиография: учеб. пособие / Е. И. Коган; Челяб. гос. ин-т культуры; каф. библиогр. – Челябинск, 1990. – 94 с.

3. Кушнаренко, Н. Н. Краеведческая деятельность библиотеки: учеб. пособие / Н. Н. Кушнаренко. – М., 1993. – 88 с.

4. Мамонтов, А. В. Краеведческая библиография: учебник / А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба; под ред. Н. Н. Щербы. – 2 изд., доп. и перераб. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.

5. Михлина, И. И. Краеведческая библиография: науч. – метод. пособие / И. И. Михлина. – М.: Либерея-БИБИНФОРМ, 2008. – 176 с.

Ю.П. Степанова

25. Библиотечно-библиографические исследования: роль и значение, теория и методология

Библиотечно-библиографические исследования – необходимое условие совершенствования библиотечно-библиографической практики. Они дают возможность получить оперативную и достоверную информацию для принятия решений, связанных с управленческими проблемами, инновационно-методической деятельностью, определением приоритетов содержательной работы, особенно – в сфере комплектования библиотечных фондов, планирования форм и методов библиотечно-библиографического обслуживания и т.д. В связи с этим необходимо изучать принципы, методологию, методы, инструментарий исследовательской работы, уметь использовать результаты библиотечно-библиографических исследований для развития теории и практики библиотечного дела.

В настоящее время библиотечно-библиографическими исследованиями занимаются в основном национальные, краевые, областные библиотеки, а в последние годы к ним все чаще обращаются общедоступные (публичные) и специальные библиотеки. Кроме того, активную исследовательскую работу в данном направлении осуществляют профильные кафедры вузов культуры (СпбГУКИ, МГУКИ, ЧГАКИ, КемГУКИ и др.). Социологические центры страны поставляют научные данные о картине чтения (Левада-центр, ФОМ). Эпизодически библиотечно-библиографические и читателеведческие исследования проводят и общественные организации: НФ «Пушкинская библиотека», РШБА. Исследование психологических аспектов чтения сосредоточено преимущественно в Русской ассоциации чтения и Ассоциации исследователей чтения, которые также являются общественными организациями.

Теоретический уровень современной исследовательской работы требует обращения к достижениям философии, социологии, психологии, лингвистики и других дисциплин; библиотековедение и библиографоведение используют выработанные ими теоретические подходы, заимствуют методы названных научных дисциплин.

Библиотечно-библиографические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования нацелены на выявление тенденций, закономерностей развития явлений, поиски новых фактов, обнаружение причинно-следственных связей различного характера.

Прикладные исследования выявляют проявление различных фактов, тенденций, закономерностей в практической деятельности; они, как правило, нацелены на решение конкретных задач в сфере библиотечно-библиографической деятельности.

Разработки направлены на внедрение новых методов, приемов в библиотечно-библиографическую практику.

Библиотечно-библиографические исследования базируются на общенаучной методологии – системе научных представлений о принципах, теоретических подходах, исследовательских методах, правилах и возможностях их использования. Методология библиотечно-библиографических исследований является разновидностью частнонаучной методологии, она разрабатывается исследователями соответствующей области научного знания. Методология направлена на процесс получения нового знания, ее цель – поиск все более действенных принципов и методов научного познания.

В библиотечно-библиографических исследованиях используются определенные приемы; прием – это конкретная форма теоретического или практического подхода к исследуемому объекту. Он направлен на получение конкретного исследовательского результата.

Ядром методологии является учение о методах. Научный метод – это способ сбора и обработки эмпирического материала: фактов, явлений, событий, представлений, процессов, связанных с библиотечно-библиографической деятельностью. В библиотечно-библиографических исследованиях используются общенаучные, философские (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование и др.) и частнонаучные методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документации, эксперимент, тестирование). Выделяются и специальные библиотечные методы; в эту группу входят специфические методы, используемые в книговедении, библиотековедении, библиографоведении и информатике.

Методика научного исследования – это упорядоченная во времени, координированная и кооперированная система действий, конкретная реализация совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели и решения задачи сбора и обобщения данных об объектах библиотечной действительности.

Стимулом проведения исследований является наличие проблемных ситуаций в области библиотечно-библиографической деятельности. Необходимым условием получения достоверных сведений является разработка программы исследования.

Программа исследования состоит из методологического и методического блоков. В методологическом блоке определяется замысел исследования, его концепция, стратегия, а в методическом блоке намечаются оптимальные пути и методы сбора и обработки информации, то есть решаются задачи тактического характера.

В методологическом блоке программы исследования обосновывается актуальность темы, осуществляется анализ проблемной ситуации, теоретическая и практическая значимость исследования, определяются его цель и задачи. Разрабатывается понятийный аппарат, проводится терминологический и операциональный анализ основных понятий; выделяются объект и предмет исследования, выдвигаются рабочие гипотезы.

В методическом блоке программы исследования решаются вопросы организации выборки испытуемых, продумывается методика исследования. К методике предъявляется требование комплексности, так как каждый отдельно взятый метод имеет свои недостатки. Здесь же отражаются методы обработки эмпирического материала.

При разработке программы исследования необходимо продумать возможности интерпретации исследовательского материала и внедрения его в теорию и практику.

На сегодняшний день стоят задачи активизации и укрупнения библиотечно-библиографических исследований, воспитания и развития методологической культуры библиотекарей-библиографов, создания банка исследовательских методов, преодоления разрыва между теорией и практикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.