Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теологическая концепция (для мусульманских стран)

Сущность К. в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, в К. выражаются идеи высшей справедливости, разума.

 

Теологический подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Он появился значительно позже других подходов как результат распространения в XX в. (преимущественно во второй его половине) конституционных идей и принципов в странах арабского Востока, где доминирующее положение занимают источники мусульман­ского права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить «религиозной общине».Если конституция существует как писаный акт, она не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Политическая борьба не поощряется, если не запрещается, а согласие достигается через верность исповеданию единой религии ислама.

Нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся форму правления в таких государствах, как Иран и Саудовская Аравия. Мусульманское право играет в этих странах ведущую роль и в других отраслях действующего права, что находит свое подтверждение и на конституционном уровне.

Например, Конституция Ирана закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. 13 Причем предписания шариата трансфор­мируются в правовые конструкции, используемые в теории и практике. Так, три требования Корана, которые обязывают консультироваться при при­нятии важных решений, вершить все дела по справедливости и подчиняться правителю, были положены в основу детально разработанной мусульман­скими правоведами теории «исламского правления» — теории организации и деятельности государства.1

Вывод: Анализируя конституции в контексте их генезиса, можно выделить три аспекта в характеристике сущности конституций.

Во-первых, конституции были вызваны к жизни потребностями юридического закрепления и утверждения принципов связанности государственной власти правом, законом; принципов суверенитета права по отношению к государству.

Таким образом, наиболее существенное в характеристике первых конституций, созданных мировой практикой, заключается в том, что они провозглашали суверенитет права, подчиненность государственной власти праву; определяли юридические границы (пределы) осуществления государственной власти. В этом суть и современных конституций — в установлении правила, согласно которому власть права имеет большую силу, чем власть какого бы то ни было политического учреждения. Государственная власть должна осуществляться в правовых рамках, произвол в осуществлении государственной власти недопустим.

Во-вторых, исследование конституций в контексте их генезиса позволяет также сделать вывод, что, поскольку буржуазные революции, в ходе которых принимались первые конституции, имели своим главным лозунгом ограничение абсолютной власти монарха, то суть первых конституций заключается не только в объявлении приоритета права (конституции) над государством, но и в прекращении абсолютизма, монополии монарха на осуществление государственной власти.

Поэтому уже первые конституции зафиксировали новую конструкцию власти, основанную на идеях ее дробления, рассредоточения, деления между разными носителями. При этом преследовалась цель ослабления позиций государственной власти в обществе, необходимого в интересах демократии. В соответствии с учением Ш. Л. Монтескье о делении государственной власти натри ветви, изложенным им в кн. XI Духа законов (1748),34 в первых конституциях осуществлялось определенное разделение законодательной и исполнительной властей — между парламентом как органом народного представительства и монархом, на которого возлагалась исполнительная власть.

В-третьих, анализ конституции в ее генезисе свидетельствует, что сущностные признаки конституций предопределены и такими важнейшими целями буржуазных революций, которые вызвали к жизни первые конституции (основные законы), как провозглашение народного суверенитета и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Суть конституций не в регулировании государственной власти как таковой, а в регулировании ее в «социальном преломлении», т. е. с позиции того, на каких условиях и в каких границах государственная власть вправе вторгаться в сферу общественной и индивидуальной свободы.

Роль конституций в становлении правового общества и государства.

применительно к государственной власти суть конституции правового государства заключается в установлении ограничений осуществления государственной власти,

то применительно к индивидам суть конституций правого государства в обратном: они провозглашают преимущественно права и свободы человека и гражданина, а не его обязанности.

Причина разных концептуальных подходов в конституционном регулировании объясняется тем, что в государственно-правовых отношениях государство и индивид не являются равновеликими партнерами. За государственными органами (должностными лицами) стоят властные полномочия и аппарат принуждения, обеспечивающий эти полномочия, а человек (гражданин) не наделяется такими административными и «силовыми» возможностями.

 

3. Предмет конституционного регулирования и его развитие.

совокупность общественных отношений, отраженных в конституции страны и регулируемых ее нормами.

Конституционные нормы воздействуют на участников отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки и достаточно определенные правила функционирования.

Уже в первых конституционных актах явственно обозначается предмет правового регулирования конституций, отличающийся от предметов иных законодательных актов. Таковым становятся основы взаимоотношений гражданского общества и государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественно-правовая и договорная теории права, конституции | Конституция должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.