Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзорная лекция по уголовному праву

Вопросы для подготовки к зачету

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и излучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями, как национального так и мультинационального характера, и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.

При этом сравнительный менеджмент в контексте данного пособия занимается исключительно вопросами связанными именно с управлением бизнесом, хотя в более широкой постановке результаты сравнительного менеджмента могут быть успешно использованы и в сферах политического и социального управления.

Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины - повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо чисто экономических целей сравнительный менеджмент безусловно преследует и важные социально-политические цели: его грамотное использование способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.

Хотя за рубежом в сферах сравнительного менеджмента проведены и проводятся многочисленные исследования и накоплен богатый статистический материал, следует признать, что и до настоящего времени инструментарий, которым вооружает менеджера эта дисциплина носит чисто описательный характер типа рекомендаций и достаточно общих соображений не ситуационного характера. Соответственно успешность применения этого инструментария решающим образом зависит как от желания менеджера изучать национальную специфику и культуру, так и от его умения творчески применить упомянутый “рекомендательный” инструментарий к ситуации и конкретным характеристикам коллектива, которым он управляет. В качестве заключительного замечания отметим что сравнительный менеджмент постоянно учитывает все моменты связанные с интерактивностью, т.е. взаимодействием национально-культурных особенностей с экономической, правовой, социальной и политической средой в странах, где приходится вести деловые операции.

 

Тема 2. Представления об основных теориях культуры, используемые в сравнительном менеджменте.

 

Поскольку сравнительный менеджмент стоит на той точке зрения, что знание и понимание национально-культурных особенностей дает ключи к эффективному управлению в сфере международного бизнеса, существует естественная необходимость, хотя бы в основных чертах осветить те достижения культурного анализа, которые имеют место в настоящее время (поскольку данное пособие охватывает лишь главные элементы сравнительного менеджмента, а они сформировались на рубеже 80-х годов, то и приведенные ниже элементы культурного анализа не включают достижения последнего десятилетия). При этом следует с сожалением констатировать, что исследования проведенные на Западе по понятным причинам не включали изучение России и других стран, входивших в бывший Советский Союз. Излагая приведенный ниже материал, мы опираемся на фундаментальные исследования, обобщенные в работе С. Ронена.

Под культурой в широком смысле следует понимать образ жизни того или иного народа и систему восприятия и понимания мира, присущие этому народу. Соответственно образ жизни и систему восприятия мира отличают народы друг от друга. Эти различия могут быть больше или меньше в зависимости от географических, экономических, политических и социальных особенностей развития: понятно, что решающую роль в характере и глубине этих различий играет близость народов с точки зрения указанных выше факторов.

Можно предположить, что феномен культуры в независимости от конкретной нации или народности обладает следующими характерными чертами:

Передается из поколения в поколение;

Постоянно развивается.

Формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры. Понятно, что субкультуры могут возникать и в рамках нескольких национальных культур, формируя своего рода “кросс-субкультура” (например, рок-культура, культура байкеров и т.д.).

несмотря на принадлежность к одной и той же культуре люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданной ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.

В самом общем смысле следует признать, что с одной стороны, жизнь народа в значительной мере управляется его культурой, а с другой - культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа.

До настоящего времени не существует некой единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные локальные теории и достаточно полно представила бы разные точки зрения на этот феномен. Поэтому ниже и представлены упомянутые локальные теории, каждая из которых дает определенный “срез” феномена культуры и соответственно вооружает менеджера теми или иными столь же локальными рекомендациями. Их комплексное использование по-видимому, и характеризует умение менеджера системно применять рекомендации сравнительного менеджмента при понимании культурных особенностей управляемого коллектива и страны, в которой оперирует его бизнес.

Теории культуры, анализирующие влияние культурных особенностей.

1.1. ”Универсальная” теория: ее сторонники убеждены, что значение национально-культурных особенностей в управлении бизнесом, а более общо - в ведении дел вообще крайне преувеличенно и люди вне зависимости от национальной и страновой принадлежности в общем достаточно одинаковы и соответственно к ним могут быть применены достаточно одинаковые инструменты управления. Достаточно яркий пример универсализма в новейшей российской истории - позиция Е. Гайдара и его сторонников, согласно которой к России вполне применимы универсальные рецепты для всех развивающихся стран.

1.2. ”Экономико-кластерная” теория, которая исходит из признания существенных различий в поведении отдельных людей и коллективов, принадлежащих к разным этническим общностям, однако, утверждает, что эти различия определяются в основной мете именно различиями в экономическом различиях и уровнях благосостояния разных народов и стран. Здесь есть серьезное рациональное зерно в том смысле, что страны географически близкие со схожим историческим развитием, действительно, зачастую демонстрируют весьма схожие элементы экономического развития, в то же время, однако, сопоставление, например, Японии и некоторых ее азиатских соседей серьезно ставит под вопрос объективность экономико-кластерного подхода.

1.3. ”Культурно-кластерная” теория, на позициях которой, собственно, и стоит сравнительный менеджмент, и которая по существу признает первичную роль национально-культурных особенностей в понимании поведения личности и коллектива.

Оценивая все три отмеченных выше подхода следует признать, что в известном смысле каждый из них имеет право на существование, а именно: «культурно-кластерная» теория как бы создает разумную основу рассмотрения центральной проблемы сравнительного менеджмента, но в то же время «экономико-кластерный» подход вносит в это рассмотрение совершенно необходимый в современных условиях момент учета влияния экономики на культурную динамику национальных общностей. Вне этого учета могут быть допущены достаточно грубые ошибки и своего рода “перекос” в оценки значимости только национально-культурного фактора. Наконец, даже столь радикальный по взглядам “универсальный” подход заслуживает внимания, когда речь идет о, так называемом, явлении эквифинальности, т.е. развитии разных культур в направлении некоторых достаточно схожих моделей поведения, ценностей и стереотипов жизни. Такого рода “симбиоз”, казалось бы, взаимоисключающих теоретических подходов на самом деле следует рассматривать как достаточно типичный почти для любой современной науки.

 

В заключение этой части анализа приведем деление стран по культурным кластерам, которое дают Дениелс и Радеба: скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания; германский: Германия, Австрия, Швейцария; англоязычный: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия; романский: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия; латиноамериканский: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу; дальневосточный: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам; арабский: Бахрейн, Абу-Даби, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия; дальневосточный: Турция, Греция, Иран. Авторы выделяют также некластерные страны: Бразилия, Япония, Индия, Израиль. При безусловном познавательном значении этой классификации следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречие: так, например, с точки зрения культурной помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т.д. Обще говоря это кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.

Среди культурных теорий представляющих собственно содержание феномена особого внимания заслуживает подход Мэрдока (1945 г.), предложившего около 80 так называемых культурных универсалий, которые по мнению этого автора достаточно полно охватывают феномен национальной культуры. Среди них отметим такие как этика, мораль, религия, семейные характеристики, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т.д. Подход Мэрдока ценен тем, что ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно он предъявляет практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран.

Теория базовых и инструментальных ценностей Рокича. Так называемые ценностные культурные теории особенно важны для международного менеджмента поскольку в конечном итоге национальная культура прививает человеку определенную систему ценностей и в соответствии с этой системой формируется поведение. Так, например, если культурная Среда данной нации придает особое значение такой ценности как свобода и в первую очередь свобода чести, то соответственно и поведение людей будет изначально отвергать все то, что так или иначе ущемляет разумную свободу. Но если в основу культурных ценностей положены, например, такие как безопасность, порядок и т.д., то собственно свободе личности будет уделяться существенно меньшее внимание, поскольку именно она может создавать проблемы в сфере защиты безопасности государства и особого понимания порядка в нем. Среди других ценностных теорий культуры подход Рокича привлекает тем, что он делит все ценности на так называемые базовые и инструментальные. При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, главные устремления ради которых собственно живет и действует человек. Инструментальные же ценности имеют значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.

К базовым ценностям Рокич отнес такие как, например, жизненный комфорт, мир, красоту, равенство, семью, дружбу, безопасность и т.д. К инструментальным: стремление к карьере, эффективность, честность, независимость, любовь, ответственность и т.д. Понятно, что стоит поменять местами базисные и инструментальные ценности как поведение индивидуума может существенным образом измениться. Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих партнеров, подчиненных, людей из странового окружения, менеджер может умело педалировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы. В то же время национальные различия будут существенно проявляться в нескольких основных направлениях: во-первых, собственно различие национальных культур сказывается в различии деления на базовые и инструментальные ценности. Исследования, например, показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а, например, независимость или победа собственно религии над другими - это наиважнейшие базовые ценности. Люди западной культуры считают зачастую интеллектуализм одной из важнейших базовых ценностей, в то время как внутренняя гармония и душевный покой не занимают здесь того определяющего места, которое они имеют в восточных культурах.

Помимо этого, теория Рокича явно обогащает взгляд менеджера и на субкультуры; он более точно понимает, что субкультура зачастую формируется вокруг нескольких вырванных из общего культурного контекста ценностей. При ближайшем рассмотрении культура некогда популярных хиппи была выстроена вокруг абсолютизированной ценности полной человеческой свободы и независимости.

6. Теория внутреннего содержания личности. Была предложена американскими исследователями в середине 70-х годов и строится на положении о том, что различаются между собой по ценностям не культура как таковые, а индивидуумы, “внутри которых” особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми и задают главные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей:

6.1. Теоретический человек, для которого главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт.

6.2. Экономический человек, высшей ценностью для которого являются полезности, практическое дело, бизнес, реальные, экономически ощутимые достижения.

6.3. Эстетический человек, для которого главным является красота и гармония ценностей искусства и т.д.

6.4. Социальный человек - он видит главные ценности в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям.

6.5. Политический человек, главной ценностью для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой.

6.6. Религиозный человек, для которого главная ценность проистекает из ценностей религии и который черпает силы в религиозном порядке, в представлениях о целостности мироздания, определяемого теми же религиозными истинами.

Оценивая этот подход следует признать, как уже отмечалось выше, что он безусловно вскрывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зрения о том, что численность людей каждого из 6 типов (то есть структура представленности этих типов внутри нации) существенно колеблется от культуры к культуре.

7. Очень коротко отметим так же развивавшийся в 60-70 гг. так называемый системный подход к культуре. В самом общем виде его авторы полагали, что в конечном итоге культурные различия в значительной мере зависят от содержания и взаимовлияния следующих 7 основных переменных: образование, экономика, политика, религия, принятые формы и характер союзов, состояние здоровья нации, формы и традиции отдыха.

Таким образом, анализ и оценка приведенных выше теорий культуры еще раз приводит к трем главным выводам:

а) поскольку не существует единой и целостной теории культуры, международный менеджер р должен в разумной мере быть знакомым с каждой из основных теорий такого рода;

б) теории безусловно являются взаимодополняющими и соответственно, рекомендации, даваемые ими как раз и должны предоставлять менеджеру возможность складывать мозаику культурной картины, которую он хочет изучить;

в) по-видимому дальнейшее развитие сравнительного менеджмента все же должно вычленить тот “центральный стержень” вокруг которого могут быть эффективно структурированы все основные теории культуры.

Материал, представленный в первых двух главах настоящего пособия дает своего рода основу для перехода к анализу практически более важных моментов деятельности международного менеджера в процессах управления реальным бизнесом. И естественно, первостепенную роль здесь играют процессы информационного обмена, благодаря которым менеджер и осуществляет свои функции.

 

 

1.Сравнительный менеджмент и кросс-культурный менеджмент.

2.Особенности феномена «культура».

3.Влияние культуры на национальные модели менеджмента.

4.Подход Д.Рокича к изучению феномена культуры.

5.Теория внутреннего содержания личности.

6.Особенности низкоконтекстных культур.

7.Специфика высококонтекстных культур.

8.Классификация культур по Р.Льюису.

9.Классификация деловых культур по типу обработки информации.

10.Этапы исследований Г.Хофстеде, их результаты.

11.Измерение культуры Ф.Тромпенаарсом.

12.Понятие «кластер». Кластеризация культур.

13.Факторы, определяющие национальные различия в стиле руководства.

14.Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

15.Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе.

16.Практика стимулирования труда в различных странах.

17.Коммуникация в системе сравнительного менеджмента.

18.Межкультурная коммуникация.

19.Способы преодоления языковых барьеров в сравнительном менеджменте.

20.Роль невербальной коммуникации в деятельности МНК.

21.Способы управления кросс-культурной коммуникацией.

22.Улучшение системы обратных связей в МНК.

23.Модель американского менеджмента, ее специфика.

24.Возможности использования некоторых особенностей американской модели менеджмента в других странах.

25.Модель европейского менеджмента.

26.Критика концепции евроменеджмента.

27.Профиль евроменеджера.

28.Немецкая модель менеджмента, ее специфика.

29.Сопоставление немецкой модели менеджмента с другими европейскими моделями менеджмента.

30.Французская модель менеджмента.

31.Стиль лидерства во французском менеджменте.

32.Модель менеджмента в Великобритании, ее особенности.

33.Российская модель менеджмента.

34.Шведская модель менеджмента.

35.Шведская модель менеджмента и международная практика.

36.Японская модель менеджмента, ее характерные черты. 37.Управление в зарубежных подразделениях японских МНК, столкновение национальных деловых культур.

38.Специфика корейской модели менеджмента.

39.Особенности китайской модели менеджмента.

40.Значение сравнительного менеджмента для развития мировой экономики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания и порядок прекращения российского гражданства | Понятие уголовного права, его предмет, система и задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.