Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», - общественные отношения по поводу безопасности дорожного движения и эксплуатации указанных в законе видов транспортных средств, а дополнительный объект - жизнь и здоровье.

Предмет преступления - автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство.

Согласно Примечанию к ст. 264 УК РФ, под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», лица, управляющие данными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч.ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

Правовые основы обеспечения безопасности движения определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения». Кроме того, необходимо руководствоваться Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Дорожное движение определяется как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств в пределах дорог.

Движение начинается с момента трогания машины с места и заканчивается остановкой.

Безопасность движения определяется как степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.

Дорога - обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного покрытия.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира, пешехода.

Объективная сторона преступления выражается:

а) в нарушении правил дорожного движения (т.е. в процессе движения транспорта, например, превышение скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, неправильные маневрирование, обгон, выезд на встречную полосу и т.д.) или эксплуатации транспортных средств (т.е. невыполнение определенных организационных, технических и иных мер, обеспечивающих использование транспорта в соответствии с его назначением, например, допуск водителей к управлению транспортом в нетрезвом состоянии, неправильное крепление груза, несоблюдение правил парковки и т.д.);

б) в наступлении преступного последствия - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (определяется судебно-медицинским экспертом);

в) в наличии прямой причинной связи между деянием и наступившим последствием.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления указанного последствия.

Субъект преступления - любое лицо, управляющее транспортным средством (работники транспорта, лица, не имеющие прав на управление транспортом, лица, самовольно захватившие транспорт, и т.д.), достигшее возраста 16 лет. В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в ст. 264 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности по отношению к последствиям.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 264 УК РФ) - деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Особо квалифицированный состав (ч. 5 ст. 264 УК РФ) - деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Отягчает ответственность совершение данных деяний лицом, находящимся в состоянии опьянения. Состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, в зависимости от наступивших последствий влечет ответственность по ч.ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ.

В тех случаях, когда в результате нарушения лицом, управляю­щим транспортным средством, правил безопасности движения или эксплуатации транспорта наступают последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК РФ, действия должны квалифицироваться только по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие последствия. Например, если нарушение правил дорожного движения водителем транспортного средства повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерть другого, то содеянное при отсутствии иных квалифицирующих признаков необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 264 УК РФ и дополнительной квалификации по части 1 указанной статьи не требуется.

Так, суд признал Борисикова виновным в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть человека, и осудил его по ч.ч. 1 и 3 ст. 264 УК РФ. Борисиков, управляя легковым автомобилем, в котором находились пассажиры, в нарушение п.п. 2.1.2, 10.1, 9.1 Правил дорожного движения в условиях ограниченной видимости выехал на центр проезжей части, где совершил столкновение с грузовым автомобилем. Вследствие столкновения одному пассажиру были причинены телесные повреждения, от которых он скончался, а второму был причинен тяжкий вред здоровью.

Военная коллегия, рассмотрев это дело, исключила из обвинения Борисикова ч. 1 ст. 264 УК РФ как излишне вмененную и снизила ему наказание по следующим основаниям. Борисиков совершил одно преступление, в результате которого пострадали два человека, в связи с этим его действия должны были быть квалифицированы только по ч. 3 ст. 264 УК РФ с указанием в описательной части приговора всех последствий совершенного правонарушения.

По совокупности преступлений нарушения Правил дорожного движения с различными последствиями могут квалифицироваться только в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений (реальная совокупность).

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уничтожение или повреждение лесных насаждений | Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.