Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное значение туризма




Туристское движение носит сезонный характер.

Туристское производство в значительной степени зависимо от внешних факторов, таких как общее состояние и разви­тие экономики государства, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационное обеспечение региональных потребителей. Любой из этих факторов способен оказать ре­шающее влияние на финансовую устойчивость туристского предприятия, так как может сократить туристские потоки. По­этому здесь важно предусмотреть финансовые гарантии устой­чивости фирмы: диверсификацию предпринимательства, стра­хование профессиональной деятельности предприятия и др.

Не нужно лишний раз говорить, что с развитием науки и тех­ники, с ростом городов, производительности труда, потока ин­формации современное общество встает перед целым рядом проблем. Безработица, низкий уровень жизни трудящихся, психологическое давление, стрессы и связанные с ними критиче­ские ситуации, повышение негативной активности молодежи в свободное время, нарушение экологического равновесия в природе - эти и другие проблемы современного общества имеют место и в нашей стране.

Развитие туристской отрасли способно внести свой вклад в разрешение таких проблем. Социальное значение туризма для жизни общества заключается:

· в восстановлении психофизиологических ресурсов общест­ва, трудоспособности человека и социума в целом;

· рациональном использовании свободного времени;

· обеспечении занятости населения;

· росте доходов трудящихся;

· экологической невредности туризма и направленности его на поддержание и восстановление рекреации.

Воспроизводящая функция туризма. Основной функцией туризма с социальной точки зрения можно признать воспроиз­водящую функцию, направленную на восстановление сил чело­века или общества, затраченных им при выполнении определен­ных производственных и бытовых задач.

При этом отдых не ограничивается инертной формой и вос­становлением физических и психических сил, а включает раз­влечения, обеспечивающие изменение характера деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений при­роды, культуры и пр.

Урбанизация, механизация производства, однообразие по­требления, а также значительно увеличивающийся поток ин­формации приводят к тому, что человек покидает работу более усталым, чем прежде. Усталость эта психологического характе­ра и вызывает потребность в контрасте (снятии стресса). Подлинным контрастом производственной жизни, связанной с нерв­ным напряжением и единообразием, является уход с места по­стоянного жительства и труда, и прежде всего перемещение, обеспечивающее смену обстановки и изменение обычного об­раза жизни. Все это может дать туризм.

Темпы городской жизни, необходимость ускоренной реак­ции, бдительности на улицах, преодоление ежедневно больших расстояний - все это создает и усиливает нервное напряжение даже в свободное от работы время. Такого рода усталость, нака­пливаясь, создает дополнительные условия для различного рода производственных и бытовых травм, увеличения нетрудоспо­собности по причине болезней и даже конфликтных ситуаций на производстве и вне его, связанных с накапливающейся негатив­ной энергией.

Туристский отдых представляет собой прекрасную форму всестороннего обновления. Активный, подвижный, интерес­ный, он восстанавливает физическую «кондицию» человека и общества. Только контрастные формы отдыха, которые может дать туризм (смена постоянной обстановки и ритма жизни), спо­собствуют реальному оздоровлению нации и человека в современных условиях.

Выделяют три основных аспекта восстановительной функции туризма:

1) освобождение индивидуума от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

2) развлекательная функция - предоставление отдыхающему возможности развлечься, знакомство с местностью, ее людьми, культурные мероприятия (концерты, театры), досуговые меро­приятия (танцы, дискотеки, шоу, фестивали и т. п.), спортивные занятия, способствующие усилению первой функции;

3) интеллектуальная функция - предоставление возможнос­тей для развития личности, расширения познавательного гори­зонта, творческой и организаторской деятельности, познание (экскурсии, посещение памятников и музеев), самовыражение (конкурсы, походы, экспедиции, спортивные занятия и пр.), что также психологически весьма полезно для восстановления сил человека.

Рациональное использование свободного времени. Развитие производительных сил приводит к тому, что увеличивается сво­бодное время трудящихся. В связи с этим возникает проблема рационального его использования. Задача социума состоит в привлечении сограждан к положительным видам деятельности в свободное от труда время, что отвлекает их от негативных, проявляющихся в пьянстве, увлечении наркотиками, создании неформальных объединений противоправного характера.

Обеспечение занятости. В то же время наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности по­зволяет решить проблему занятости многих рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автома­тизации.

Развитие туристской инфраструктуры притягивает трудовые ресурсы, вовлекая их в обслуживание туристов. Поэтому раз­витие туризма способствует смягчению такого явления, как безработица.

Однако необходимо учитывать природу занятости в туризме, создающую порой проблемные моменты: неполный рабочий день, сезонность и др. Например, очень часто в туристских цен­трах при обслуживании гостей используется неполный рабочий день. Необходимо так подбирать сотрудников, чтобы сокращен­ный рабочий день их устраивал - это проблема менеджмента в туризме. Кроме того, занятость в туристских предприятиях часто носит сезонный характер, что тоже является неблагопри­ятным фактором. Для смягчения его в пиковые периоды приме­няется наем на работу жителей других населенных пунктов, студентов по договорам из учебных заведений других городов. Местным жителям работа предоставляется преимущественно постоянная. Возможность подработать в пиковые периоды для таких категорий жителей, как студенты, домохозяйки, - явление также положительное.

Мировая практика показывает, что туристская индустрия в том или ином регионе не только обеспечивает работой мест­ное население, но и привлекает дополнительные трудовые ре­сурсы и к работе, и на жительство, тем самым увеличивая насе­ление данной местности. Известно, что приглашая работника из другой местности, мы притягиваем на жительство в среднем трех человек. Но излишнее привлечение сторонних трудовых ресурсов может привести к чрезмерному увеличению численно­сти местного населения и, тем самым, - к увеличению давления на рекреацию. А на рекреации часто держится туристское пред­ложение, поэтому этот процесс необходимо регулировать.

 

 

25. Понятие и виды деятельности туроператоров.

Туристский оператор — активный субъект туристско­го рынка, непосредственно участвующий в планировании, раз­работке, продвижении и реализации туристского продукта с коммерческими целями.

Функции туроператора на рынке практически совпадают с деятельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т. д.), комплектует из них собственные программы туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям.

Основные различия между туроператором и турагентом:

А. По системе доходов:

Туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта.

Б. По принадлежности туристского продукта:

Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

Однако в повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку они могут решать сходные задачи. Туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма как туроператор разрабатывает маршруты и продает их туристам и другим агентствам; в то же время это туристское предприятие как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Поскольку туроперейтинг является весьма разнообразным и разнонаправленным видом труда, воз­никает необходимость классифицировать туроператоров по различным признакам

Туроператоры подразделяются:

По виду деятельности:

1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.

2. Специализированные операторы это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь они могут быть:

а) туроператорами специального интереса В зависимости от целей туров, опера­тор может специализироваться на продаже познавательных (экс­курсионных), паломнических, обучающих, инсентив-экологиче-ских, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентиро­ванных на отдых, клубный отдых, деревенский от­дых;

б)- туроператорами специального места назначения (например, поездки в Англию, Францию и т. д.);

в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесменов и т. д.);

г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.);

д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодо­рожных и автобусных туров

е) Специализироваться туристические операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров.

По месту деятельности:

1) Местные (внутренние) туроператоры. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания. — Вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт - то есть туры по территории своей страны для своих сограждан.

2) Выездные туроператоры ориентируют турпакеты на зарубежные страны. Специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы.

В зависимости от активности сотрудничества выездного туроператора и авиакомпаний (в связи с тем, что настоящее время авиакомпании становятся ведущими поставщиками туристских услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров.

Флайтер — выездной туроператор, являющийся активным фрахтователем воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям.. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также отдельно выделить:

¨ абсолютных флайтеров — туристских операторов, приобретающими по договору чартера воздушное судно полностью, то есть обязуется по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность.

¨ относительные флайтеры — более мелкие туроператоры, объемы продаж и рыночные возможности которых не позволяют им гарантировать «подъем» чартерного авиарейса собственными силами. По этой причине относительные флайт-туроператоры консолидируют свои усилия в рамках пула (временно создаваемого объединения, существующего для достижения определенной общей цели его участников), разделяя между собой салон воздушного лайнера на блоки кресел. В дальнейшем туроператор-заказчик блока кресел на чартерный полет несет ответственность и рискует в пределах количества кресел в заявленном им блоке.

Нон-флайтеры - это выездные туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях.

Также выездных туроператоров в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами можно классифицировать на презентативных и репрезентативных.

Репрезентативная форма сотрудничества туроператора с иностранным курортом заключается в доверении «наземного обслуживания» своих туристов иностранному партнеру, так называемой meet-компании (или встречающей стороне).

Презентативная форма выездного туроперейтинга является высшей стадией развития туроперейтинга, характеризующаяся наличием у туроператора представительства на курорте (как частного лица, так и целого отделения, филиала).

3) Туроператоры на приеме. Они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих туристов. Их деятельность заключается в разработке, продвижении и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан.

Кроме того, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.).

Функциями туроператора являются:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3.Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе.

4. Расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.

5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем.

6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д.).

7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям. Информативная функция современных туристических опе­раторов проявляется в том, что в ходе разработки, продвиже­ния, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, осо­бенности туристического потенциала предлагаемых курортов и туристических центров, культура и традиции местного населе­ния, памятные и достопримечательные места, процедура оформ­ления въездных документов, возможные опасности и угрозы жиз­ни, здоровью и имуществу туристов и т. д.), зачастую малоизвес­тные, либо вообще ранее не известные.

8. Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств.

9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания.

10.Постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.

11. Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующее своевременной модификации существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего существующим потребностям туристов.

12. Являясь предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туристс­кие операторы не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Операторы, занимающие лидирующее положение на турис­тическом рынке региона, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств за счет налоговых сборов, в том числе, операторы на приеме — валютных поступлений, формирующихся за счет сбережений граждан как родного, так и других государств.

13. Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его спо­собности прямо или косвенно определять принципы внешней по­литики стран. Государства, связанные между собой туристическими обменами, хотя бы с це­лью не ухудшать свои экономические ситуации, будут вынужде­ны если не стремиться к укреплению межгосударственных свя­зей, то хотя бы к сохранению сложившихся, что делает весьма маловероятным охлаждение или конфликты в отношениях меж­ду ними.

14. Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем не­давно, можно выделить операторское лобби. Туроператоры получили реальную возможность оказы­вать давление на прямо или косвенно зависящие от его функцио­нирования предприятия других сфер экономики. Среди направ­лений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить предприятия-поставщиков туристических услуг.

Возможно даже давление туроператоров на политику и решения властей курортов. Местности, во многом зависящие от въездного туризма, страшатся принимать непопулярные среди туристов, либо невыгодные для туроперейтинга решения.

 

 

26. Туристское предприятие. Планирование бизнеса в туристской фирме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.