Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные уполномоченные органы власти в области охраны окружающей среды




Система управления природопользованием и охраной окружающей среды РТ. Структура аппарата управления ООПС: Госдума РТ, Правительство РТ, специально уполномоченные органы ООПС. Разграничение полномочий в области ООС. Правовая и нормативная база.

Система управления природопользованием и охраной окружающей среды РФ. Структура аппарата управления ООПС: Федеральное собрание, Правительство РФ, специально уполномоченные органы ООПС. Разграничение полномочий в области ООС. Правовая и нормативная база.

Обзорные лекции по курсу

«Управление охраной окружающей среды»

 

 

Управление охраной окружающей (человека) среды- обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Система государственного управления охраной ОС в Российской Федерации, включающая в себя три уровня:

- федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны ОС – Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.

- уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

- Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Законодательство РФ формулирует три группы полномочий- правотворческие, управленческие, и распорядительные, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области УООС.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

-обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

-разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

-разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

-объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

-координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

-установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

-установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей средыи оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

-установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

-обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

-установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

-подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

-установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

-установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

-установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

-предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

-организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

-обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

-ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

-ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

-экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

-установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

-осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

-осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Специальные уполномоченные органы власти в области охраны окружающей среды. Система этих органов России была определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти» из числа федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по управлению охраной окружающей природной среды и природопользованием было образовано:

Министерство природных ресурсов (МПР), функции и сферы деятельности МПР в соответствии с Положением о МПР от 22.06.2004г. Координирующая деятельность Минприроды РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования земельного кадастра России (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утв. Постановлением Правительства 30 июля 2004г.) осуществляет контроль и надзор в области использования и охраны природной среды

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004г. Основные задачи Росгидромета по организации и осуществлению единой государственной службы наблюдений на состоянием окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. Эколого-санитарные функции Минздрава России в сфере:

-координации деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природной среды;

-разработки и утверждения санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде, санитарных норм и правил;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Экологические функции МЧС России по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утв. Постановлением Правительства 28 июня 2004г. Экологические функции Минсельхоза в области управления охотничьим хозяйством, контроля за использованием пестицидов, сохранением плодородия земель;

Федеральное агентство по ветеринарному и фитосанитарному надзору утв. Постановлением Правительства 30 июня 2004г. осуществляет деятельность по предупреждению и локализации очагов распространения особо опасных и карантинных сорняков и возбудителей болезней растений.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). Функции МВД России и его структур (ГИБДД) по охране атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охране природных ресурсов от незаконного использования, браконьерства, поджога лесов, соблюдения требований нахождения в особо охраняемых природных территориях;

Федеральное агентство по атомной энергии утв. Постановлением Правительства 28 июня 2004г. Функции агентства по контролю за производством, транспортировкой, хранением, применением атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью безопасности населения и охраны окружающей природной среды.

Федеральное агентство по рыболовству утв. Постановлением Правительства 17 июня 2004г. Функции агентства по осуществлению и разработке мер по регулированию использования, установлению квот на рыбный промысел, охране и воспроизводству рыбных запасов.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утв. Постановлением Правительства 16 июня 2004г. Роль агентства в соблюдении экологических требований при разработке и утверждении строительных норм и правил при архитектурном проектировании и строительстве промышленных и гражданских объектов.

Федеральная таможенная служба утв. Постановлением Правительства 21 августа 2004г. Функции таможенной службы по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, реликтовых растений и редких животных занесенных в Красные книги, незаконным ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды

Федеральная служба по технологическому регулированию и метрологии. Функции федеральной службы по разработке, пересмотре и утверждении государственных стандартов в области нормирования качества окружающей природной среды, осуществлении надзора по соответствию требованиям ГОСТов.

Федеральное агентство по недропользованию утв. Постановлением Правительства 17 июня 2004г. Функции агентства в области геологического изучения недр, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, предоставлению права пользования участками недр.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утв. Постановлением Правительства 30 июля 2004г. Функции службы соблюдения требований по обеспечению безопасного промышленного природопользования. Функции атомного надзора на объектах атомной энергетики, оборонных и иных предприятиях, в местах захоронения и утилизации радиоактивных отходов, в населенных пунктах за радиационной безопасностью населения.

Федеральное агентство водных ресурсов утв. Постановлением Правительства 6 июня 2004г. Функции по государственному мониторингу водных объектов, выдаче лицензий на водопользование, установлению лимитов водопотребления, ведению государственного водного кадастра.

Федеральное агентство лесного хозяйства утв. Постановлением Правительства 16 июня 2004г. Функции агентства по государственному мониторингу и учету лесного фонда, расчету и утверждению лесосек, проведение лесоустройства, осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Иные министерства и ведомства, выполняющие экологические функции: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации их функции по финансовому обеспечению экологических интересов общества при формировании стратегии социально-экономического развития России.

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 

 

Управление охраной окружающей (человека) среды- обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти (Территориальные органы Росприроднадзора, Ростехнаозора и др.) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий (Госдума РТ, Правительство РТ)и по его поручению орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны ОС – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (Минэкологии РТ).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

-участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

-участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

-принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

-право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

-участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

-осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

-утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

-установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

-обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

-предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

-ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

-контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

-ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

-право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

-участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

-право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

 

Постановлением Кабинета Министров РТ от 06 июля 2005 г. N 325 «ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» Утверждены Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и структура Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) является республиканским органом государственного управления, реализующим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, ведения лесного хозяйства, обеспечения экологической безопасности, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов исполнительной власти.

Министерство является специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов и окружающей природной среды Республики Татарстан и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и республиканскими органами государственной власти и управления.

 

. Основными задачами Министерства являются:

1) реализация государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведение лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, организация и функционирование особо охраняемых природных территорий;

2) разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Республики Татарстан в минерально - сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;

3) координация деятельности других органов государственного управления по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);

4) комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти и управления, организаций и населения соответствующей информацией;

5) содействие привлечению инвестиций для освоения природных ресурсов, ведения лесного и водного хозяйства, охраны окружающей природной среды.

. Министерство несет ответственность за осуществление следующих основных функций:

управление использованием и охраной природных ресурсов, в том числе:

управление изучением, использованием и воспроизводством минерально - сырьевой базы,

управление использованием и воспроизводством животного мира;

управление использованием и воспроизводством флоры;

управление использованием и воспроизводством леса;

лимитирование и квотирование сточных вод;

управление использованием особо охраняемых природных территорий;

управление охраной атмосферного воздуха;

лицензирование закрепленных видов деятельности;

управление промышленностью;

контроль за состоянием окружающей природной среды, в том числе:

контроль за состоянием атмосферного воздуха;

контроль за состоянием земельных ресурсов;

контроль за состоянием недр;

контроль за состоянием фауны и флоры;

контроль за состоянием животного мира (кроме охотничьих животных, объектов рыболовства);

контроль за состоянием флоры;

контроль за состоянием водного фонда;

контроль за обращением промышленных и твердых бытовых отходов;

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.