Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начальная школа




Дошкольные образовательные учреждения

Направления совершенствования управления охраной окружающей среды. Совершенствование законодательной базы. Совершенствование организационно-управленческих структур. Экологическое образование и подготовка специалиста. Роль средств массовой информации.

Тема 17. Совершенствование управления охраной окружающей среды Важнейшими задачами являются уточнения и разграничения полномочий федеральныхи региональных органов власти в области природопользования; создания соответствующихсовременной ситуации форм управления природными ресурсами с учетом интересовсубъектов хозяйственной деятельности. Эффективность природоохранного регулирования во многом определяется институциональнымиотношениями в обществе. Центральным их элементом являются отношения по поводуправ собственности на природные ресурсы. Эти отношения требуют развития изаконодательного решения. В связи с этим в НПДООС предусмотрена подготовкапроекта Федерального закона "О порядке отнесения участков недр к объектамфедерального значения, в том числе: к федеральному фонду резервных месторожденийполезных ископаемых, об условиях пользования ими, а также о порядке отнесения их к федеральной собственности". Экономический и финансовый механизмы. Исходя из анализа существующейсоциально-экономической ситуации, а также тенденций на обозримую перспективунеобходимо формировать экономический механизм природопользования в следующихосновных направлениях: - совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий; - методическое и нормативное правовое обеспечение введения платежей заправо пользования природными ресурсами на основе их экономической оценки; - совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды(нормативно-методические документы); - отработка методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающейсреды; - совершенствование системы инструментов финансирования экологическихпрограмм и мероприятий по охране окружающей среды из различных источников,включая средства фондов экологического страхования, экологических и другихбанков и пакет межведомственных нормативных правовых документов по совершенствованиюмеханизма реализации программ экологической направленности; - формирование рынка экологических работ и услуг; - организация системы лицензирования деятельности природоохранного назначения; - внедрение обязательного и добровольного экологического страхованиядля покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Государственная экологическая экспертиза. В целях совершенствования работыпо организации и проведению Государственной экологической экспертизы в системеГоскомэкологии России, повышения ее качества, а также совершенствования механизмареализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" необходимо: - продолжить развитие базы нормативного правового и инструктивно-методическогообеспечения организации и проведения Государственной экологической экспертизы,включая формирование нормативно-правовой базы на уровне субъектов РоссийскойФедерации. Введение в практику процедур ОВОС имеет большое значение. Оценка воздействиянамечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - это процесс,способствующий принятию экологически обоснованного административного (управленческого)решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, путем определенияинициатором деятельности возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологическихпоследствий. Государственный экологический контроль. Основные задачи, стоящие передорганами государственного экологического контроля, следующие: - продолжить разработку новых и совершенствование действующих законодательныхактов и нормативно-методической документации, необходимых для повышения эффективностигосударственного экологического контроля и документов, обеспечивающих егореализацию; - подготовить Порядок осуществления государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; - завершить разработку концепции совершенствования нормативной методическойбазы воздухоохранной деятельности в Российской Федерации; - продолжить работы по созданию нормативной методической документациив области обращения с отходами производства и потребления на территории РоссийскойФедерации; - продолжить развитие и совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание экономических и правовых механизмов охраны почв и использования земель; - разработать ПДК загрязняющих веществ в почвах, особенно нефти и нефтепродуктовв связи с участившимися авариями на продуктопроводах, провести апробацию портативногооборудования и экспресс-методов для оперативной диагностики загрязнения земельи внедрить их в практику работы территориальных органов; - ведение экологических паспортов предприятий и территорий и ряд других мероприятий. Экологический мониторинг. Основными направлениями повышения эффективностиработ по созданию и функционированию ЕГСЭМ являются: - совершенствование нормативной правовой базы ЕГСЭМ; - развитие федерального информационно-аналитического центра экологическогомониторинга; - формирование системы информационного обмена "федеральный - территориальный"уровень; - развитие работ по организации подсистем мониторинга: источников антропогенноговоздействия на окружающую среду и зон их воздействия, а также животного ирастительного мира; - развитие работ по созданию территориальных подсистем ЕГСЭМ; - отработка основных принципов сопряжения систем экологического и социально-гигиеническогомониторинга; - развитие работ по созданию межгосударственной системы экологическогомониторинга государств-участников СНГ (членов МЭС) и ее интеграции в международныесистемы экологического мониторинга. Основные задачи по созданию и функционирования ЕГАСКРО направлены на: - нормативно-правовое и организационное обеспечение создания и функционированияЕГАСКРО; - методическое, математическое и программное обеспечение инфраструктурысистемы; - усовершенствование и метрологическое обеспечение базовых средств измеренияионизирующих излучений и др. Совершенствование системы управления отходами производства и потребления.В области использования отходов производства и потребления предусматриваетсяразработка и внедрение технологий переработки различных промышленных, в первуюочередь, опасных и крупнотоннажных, а также бытовых отходов. Это позволитулучшить состояние окружающей среды, уменьшить негативное влияние на здоровьенаселения, а также увеличить ресурсно-сырьевой потенциал страны и объем товарнойпродукции за счет повторного вовлечения в сферу материального производствамногих видов отходов, в том числе техногенных. Предусматривается организацияпроизводства более 40 видов промышленной продукции общим объемом около 10млн.т ежегодно, в том числе черных, цветных и редкоземельных металлов и ихсоединений, строительных материалов, органических удобрений и др. Мероприятия в области промышленной экологии, направленные на разработкуи внедрение экологически чистых производств, малоотходных технологий, частичнореализуются через федеральные, региональные и отраслевые программы. В целях предотвращения загрязнения природной среды опасными отходамипроизводства и потребления необходимо: - обеспечить реализацию Федерального закона "Об отходах производстваи потребления"; - создать новые технологии и оборудование для переработки отходов, производствотакого оборудования; - сформировать государственный реестр объектов размещения отходов; - сформировать банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживанияотходов различных видов; - создать на акционерных началах биржу, осуществляющую свободные торгиинформацией и научно-техническими разработками в области сбора, транспортировки,утилизации, захоронения отходов производства и потребления; - стимулировать разгосударствление предприятий по сбору и переработке отходов; - организовать малые и совместные предприятия по переработке вторичногосырья и производству экологически чистой продукции из него; - разработать типовую схему раздельного сбора отходов (пищевые, цветныеи черные металлы, текстиль, бумага и др.) на селитебных территориях и созданиеместных предприятий по использованию отходов в качестве сырья; - осуществить строительство объектов по обезвреживанию и размещению опасныхотходов, использование которых по экономическим и экологическим причинам невозможно; - обеспечить экологическую безопасность функционирования объектов уничтоженияхимического оружия, включая хранение этого оружия в исходных точках, перевозкук местам его уничтожения, уничтожение (детоксикацию) оружия, уничтожение (утилизацию)продуктов детоксикации и захоронение нетоксичных отходов; - ввести в действие установки по обезвреживанию запрещенных и непригодныхдля применения пестицидов; - внедрить метод комбинированной переработки твердых бытовых отходовс предварительным выделением ценных компонентов, получением компоста из органическойчасти и утилизацией пиролизом некомпостируемого остатка; - создать экономические условия для функционирования предприятий по сбору,использованию, обезвреживанию и размещению отходов; - отработать в промышленном масштабе технологию получения биогаза наполигонах (свалках) и обеспечить его комплексное использование, создав в первуюочередь соответствующие полигоны для городов с населением более 100 тыс. человек. Экологическая политика в отношении бизнеса. В период развития рыночныхотношений наибольший объем затрат на снижение воздействия на окружающую средуложится на предприятия. В то же время должно развиваться обоснованное планированиес привлечением необходимых, хорошо сбалансированных нормативных, экономическихи социальных инструментов и система мониторинга. Установленные экологическиетребования должны быть реалистичными и достижимыми. Только в этом случае увластных структур есть серьезные аргументы, подкрепляющие их экологическуюполитику, а у деловых кругов - основания рассчитывать на получение прибылиот снижения уровня воздействия на окружающую среду. Основные группы компаний (участники реализации НПДООС): i группа, в которой может возникнуть необходимость в стандартах устанавливаемыхЕС, в соответствии с методиками нескольких международных организаций, и, можетбыть, с методиками крупных экспортных организаций, - предприятия-экспортеры.У компании, способной доказать, что она имеет экологически безопасное производство,больше шансов на успех. Уже сейчас большинство крупных и преуспевающих экспортныхпредприятий в Центральной и Восточной Европе начинают инвестировать в наиболеечистые технологии, пытаясь достичь критериев сертификатов - iso 9001 и iso14000, а также проявляют большой интерес к стандарту emas. Таким образом, основная группа потенциально заинтересованных предприятий- это нефтяные, газовые, рудно- и угледобывающие компании или компании цветнойи черной металлургии и химической промышленности, работающие на мировом рынке. ii группа - часть предприятий, успешно работающих на внутреннем рынке.Их интерес к экологии пока еще значительно ниже, однако будет возрастать помере увеличения стоимости природных ресурсов и платы за воздействие на окружающуюсреду. iii группа - нерентабельные предприятия. Политические инструменты. Большинство частных предприятий в ближайшиегоды не будут ставить в качестве первоочередных целей достижение соответствинормативным экологическим требованиям, так как имеющиеся у Правительства рычагивоздействия на них недостаточно эффективны. Наиболее эффективными могут быть, с одной стороны, экономические механизмы,такие как налоги, прямые выплаты, гранты и льготные займы, с другой стороны,экологическое аудирование и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).Экологический аудит может быть предметом интереса деловых кругов как факторповышения конкурентоспособности компаний на мировых рынках. Экологическоеаудирование - эффективный способ снижения ресурсо- и энергоемкости, выбросов(сбросов) загрязняющих веществ и общих затрат на производство. В дальнейшемэто приведет к улучшению общественного мнения о компании и обеспечению соответствипринятым международным стандартам. Надлежащее применение экономических инструментов,способов оценки экологического воздействия и экологического аудирования могутпривлечь прямые инвестиции для внедрения наиболее чистых технологий. 2. Развитие экологического образования. Вовлечение неправительственных организаций в решение экологических проблем Экологическое образование населения приобретает все большее значениев обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития России. Возникновениеэкологических проблем обусловлено прежде всего социально-экономическими факторами,а их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но ипутем переориентации мировоззрения населения в отношении к окружающей среде. Экологическое образование и просвещение населения является одной из основформирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивогоразвития страны. В работе по созданию необходимых условий для экологического образованияи просвещения населения должны быть объединены и скоординированы усилия органовгосударственной власти, природоохранных, образовательных и других общественныхорганизаций, учреждений науки и культуры, средств массовой информации, предпринимательскихкругов и всех заинтересованных граждан. Учитывая комплексный характер задачи становления современного экологическогообразования, ее следует решать программными методами. В соответствии с постановлениямиПравительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. n 1208 "О мерах поулучшению экологического образования населения" и от 19 февраля 1996 г. №155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраныокружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы" разработан проектфедеральной целевой программы "Экологическое образование населения Россиидо 2010 года". Система мероприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющихмер, обеспечивающих создание нормативно-правовых, организационных, научно-методическихи информационных компонентов развития экологического образования и просвещениянаселения России. Проект программы направлен на формирование образовательных,информационных и организационных условий активного участия населения в сохраненииокружающей природной среды, бережном использовании природных ресурсов: 1. Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования; 2. Создание системы экологического просвещения населения; 3. Обеспечение взаимодействия органов государственного управления, общественныхорганизаций и населения для эффективного решения экологических проблем; 4. Развитие научно-методического обеспечения системы экологического образованияи просвещения; 5. Формирование нормативного правового обеспечения экологического образованияи просвещения населения; 6. Международное сотрудничество в области экологического образованияи просвещения. Вовлечение неправительственных организаций в решение экологических проблем.Отличительной особенностью современного периода является усиление роли негосударственногосектора на всех уровнях и в различных странах мира. Значение процесса вовлеченияобщественности в решение важнейших проблем, связанных с окружающей средойи устойчивым развитием, признается сегодня исследователями, правительствамии международными организациями. В качестве первоочередных мероприятий предлагаются: - совершенствование законодательства в области участия общественностив процессе принятия решений и доступа к информации и создания механизма реализациидемократических прав граждан; - подготовка методических рекомендаций: по программам повышения квалификациигосударственных служащих и лиц, принимающих решения; по процедуре и практикеобщественного участия; - развитие информационных систем. Необходимо улучшить систему обменаинформацией между различными секторами (государственным, общественным, бизнесом,наукой и т.д.); обеспечить простой и свободный доступ всех слоев обществак государственной информации; шире использовать современные информационныесредства, в частности электронную почту и Интернет, и обеспечить увеличениеобъема предоставляемой информации; - создание Информационного центра по устойчивому развитию; - разработка и проведение серии трейнинговых и образовательных программпо устойчивому развитию и его основным принципам для широких слоев населени- лиц, принимающих решения; парламентариев; молодежи и детей; коренных народов;неправительственных организаций; местных властей; трудящихся и профсоюзов;представителей бизнеса и промышленности; научных и технических кругов; фермеров.

 

2.1. Экологическое образование в РТ

 

В Республике Татарстан продолжает развиваться система непрерывного экологического

образования: дошкольные образовательные учреждения: начальная школа, средняя школа,

учреждение дополнительного образования, профессиональные и высшие учебные заведения,

общественные экологические организации.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (1982 детских сада) получили

развитее методы предметно-развивающей среды для экологического воспитания детей. В 435

дошкольных учреждениях есть участки, огороды, цветники, альпийские горки, экологические

тропинки, уголки леса, зимние сады, фитобары, позволяющие организовать результативное

экологическое обучение, воспитание детей, их разнообразную деятельность и оздоровление.

Особое внимание экологическому воспитанию и образованию уделяется на юго-востоке

республики.

Во всех ДОУ Альметьевского муниципального района и города созданы уголки

природы, основная цель которых – самостоятельная исследовательская деятельность детей,

игры, общение с живой природой и уход за растениями и животными, тематические выставки

детских работ. Живые уголки ДОУ № 57, 58, 39 отличаются разнообразием живых объектов

(морские свинки, хомячки, канарейки, черепахи, аквариумные рыбки, лягушки). Разнообразен

видовой состав комнатных растений (58 видов, из них 25 цветущих) с учетом

географического, биологического, экологического аспектов. Помимо уголков природы во

многих ДОУ созданы другие «экологические пространства», лаборатории, зимние сады и

планетарии. В 2006 г. состоялись два городских конкурса на постановку экологического

воспитания в детских садах: «Природа и фантазия» и «Лучшее цветочное оформление на

территории детского сада». Второй конкурс проводился с целью поддержки инновационной

работы ДОУ, направленной на создание эколого-воспитательной среды на территории

детских садов, природно-экологических и ландшафтных объектов. Стало традиционным в

ДОУ города и района проводить такие акции, как «Посадим дерево

С целью совершенствования экологических знаний работников ДОУ в Альметьевском

муниципальном районе регулярно проводятся семинары, совещания, конференции:

творческие отчеты по постановке экологического воспитания прошли в ДОУ №№ 39, 62.

ДОУ Альметьевского муниципального района являются постоянными участниками

республиканских и российских конкурсов по экологическому образованию и воспитанию

дошкольников и неоднократными призерами данных конкурсов (конкурс пришкольных

территорий, лучших методических разработок, лучшее ДОУ, «Человек и природа», «Зеленая

планета» и др.)

Административно-управленческий уровень в ДОУ включает значительное количество

мероприятий, необходимых для постановки экологического воспитания и обучения. К ним

относятся следующие: 1. педагогический совет, на котором представлены актуальность,

значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического

воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить

путем успешной работы (модуль постановки цели); 2. организация и создание в ДОУ

полноценной эколого-развивающей среды (различных экологических пространств) –

важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работы с

дошколятами и их родителями (модуль развивающей среды); 3. проведение на протяжении

учебного года систематической методической работы с педагогическим коллективом в форме

семинаров – практикумов, на которых отрабатываются содержание и методы экологической

работы паспортов ДОУ.

В начальной школе дети попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение

к ней во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни

человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны

эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

В начальных классах школ Дрожжановского муниципального района на уроках по

«Природоведение» регулярно проводятся беседы с учащимися на темы: «Зеленая аптека», «В

мире растений», «О пользе птиц», «Уроки доброты» и др., в результате младшие школьники

получают дополнительные знания

В г. Наб. Челны выработана своя система экологического образования и воспитания,

где вместе с преподаванием экологии через предмет, элективные курсы, факультативы,

кружки особо важное место занимают качественно организованные массовые мероприятия.

Педагог Шеморданской средней школы Сабинского муниципального района

И.Т. Кабирова разработала экологическую программу для 4 класса, рассчитанную на 34 часа,

которая дает возможность интеграции уроков природоведения и чтения, природоведения и

музыки и т.д. Стихотворения, включенные в программу, используются как предмет анализа,

диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания.

В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам экологического

образования и воспитания в Нурлатском муниципальном районе. В каждой школе района

работают кружки экологического и натуралистического направления (24) с охватом 360

учащихся. В течение 8 лет в Верхнее-Нурлатской СОШ (рук. Г.Г. Мухаметова) работает

кружок «Юный эколог». На занятиях кружка эффективно используется модульное изучение

теоретического материала, связывая его с исследованием и охранной деятельностью флоры и

фауны родного края.

В 11 школах Нурлатского муниципального района работают кружки пчеловодства. В

течение зимнего периода юные натуралисты на теоретических занятиях изучают «Основы

пчеловодства», в осенний период готовят пчел к зимовке.

В кружке «Экология растений» (Н.П. Горскова) при Александровской СОШ

Бавлинского муниципального района проводятся занятия по адаптированной программе.

Главным направлением работы объединения является теоретические основы экологии,

изучение, знакомство с биоразнообразием растений и животных района, экскурсии на

природу.

Кружок «Юный друг природы» при Бавлинской СОШ № 6 (Р.С. Бутко) работает по

программе «Игровая экология» Т.В. Шпотовой. Основным содержанием работы кружка

является формирование у детей ответственного отношения к природе, деятельность с учетом

естественного интереса к объектам окружающей природной среды, с привлечением

жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных, давая им

возможность проявить фантазию, любознательность, высвободить их творческую энергию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.