Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база экологического аудита




Основные понятия и положения экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская дея­тельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприя­тий (обязательных или инициативных), проводимых па основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия, выполнении им требований эколо­гического законодательства, реализации им планов природоохранной дея­тельности, обеспечения экологической безопасности [12].

Объектом экологического аудита выступают действующие и стро­ящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экологический ау­дит вводится с целью получения достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состо­яния окружающей среды и совершенствования управления природо­охранной деятельностью [11).

В рамках экологического аудита решаются следующие задачи:

- содействие предприятиям (организациям) is самостоятельном регу­лировании своей экологической политики;

- формирование приоритетов по осуществлению превентивных мер, направленных па выполнение экологических требований законодательных и подзаконных нормативных актов;

- подготовка предложений по организации природоохранной де­ятельности на предприятии и снижению его финансового риска.

Основными принципами экологического аудита, обеспечивающими его эффективность и результативность, являются:

- поддержка экологического аудита руководством или собствен­ником объекта, разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита;

- объективность, компетентность экоаудиторов в природоохранной сфере и в специфике аудируемого объекта;

- комплексный анализ экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов;

- конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите.
Проведение экологического аудита обусловлено необходимостью

организации природоохранной деятельности на промышленных и иных предприятиях, изменением форм собственности и системы управления, заключением договоров на экологическое страхование, финансированием экологических проектов, мероприятий и программ, инвестициями в природоохранную, хозяйственную и иную деятельность, выдачей лицен­зии па отдельные виды деятельности в области охраны окружающей сре­ды.

При проведении аудита необходимо:

- выявить общие проблемы природопользования и охраны окружа­ющей среды, возникающие в данной отрасли хозяйства;

- оцепить репутацию потенциального клиента в этих вопросах;

- определить, насколько значительна природоохранная составляю­щая деятельности клиента в масштабах всей его деятельности и финан­сового положения;

- оценить риски, связанные с осуществлением или неосуществле­нием организацией природоохранных мероприятий и экономии ресурсов [12].

Заключения аудитора должны содержать сведения о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды, пока­затели экономической деятельности природоохранной деятельности, сведения о соответствии нормативов природоохранной деятельности пред­приятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности про­мышленного объекта).

Экологический аудит является важным инструментом экологичес­кого менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хозяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологи­ческие риски, возможности возникновения аварий. Экологический аудит также обеспечивает степень участия в производственной и коммерческой деятельности такой группы заинтересованных лиц, как страховщики, финансисты и деловые партнеры, на уровне, на котором предприятие струк­турно управляет своим экологическим риском и техникой безопасности.

Ниже перечислены некоторые перспективные направления приме­нения экологического аудита на промышленных предприятиях и объектах энергетики.

Экологический аудит как элемент экологического страхования. Экологический аудит является, по существу, единственным инструментом обследования предприятий-страхователей при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению эко­логических рисков, при оценке ущерба от страхового случая, при рассмо­трении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей при­родной среды [12].

Экологический аудит и приватизация предприятий. Экологический аудит включает в себя этом случае анализ документов, регулирующих пра­ктику природопользования, опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти, осмотр территории. Аудит позволяет отделить рапсе нанесенный экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить величину затрат на восстановление качества окружающей природной сре­ды до установленного стандартом.

Экологический аудит при подготовке соглашений о разделе продук­ции. Одним из перспективных направлений привлечения негосударствен­ных источников финансирования в сферу обеспечения экологической бе­зопасности является использование части зарубежных инвестиций в рос­сийскую экономику. При этом серьезное внимание уделяется аудированию предполагаемых объектов инвестирования.

Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при разработке ряда паспортов:

- экологического паспорта предприятия (предусмотрено ГОСТ
17.0.0.04.90);

- экологического паспорта нефтяного промысла (предусмотрено РД 39-127-93);

- паспорта социально-экономического положения города (предусмо­трено Постановлением Госкомстата) РФ № 116-96);

- радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.01.97 № 93).

Экологический аудит в системе экологической сертификации (под­тверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным к нему экологическим требованиям) предусмотрен как ее основной элемент (приказ Минприроды РФ № 18-95).

Необходимость практического применения экологического аудита на территории Российской Федерации неоднократно обсуждалась, в том числе is рамках международных совещаний. Однако до настоящего вре­мени единственным нормативным актом, принятым Минприроды РФ и Минтрансом РФ по данному вопросу, является «Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе» (утвер­ждено 06.07.93 г.).

В то же время практика выявила необходимость применения экологического аудита в процессе приватизации, при установлении ответ­ственности за экологический ущерб (в особенности за причиненный ра­нее), при решении вопросов в сфере экологического страхования, для вы­полнения требований иностранных инвесторов, при рассмотрении заявле­ний на выдачу лицензий, а также при решении других вопросов в области окружающей среды.

Одним из практических шагов для формирования нормативно-правовой базы экологического аудита явилось постановление № 168 Правительства РФ от 26.02.96 г. «Об утверждении Положения о лицен­зировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этим Положением экологический аудит отнесен к видам iv "ель-ности, осуществляемым по лицензиям Минприроды РФ и ее т<. ито-риальпых органов. В связи с этим вопросы формирования блока влаимо-согласованиых нормативных актов, регулирующих деятельность в области экологического аудита, приобретают особую актуальность.

В развитие данного постановления на местах стали приниматься или подготавливаться решения по экологическому аудиту. Так, Томская областная /Дума приняла решение о введении экологического аудита, этот вопрос прорабатывают органы природоохранного управления Алтайского края, Свердловской и Кемеровской областей, городов Москвы, Саратова и др. В ряде отраслей ведутся работы по развитию экологического аудита. Так, руководство ОАО «Росуголь» в целях более тщательной проработки оценки экологического ущерба в условиях реструктуризации предприятий отрасли стало развивать экологический аудит. Руководством отрасли было поддержано предложение Московского государственного горного уни­верситета об отработке элементов экологического аудита па угле­добывающих предприятиях. Кроме базовых научно-исследовательских организаций, таких, как ВНИИОСуголь, на основе Московской высшей горной школы была создана специализированная фирма «Экадит», деятельность которой будет посвящена развитию и проведению экологического аудита на угольных предприятиях.

В связи с крупными авариями па железнодорожном транспорте в 1996 г. особенно актуальными стали вопросы о развитии экологического аудита в системе МПС в качестве одной из превентивных мер. Руководст­во МПС РФ поддерживает работы, ведущиеся в этом направлении Цен­тром охраны окружающей среды МПС РФ (г. Ярославль). Последний на­чинает разрабатывать систему экологического аудита для предприятий отрасли. На достаточно прочной основе работают в этом направлении РАО «Газпром», МК «Юкос» и др. Развивается аудит и в сфере природопользования, например, горный аудит, энергоаудит.

В 1996 г. Минприроды России был подготовлен проект «Временного положения об экологическом аудите в Российской Федерации». Проект был разработан рабочей группой в соответствии с приказом Минприроды России № 540 от 29.12.95 г. на основе предложений НИЦ «Экобезопас-ность», Центра экологических проектов, замечаний и предложений заин­тересованных организаций и предприятий. Планировалось ввести доку­мент в действие с 1 января 1997 года до 1 января 1999 года. Проект вклю­чает себя правовое регулирование экологического аудита, понятия и опрс тения, цели, задачи и принципы, сферу и процедуру его проведе­ния, вопросы финансирования работ, субъекты и типы экологического аудита, его результаты и организацию работ.

Тем не менее, правовая, нормативная и методологическая база эко­логического аудирования в Российской Федерации все еще находится па стадии формирования.

Дальнейшее развитие экологического аудита в России сдерживается по ряду причин [11]. Первая причина заключается в отсутствии соответ­ствующей нормативно-правовой базы. В постановлении Правительства РФ оговорено, что лицензии на проведение экологического аудита выдаются Госкомэкологии России, по не определено, кто разрабатывает норматив­ную базу, осуществляет общее руководство и координацию деятельности в сфере экологического аудита на территории Российской Федерации. 11а федеральном уровне не принят соответствующий регламентирующий до­кумент. Отсутствие последнего привело к тому, что ни одна фирма, пред­ставившая документы в Госкомэкологии России в 1996 году, па 1 марта 1997 г. не получила лицензию на деятельность в области экологического аудита.

Вторая причина - отсутствие независимой Ассоциации профессио­нальных экологов-аудиторов, которая объединила бы различные формы, организации и отдельных специалистов по экологическому аудиту. В дай­ной Ассоциации могли бы аккредитоваться экоаудиторы, она могла бы взять на себя решение большей части вышеназванных задач, в том числе представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам экологического аудита. В настоящее время такие ассоциации имеются в нескольких странах, в том числе в Англии, Франции, Нидер­ландах.

Третья причина - отсутствие разъяснений о важности и нужности экологического аудита в промышленности и других сферах деятельности, связанных с воздействием па окружающую среду. Необходимо организо­вать обучение специалистов отраслевого и территориального звена, заня­тых в природоохранных службах с выдачей сертификатов.

За рубежом экологический аудит как отдельный элемент управления получил развитие в начале 70-х годов. К середине 80-х годов Междуна­родная торговая палата представила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контро­ля за производственной практикой и оценки соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства. К началу 90-х годов многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Всемирный банк и Европейский банк ре­конструкции и развития используют экологический аудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими компаний и ком­мерческих структур. Решения этих банков о выделении инвестиций при­нимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды. В ряде случаев крупные западные пенсион­ные фонды и компании в целях зашить: интересов владельцев своих акций проводят экологический аудит перед принятием решения об инвести­ровании.

В аудите участвуют многие международные организации. В Между­народном банке реконструкции и развития создано специальное подразде­ление по оценке объектов на стадии эксплуатации. Ассоциация «Круглый стол по экологическому аудиту» в CU.IA проводит последовательную работу по совершенствованию аудита, профессиональной подготовке аудиторов, обмену опытом и информацией в этой области. Экологический аудит играет важную роль в урегулировании конфликтов между национальным Агентством по охране окружающей среды в США и компаниями - нарушителями экологического законодательства. Экологический аудит активизируется в Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швеции, в странах Европейского экологического сообщества и Восточной Европы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.