Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие и равновесная цена




ВОПРОС 32. ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Под спросом микроэкономика понимает отражение потребности людей в том или ином товаре, их желание купить, подкрепленное доходом потребителя в данный период времени при данных условиях.

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов.

ФУНКЦИЯ СПРОСА - ЭТО ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПРОСОМ НА ТОВАР И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

Эта функция может быть представлена в виде

QDA = f (PA, PB, …PZ, I, W, T, F, S)

где (QDA - объем спроса на товар А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров; I - доход покупателя; W - уровень благосостояния покупателя; Т - вкусы и предпочтения покупателя; F - мнение покупателя о своих перспективах; S - сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) СПРОСА - ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПОКУ­ПАТЕЛЬ ГОТОВ ПРИОБРЕСТИ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОМЕЖУТКА ВРЕМЕНИ (ДНЯ, МЕСЯЦА, ГОДА и т.д.) И В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ ПО ДАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ:

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выраже­нии неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора - ЦЕНЫ. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к ФУНКЦИИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ:

QDA = f (PA)

QDA - объем спроса на товар А;

PA - цена товара А.

Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса. Закон спроса иллюстрируется через кривую спроса, которая показывает, какое количество товара Q потребители приобрели бы при различных уровнях цены P.

Кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей, во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос. Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

 
 

 

 


Ценовой фактор это - цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

К неценовым факторам спроса можно отнести:

Потребность в товаре и то, через что она проявляется - вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары, менее качественные и престижные, спрос может наоборот снижаться.

Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.

Правило. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (ФУНКЦИИ СПРОСА) И ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА СПРОСА; ОБЪЕМ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА МЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЦЕНА ДАННОГО ТОВАРА; ФУНКЦИЯ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ИЗМЕНЯЮТСЯ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ПРИНИМАЛИСЬ ЗА СТОЯННЫЕ.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля - в форме реализации спроса. Предложение обозначается буквой S (от англ, supply - снабжение). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ТОВАРА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

В самом общем виде функция предложения может быть определена в виде формулы

QSA = f (PA, PB, …PZ, K, L, N)

где (QSA - объем спроса на товар А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров; K – применяемая технология; L – налоги и дотации; N – природно-климатический фактор), где QSA - объем предложения товара А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров других товаров (включая цены на ресурсы); К - применяемая технология; L - налоги и дотации; N - природно-климатические условия. При изменении значений указанных факторов изменяется объем

предложения QSA.

ОБЪЕМ (ВЕЛИЧИНА) ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПРОДАВЕЦ ЖЕЛАЕТ ПРОДАТЬ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ (за день, неделю, месяц, год) И В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ ПО ДАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЕ.

Если все факторы, кроме первого - цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ:

QSA = f (PA)

Изобразим функцию предложения от цены графически.

Эта устойчивая связь характеризуется как закон предложения. Действие данного закона, как и закона спроса, иллюстрируется с помощью кривой предложения.

 

Кривая рыночного предложения

 

 
 
 
 
Как видно на графике, в противоположность падающей кривой спроса кривая предложения (SS) поднимается, показывая положительную, прямую связь между ценой и объемом предложения. Она выражает цену предложения.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА, ПО КОТОРОЙ ПРОДАВЦЫ СОГЛАСНЫ ПРЕДЛОЖИТЬ НА РЫНОК ДАННОЕ КОЛИ­ЧЕСТВО ТОВАРА.

При построении этого графика мы исходили из допущения, что цена - это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т.е. все другие факторы, влияющие на предложение, даны заранее и не подвергаются изменениям. На графике показано, что чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем соответственно меньше объем предложения. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение. Они приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается. Графически это выглядит следующим образом:

Проанализируем эти факторы.

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства. Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится вправо, так как выросло предложение товара. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой предложения влево.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

5. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Из вышесказанного ясно, что факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью не из альтруистических побуждений, а ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, "сообщая" производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает затраты товаропроизводителей, то это служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его спросу.

ПРАВИЛО: Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величины предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.

Рыночное равновесие – состояние, при котором продавец и покупатель согласовали свои интересы и в результате на рынке количество товара, которого хотят купить, совпадает с количеством товара, которого хотят продать по одинаковой цене. Нет стимулов что-либо менять.

 

У равновесия два параметра: цена и количество.

Равновесие – это отношение в результате конкуренции.

Сдвиг → действие неценовых детерминантов. Устойчивость → если цена или количество изменятся, то рынок вернет нас в (.) равновесия (e) через конкуренцию.

Q3>Q2 избыток товара на рынке → конкуренция между продавцами, цена понижается, спрос увеличивается, величина предложения уменьшается → возврат в (.) равновесия.

 

Сдвиги в равновесии

 

1) Цена увеличивается, количество уменьшается (конкуренция между продавцами, либо покупателями).

2) Цена уменьшается, количество увеличивается.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.