Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы государственного бюджета




Доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В последней редакции БК РФ доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. (см. табл.).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
1. налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ); 2. акцизы (гл. 22 НК РФ); 3. налог на доходы физических лиц (гл.23 НК РФ); 4. единый социальный налог (гл.24 НК РФ); 5. налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ); 6. налог на добычу полезных ископаемых лиц (гл.26 НК РФ); 7. водный налог (гл. 25.2 НК); 8. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (гл. 25.1 НК РФ); 9. государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
1. налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); 2. транспортный налог (гл. 28 НК РФ); 3. налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
1. земельный налог (гл. 31 НК РФ); 2. налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
1. Единый сельскохозяйственный налог (гл.26.1 НК РФ) 2. УСНО (гл.26.2 НК РФ) 3. ЕНВД (гл.26.3 НК РФ) 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ)

 

К неналоговым доходам относятся:

§ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов (например, средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей);

§ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

§ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

§ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

§ средства самообложения граждан;

§ иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

§ дотации из других бюджетов БС РФ;

§ субсидии из других бюджетов БС РФ (межбюджетные субсидии);

§ субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

§ иные межбюджетные трансферты из других бюджетов БС РФ;

§ безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета. Основную массу доходов образуют НДС (более 30%), таможенные пошлины и сборы (около 30%). Доля доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от деятельности государственных организаций, незначительна, порядка 6-8%. Динамика доходов федерального бюджета (2008-2011 гг.)

 

Показатели 2008* 2009** 2010** 2011**
млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. %
Доходы, всего 6644, 4   10927,1   11733,6   12838,9  
в т.ч.
нефтегазовые 2383,1   4692,5   4526,2   4637,8  
не-нефтегазовые 4261,3   6234,6   7207,4   8201,1  

* ФЗ о федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг. №198-ФЗ от 24 июля 2007 г.

** ФЗ о федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. №204-ФЗ от 24 ноября 2008 г.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений[8].

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

Ø налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Ø вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Ø вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Ø вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонд национального благосостояния) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

До 1 января 2011 года объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

в 2008 году - 6,1% прогнозируемого на 2008 год объема ВВП;

в 2009 году - 5,5% прогнозируемого на 2009 год объема ВВП;

в 2010 году - 4,5% прогнозируемого на 2010 год объема ВВП.

С 2011 г. величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

Расходы бюджета.

Расходы бюджета, согласно БК РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

До 2008 г. существовало 3 вида классификации бюджетных расходов.

1. функциональная классификация расходов бюджета, представляющая собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Функциональная классификация состоит из четырех уровней.

Первый уровень функциональной классификации - разделы, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов.

Второй уровень функциональной классификации – подразделы конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (84 подраздела).

Раздел 01 – общегосударственные вопросы (15 ПРз)

Раздел 02 – национальная оборона (8 ПРз)

Раздел 03 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 ПРз)

Раздел 04 – национальная экономика (11 ПРз)

Раздел 05 – ЖКХ (4 ПРз)

Раздел 06 – охрана окружающей среды (4 ПРз)

Раздел 07 – образование (9 ПРз)

Раздел 08 – культура, искусство и кинематография (6 ПРз)

Раздел 09 – здравоохранение и спорт (4 ПРз)

Раздел 10 – социальная политика (6 ПРз)

Раздел 11 – межбюджетные трансферты (4 ПРз)

Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.

В рамках целевых статей и видов расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации, при помощи целевых статей реализовано функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса: посредством формирования программ или непрограммным способом.

Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

2. Экономическая классификация расходов бюджета – группировка расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Классификация состоит из 3 уровней:

1 уровень – группы

2 уровень – статьи

3 уровень – подстатьи

ЭКР бюджетов РФ состоит из следующих групп:

200 - Расходы

300 - Поступление нефинансовых активов

500 - Поступление финансовых активов

600 - Выбытие финансовых активов.

В группу 200 Расходы включаются следующие статьи:

210 Оплата труда и начисления на оплату труда;

220 Приобретение услуг;

230 Обслуживание долговых обязательств;

240 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;

250 Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;

260 Социальное обеспечение;

290 Прочие расходы.

Статья 210 Оплата труда и начисления на оплату труда

включает в себя следующие подстатьи:

211 Заработная плата;

212 Прочие выплаты;

213 Начисления на оплату труда.

и т.д.

3) Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случаях создания новых либо реорганизации действующих федеральных органов власти Правительство РФ вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

С 1.01.2008 г. классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств (ранее это ведомственная классификация расходов);

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов (ранее это функциональная классификация расходов);

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (ранее это экономическая классификация расходов).

 

  2008* 2009** 2010** 2011**
расходы всего, млрд.руб.     8888,3 9546,6

 

За последние годы основные расходы федерального бюджета:

1) межбюджетные траснферты (регионам и бюджетам государственных фондов (ПФР и ФСС РФ) (33% всех расходов);

2) национальная оборона (16-18 %)

3) общегосударственные вопросы (16-17%).

Принципиальной особенностью разработки проекта федерального бюджета на 2005-2007 годы является их формирование в условиях реализации комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.». Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.