Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная теория эмоций

1962г. - С.Шехтер опубликовал работу,в которой излагал результаты модификации эксперимента, проведённого Г.Мараноном в 1924г.

В эксперименте испытуемые получали инъекцию, выззывающую возбуждение. В последствие они описывали своё состояние как похожее на злобу, что позволяло автору говорить о том, что физиологических изменений недостаточно для переживания эмоций. Шехтер добавил в экспериментальный план +1 переменную — ожидание в одной комнате с актёром, демонстрировавшим либо агрессию, либо эйфорию. Результаты показали,что испытуемые, которые знали о действии препарата не поддавались влиянию актёра, а те, кто не знал, говорили, что испытают либо радость, либо эйфорию.

Это позволило Шехтеру сформировать двухкомпонентную теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоции являются результатом взаимодействия физиологического компонента и когнитивного компонента, позволяющего объяснить эмоциональное состояние.

Согласно данным Шехтера, человек будет объяснять своё состояние при наличии альтернативных объяснений тем способом, который в большей степени соответствует его опыту и который кажется ему логичным и достоверным.

В последующем при воспроизведении этого эксперимента не удалось получить эффект субъективного переживания эйфории, т. к. скорее всего эйфория переживается несколько иначе,чем агрессия.

 

В эксперименте Аарона и Дайда были получены данные о связи эмоции страха с сексуальным поведением людей. Мужчин опрашивала одна и та же девушка на подвесном шатающемся мосту (страх) и на прочном мосту. Привлекательность девушки возрастала в состоянии страха. Мужчины отмечали,что на подвесном мосту девушка казалась им более сексуально привлекательной.

 

Культура исторических фактов в переживании эмоций.

Эмоции тесно связаны с архаическими отделами мозга. Тем не менее человеческая эмоц.сфера прежде всего культурно-исторична и за счёт когнитивного компонента связана с культурным подтекстом. Эмоции подвижны, они формируются культурой.

 

Стресс — согласно определению Селье, это неспецифический адаптивный синдром. Стресс обеспечивает возможность использовать аварийный запас энергии для того,чтобы справиться с критической ситуацией (подавить инфекцию, убежть от опасности и т. д.). Однако этот выброс энергии не проходит для организма бесследно. Говоря о стрессовой реакции Селье выделял следующие этапы:

1) снижение адаптивных способностей

2) овышение адаптивных способностей высшего фонового уровня (увидев собаку и почувствовав опасность, чел-к очень быстро убегает)

3) плато — когда организм может функционировать выше фонового уровня (короткое состояние)

4) истощение — когда возможности организма падают ниже исходного уровня.

 

Физиологические реакции при стрессе накапливаются и имеют различные эффекты для организма, вызывая заболевания.

Согласно Селье, негативное действие стресса может быть опосредовано двумя факторами:

1. с реактивностью деятельности. Стресс — это механизм самоликвидации неуспешно работающих механизмов. Если в результате борьбы субъект переживает победу, то последствия стресса менее разрушительны, чем в ситуации поражения.

2. С активностью, направленной на изменение стрессовой ситуации.

 

В две клетки помещали мышей. По полу клетки пропускали ток. У одной из мышей в клетке находился деревянный брусок, на который она могла запрыгивать и избегать боли, а у другой не было деревянного бруска. Ток в её клетку прекращал поступать как только мышь из первой клетки запрыгивала на свой брусок. т. е. обе мышки получали одинаковое кол-во болев.ощущений, но первая мышь контролировала ситуацию. В результате у второй мыши, не контролирующей поступление тока, наблюдались физиологические последствия стресса (язва, сердечно-сосуд.заболевания и т. д.), а первая мышь оставалась здоровой.

Для чел-ка также чрезвычайно важно иметь ощущения контроля над ситуацией, даже если это ощущение носит чисто иллюзорный характер.

 

Лазарус, продолжая исследования стресса, подчеркнул роль когнитивного компонента, опосредующего стрессовые реакции у человека. В его экспериментах испытуемые смотрели натуралистичные фильмы о травмах на лесопилке. Фильм один, текст — разный. В одном случае подчёркивался драматический эффект происходящего на экране, в другом случае диктор говорил,что это учебный фильм. В результате одни и те же стимулы (фильм) вызывали разные реакции. Испытуемые, у которых сформировалось дистанционное отношение, не переживали. Для зрителей, которым говорилось о реальности происходящего на экране, были характерны стрессовые реакции.

Согласно Лазарусу, воздействие ситуации на человека опосредованно помогает понять насколько человек чувствует себя вовлечённым в ситуацию, насколько ситуация связана с его целями и сущностью и насколько он оценивает вероятность возможности ситуации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиологические теории эмоций | Основные отрасли в психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.