Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенции сотрудников туристского предприятия




 

Индустрия туризма – одна из самых динамично развивающихся отраслей во всём мире, в том числе в России. Несмотря на экономический кризис, туристский бизнес не сдал своих позиций: количество туристских фирм, зарегистрированных в качестве туроператоров на сайте Федерального агентства по туризму, за последние годы уверенно растёт. Все они нуждаются в высококвалифицированных кадрах, для которых хорошее образование – одна из основных составляющих успешной карьеры, при этом гармонизация подготовки кадров для туристской индустрии и тенденций развития туризма в России требует соответствующих мероприятий.

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)» туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1].

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности РФ на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации её туристского потенциала, являются:

- слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);

- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Целью Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)» является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. При этом достижение цели Программы будет обеспечиваться решением трёх основных задач: «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации»; «Повышение качества туристских услуг»; «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках».

Для решения задачи 2 планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)». Проведение мероприятий планируется за счёт привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Таким образом, кадровая составляющая туристской индустрии является важным направлением развития отечественного туристского бизнеса.

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы», утверждённая распоряжением № 163-р Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г., определяет стратегическую цель государственной политики в области образования: «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [2].

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров и т.д.

Более того, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» отмечается, что дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке. Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования дополнительного образования бизнесом, а также практика использования в дополнительном образовании механизмов государственно-частного партнёрства» [2].

Таким образом, следует отметить, что повышение квалификации кадров туристской индустрии является центральной задачей программных документов в области развития как туризма, так и образования.

Анализ содержания и направленности туристского образования возможен только с позиций устойчивого понимания сущности туристской деятельности.

Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Однако при всём существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно – профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определённой области профессиональной деятельности. Именно эти параметры и являются значимыми для сферы профессионального образования.

Структура профессиональной деятельности может быть задана разными способами, самым детальным образом она характеризуется через описание рабочих мест, необходимых для осуществления полного технологического цикла туристского обслуживания. Но наиболее важной характеристикой структуры профессиональной деятельности является профессионально-квалификационная структура кадров туризма, которая определяется специализацией туристских предприятий и типом территориальной организации туристской деятельности. При этом под типом территориальной организации туристской деятельности понимаются региональные закономерности размещения рабочих мест в различных сегментах туристского обслуживания: индустрии туризма, индустрии гостеприимства, индустрии досуга. Профессиональный аспект структуры кадров облегчает группировку профессий по квалификациям необходимого труда, технологическим и методическим функциям, разрядам и должностям работников. Основой для выделения профессионально-квалификационных групп, работающих в туристской индустрии, является неоднородность труда в туризме.

Первым определение и классификацию профессионально-квалифи-кационной структуры кадров туризма предложил В.А. Квартальнов (1993), который выделил шесть профессионально-квалификационных групп кадров, работающих в туристско-экскурсионных организациях, чья специфика определяется неоднородностью труда в туризме (табл. 1). Эти различия связаны с разделением труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Для определения сущности социально-экономической неоднородности труда используются такие понятия, как «качество труда», «сложность труда», «содержание и характер труда».

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.