Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-экономического анализа в системе управления деятельностью туристского предприятия

Схемы взаимодействия туроператора с поставщиками туристских услуг

После идентификации поставщиков, основываясь на целях формируемого турпродукта, туроператор принимает решение о возможных схемах взаимного сотрудничества по организации турпродукта с идентифицированными им поставщиками. Количество поставщиков туристских услуг напрямую зависит от типа организации тура.

Таблица 1 – Сравнительный анализ количества поставщиков туристских услуг при разработке турпродукта

Прямая организация туров Организация туров через meet-компанию
1. Основной перевозчик, доставляющий туристов к месту отдыха и обратно (авиакомпания, железная дорога, судовладелец, автотранспортная организация) 1. Основной перевозчик, доставляющий туристов к месту отдыха и обратно (авиакомпания, железная дорога, судовладелец, автотранспортная организация)
2. Средство размещения + предприятия общественного питания 2. Meet-компания, предлагающая полный пакет наземного обслуживания
3. Второстепенный перевозчик (организующий перевозки в месте и во время отдыха: трансфер, экскурсионное обслуживание), который может совпадать с основным, а может быть отдельным
4. Экскурсионное бюро
5. Досуговые организации
6. Организация визовой поддержки 3. Организация визовой поддержки
7. Страховая компания 4. Страховая компания

 

Схемы сотрудничества с поставщиками услуг должны быть документально оформлены. Документирование чаще всего осуществляется в подписании договоров (контрактов) о совместной работе туроператора и определённого поставщика туристских услуг.

Договоры между туроператором и поставщиками туристских услуг подписываются в двух (или более) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. С иностранным поставщиком туристских услуг договор заключается на двух языках (может применяться параллельный перевод в тексте контракта).

Туроператор обязан иметь договоры с поставщиками абсолютно всех услуг, включенных в турпродукт.

Схемы работы туроператора с гостиницами и другими средствами размещения.

По причине того, что услуги гостиниц и других средств размещения являются турообразующими, выбранная туроператором стратегия в построении взаимоотношений существенно определяет возможности туроператора в установлении цены на турпродукт, его конкурентные преимущества.

Существующие схемы сотрудничества туроператора с гостиницами и другими средствами размещения можно условно разбить на две группы (табл. 2).

Таблица 2 – Схемы сотрудничества туроператора с гостиницами и другими средствами размещения

Риск продажи гостиничных номеров у туроператора Без переноса риска продажи гостиничных номеров к туроператору
аренда приоритетное бронирование
приобретение блоков комнат на условиях комитмента повышенная комиссия
приобретение блоков комнат на условиях элотмента работа по разовым заявкам
безотзывное бронирование  

 

Аренда гостиницы подразумевает обмен права владельца на пользование гостиничными номерами, на уплачиваемую туроператором (разово или периодически) сумму арендной платы. В ряде случаев стоимость гостиничных номеров, продаваемых туроператору на условиях аренды, может быть на 40-60% ниже планировавшейся цены койко-места в соответствующем сезоне. Во время аренды гостиницы менеджмент обязан продолжать управление гостиницей, контролировать оказание заявленных услуг гостям (уборка номеров, смена белья, сервис комнат, работа всей гостиничной инфраструктуры по оказанию дополнительных услуг), оплачивать в полном объёме коммунальные платежи, налоговые сборы, платежи, и т.д. Единственным исключением является его полное невмешательство в процедуру бронирования номеров и расчётов с гостями (кроме оплаты гостями дополнительных услуг, стоимость которых не входит в цену аренды, например, пользование залом или бассейном), которыми на протяжении всего срока аренды занимается туроператор.

Размер арендной платы зависит от ряда факторов:

1. Категория гостиницы, её месторасположение и популярность.

2. Категории арендуемых гостиничных номеров.

3. Размер номерного фонда арендуемой гостиницы.

4. Срок аренды.

5. Условия оплаты арендной платы.

6. Оговоренное количество и качество дополнительных услуг.

7. Динамичность предлагаемого туроператором графика заезда постояльцев.

8. Степень участия туроператора в усовершенствовании гостиничного сервиса.

Получив в аренду гостиницу, туроператор реализует гостиничные номера одним из трех способов:

1. реализация комнат на рынке туроператора в составе предлагаемых им турпродуктов.

2. реализация только услуг арендованной гостиницы на рынке туроператора в качестве так называемого наземного обслуживания, включаемого в турпродукты других туроператоров.

3. реализация комнат при самой гостинице. Это наименее выгодный и наиболее рискованный способ продажи гостиничных номеров. Туроператор прибегает к нему только в экстренных случаях, когда его возможностей на собственном рынке не хватает для полной загрузки арендуемой гостиницы, и комнаты начинают простаивать.

В случае приобретения блоков мест на условиях комитмента, тур-оператор имеет возможность выбирать количество номеров, риск за продажи которых он готов принять на себя, регулируя его, основываясь на собственном опыте работы, возможности продаж, эффективности функционирования агентской сети. Во-вторых, покупка блоков одновременно в нескольких гостиницах дает туроператору возможность расширять ассортимент своих турпродуктов, ориентируя их на различные сегменты туристского рынка.

Комитмент-условия приобретения блоков состоят в полной или частичной (не менее 50 %) предоплате заявленного количества номеров непосредственно перед сезоном, а также практической невозможности туроператора отказаться от заявленного блока до истечения срока комитмента.

Блок мест – есть количественно и временно ограниченная совокупность койко-мест в гостинице, материальную ответственность за продажу которых перед гостиницей несет туроператор. Любой блок мест имеет следующие характеристики:

- количество номеров и их категория;

- длительность блока мест;

- размер дисконта, предоставляемого гостиницей (величина скидки с каждого койко-дня проживания, объясняемая переходом риска простоя номеров с гостиницы на туроператора).

Покупка блоков мест на условиях элотментапредполагает, чтотуроператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить оплату гостинице непосредственно перед каждым заездом туристов. При элотменте стороны договариваются о планируемом блоке, гостиница ставит номера туроператора в постоянную резервацию. Обычно за 7-14 дней до момента заезда туристов, туроператор информирует гостиницу о личности заезжающих и передает необходимую сумму оплаты.

В случае жесткого блока мест, размер оплаты за элотменты постоянный, не зависящий от реального количества заезжающих (туроператор оплачивает свой блок за срок типового заезда). Если блок мест мягкий, туроператору может быть предоставлена возможность не оплачивать пустующие номера, либо наоборот, увеличить количество резервируемых комнат на срок определённого заезда, в случае улучшения конъюнктуры туристского рынка.

Таблица 3 – Классификация блоков мест

Критерий Блок мест Содержание
В зависимости от условий продажи строго фиксированный   Туроператор приобретает конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору о покупке блока.
свободно фиксированный Туроператор приобретает комнаты конкретной категории или вместимости без указания их номера.
В зависимости от степени принимаемого туроператором риска жесткий подразумевает полную материальную ответственность туроператора за продажу заявленного и оплаченного блока в течение всего срока бронирования.
мягкий подразумевается условия работы, дающие возможность отказа за определённое время до заезда (обычно 7-14 дней) от части или от целого блока, в случае, если реальный объём продаж туроператора оказался значительно меньше планировавшегося
В зависимости от размера эксклюзивные в случае если размер блока превышает половину номерного фонда гостиницы
  крупные размер блока 50-30 % номерного фонда гостиницы
  значительные 29-15% номерного фонда гостиницы
  незначтельные до 15% номерного фонда

 

В практике работы туроператоров с гостиницами комитмент- и элотмент-условия зачастую сочетаются и дополняют друг друга. Так, оценивая собственные условия по отправке туристов, туроператор обычно приобретает комитментов на 20–30 % от размера регулярных отправлений, добирая остальной объём элотментами.

Менее рискованной формой сотрудничества туроператоров с гостиницами является работа на условиях безотзывного бронирования, предполагающая резервирование туроператором определённого блока номеров на сравнительно небольшой временной период (на праздничные, либо на другие пиковые даты) с указанием в заявке крайнего срока оплаты брони. Отказ туроператора от забронированных номеров без уплаты штрафных санкций невозможен. Гарантии своевременной оплаты брони не позднее срока, указанного в заявке на резервирование, подкрепляются (по требованию гостиницы) соответствующим гарантийным письмом.

Безотзывное бронирование бывает двух видов:

- строго фиксированное – резервирование номеров на конкретные даты без возможности туроператора изменять даты или длительность заездов;

- пролонгируемое бронирование – это безотзывное бронирование, при котором туроператор имеет возможность перенести на более поздний срок даты заезда без уплаты гостинице штрафных санкций.

Работа на условиях повышенной комиссии – это резервирование и оплата номера (места) под конкретного, согласного с условиями турпродукта, внесшего предоплату или даже полностью оплатившего стоимость услуг туриста. В этих случаях принято говорить не о дисконте, а о комиссионном вознаграждении туроператора со стороны гостиницы.

Комиссионные вознаграждения (комиссия) – есть определённый размер (обычно в процентном выражении) стоимости номера, устанавливаемый в гостинице, формирующий доход туроператора с каждого проданного койко-места.

Туроператору логично выбирать форму сотрудничества на условиях комиссии если:

- услуги данной гостиницы входят в состав индивидуальных турпродуктов;

- гостиница имеет высочайшую популярность среди туристов;

- средняя стоимость услуг гостиницы чрезмерно высока.

Работа на условиях приоритетного бронированияимеет не столько экономический смысл, сколько представляет собой фактор, значительно облегчающий повседневную работу туроператора, связанную с разовым бронированием номеров в гостинице. Под этой формой сотрудничества туроператора и гостиницы подразумевается, что последняя просматривает и подтверждает заявки туроператора вне очереди и с максимальным приоритетом. Право приоритетного бронирования обычно ничем не оформляется, в большинстве случаев им наделяют туроператоров, имеющих положительный опыт работы с данной гостиницей, налаженные личные связи с гостиницей.

Разовые заявки на условиях стандартной комиссии – это наиболее примитивная форма сотрудничества гостиницы и туроператора, несвязанная ни с принятием оператором определённых обязанностей или риска, ни с предоставлением гостиницей дополнительных скидок.

Работа по разовым заявкам на практике может строиться двумя способами:

- с оплатой услуг туроператору;

- с оплатой услуг на месте.

В первом случае оператор принимает от туриста полную оплату гостиничных услуг и до истечения установленного в подтверждении бронирования срока оплачивает счет гостиницы, оставляя себе размер своих комиссионных. Во втором случае расчёт туриста и гостиницы происходит непосредственно в гостинице, при этом размер комиссионного вознаграждения автоматически зачисляется на специально открытый для туроператора счет в гостинице. По истечении определённого срока (обычно раз в месяц) работниками туроператора и гостиницы составляется акт сверки выполненных работ, в котором отмечается сумма комиссионного вознаграждения туроператора за истекший период. Обозначенная сумма переводится либо на счет туроператора, либо может накапливаться.

Договор с предприятием общественного питания. Договор заключается с предприятием общественного питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в договор с гостиницей. Это может иметь место на маршрутных турах и др.

В договоре должны быть отражены:

- количество единовременно обслуживаемых туристов;

- регулярность и величина заказов;

- вид питания (шведский стол, обслуживание и т. д.);

- примерные варианты меню;

- примерные цены на различные рационы питания;

- скидки на большое количество туристов или на постоянное обеспечение посетителей;

- сроки подачи заявок на питание;

- предельные сроки снятия заказа без предъявления штрафных санкций;

- материальная ответственность за срыв питания с той или другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

Схемы работы туроператора с перевозчиками

Взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 «Перевозка»); Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2 (с изменениями 18.07.2000 № 75); Уставом автомобильного транспорта.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

В соответствии со ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.

Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены - то требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, туроператор обычно несет расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:

- марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);

- цены и тарифы;

- графики и сроки работы автотранспорта;

- маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;

- сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

- сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

- материальную ответственность АТП за срыв подачи автотранспорта на обслуживание туристов;

- материальную ответственность туроператора за срыв использования автотранспорта;

- максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;

- максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;

- основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;

- скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Так, решением Европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором – тахографом. Этот аналог «черного ящика» на самолетах – прибор, контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на тахограммы. Пункт о наличии в туристском автобусе тахографа также включается в контракт с автотранспортным предприятием. Данный пункт, а также наличие листов поездки также должны быть оговорены в контракте с АТП при организации европейских маршрутов.

Взаимоотношения с авиакомпанией.Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1977 г. (ред. от 18.07.2009 № 179 – ФЗ), а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила). Договорные взаимоотношения с авиаперевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 «Перевозка»).

Таблица 4 – Виды договоров с авиакомпаниями

Договор Особенности Содержание
     
Договор на квоту мест на регуляр-ных авиарей-сах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет на условия договора. При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест несет туроператор, независимо от причины не реализации. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туроператора от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или её другими агентами. - график функционирования турпродуктов в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения; - количество туристов в каждой группе (квота мест); - сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов; - сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок); - виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов; - скидки и льготы на квоту мест; - порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
Агентс-кое соглаше-ние с авиаком-панией   Туроператор получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туроператор выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании. В этом случае авиакомпания в лице туроператора имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под турпродукты билетов именно этой авиакомпании).   - кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков; - вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования; - объёмы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально – по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж; - пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей); - по чьей цене продаются авиабилеты (по цене авиакомпании или по цене агентства (чаще всего по цене авиакомпании); - цены и тарифы продаж авиабилетов; - условия оплаты авиабилетов – предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов); - размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа); - сроки и регулярность подачи отчётов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация; - размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. долл.); - членство в IATA.
Чартер (фрахтование) При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту. - вид (марка) самолета; - число мест, подлежащих продаже; - стоимость аренды самолета; - маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия; - срок действия договора (сезон, год и т. д.); - регулярность совершения авиарейсов; возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

 

В силу популярности чартерных программ рассмотрим их подробнее. Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты – первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозя новых, так как он уже за ними не вернется (т.е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Здесь действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, снижает и перевозочный тариф.

Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением баланса после каждого полета.

Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях перевозчика перед пассажиром. Практика чартерных программ показывает, что браться за их организацию имеет смысл только тогда, когда за 4-5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Рейсы обычно выполняются 1-2 раза в неделю и совсем редко – с периодичностью в 10 дней или в 2 недели.

Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов. Следует заметить, что в сезон реально можно организовать 20 заездов (при еженедельных полетах). Однако чартер можно пускать и с частотой 2 раза в неделю. Тогда количество полетов за сезон возрастает до 40.

Таблица 5 – Виды чартерных программ

Чартерная программа Сущность программы
Разовые с отстоем Чартер, рассчитанный на единичный вывоз и дальнейший возврат туристов.
Шаттл-чартеры Применяются при построении чартерной цепочки, то есть периодичных (обычно кратных неделе, или 10 дням) полетов в одном и том же направлении, в течение сезона
Сплит-чартеры Организация перевозок, при которой на одном участке пути пассажиры летят регулярными авиалиниями, на оставшейся – чартерными. Обычно применяются на вылете из аэропорта, не имеющего обширную сеть регулярных авиарейсов, в более значительный воздушный узел, откуда пассажирам просто и удобно летать в любые направления чартерными или регулярными линиями.
Поли-чартерная перевозка Оба стыкуемых рейса, используемых в перевозке являются чартерными. В связи с этим организация поли-чартерной перевозки требует координированных действий двух туроператоров – заказчиков чартерных программ.
Транзит-чартеры Чартерная перевозка, обычно организуемая несколькими, расположенными в различных регионах туроператорами (или филиалами одного туроператора), подразумевающая промежуточную посадку в третьем аэропорту с целью принятия на борт туристов, направляющихся на отдых в дестинацию рейса.

 

В Российской Федерациивзаимоотношения туроператоров и железных дорог обычно строятся по трём схемам.

Таблица 6 – Схемы взаимоотношения туроператора и железных дорог

Схема Содержание
   
продажа железнодорожных билетов в офисе туроператора Получение туроператором права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов – процедура, требующая подписания соответствующего договора. Операторы, претендующие на получение права продажи железнодорожных билетов должны соответствовать целому ряду определённых требований, среди которых: - наличие оборудованного места продажи билетов (офис, билетная стойка, сейф, кнопка вызова тревожной сигнализации); - наличие разрешенных в использование терминалов АСУ «Экспресс», оборудованных модулем информационной безопасности, технически пригодных для реализации железнодорожных проездных документов; - наличие доступа в сеть Интернет, выделенную телефонную линию; - опытный и прошедший обучение персонал; - наличие финансовых гарантий деятельности.
По предварительной заявке для перевозки организованных групп пассажиров (не менее 10 человек) В соответствии с п. 29 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажажелезные дороги осуществляют по предварительным заявкам юридических лиц продажу проездных документов для перевозок организованных групп пассажиров (не менее 10 человек) на поезда дальнего следования. В заявке указывается: - наименование юридического лица, - количество мест, - номер поезда, - тип вагона, - дата выезда, - станция отправления и станция назначения. К заявке прикладывается в двух экземплярах пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов документов, удостоверяющих личность, руководителя группы и пассажиров. За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп школьников и детей с юридических лиц взимается сбор 25 руб. за каждое место, с других организованных групп пассажиров – 100 руб. за каждое место. При отказе от выделенных мест полученный сбор не возвращается. Юридическое лицо оформляет заказанные проездные документы, оплатив стоимость проезда наличными деньгами или по безналичному расчёту, не позднее срока, установленного железной дорогой. При оформлении проездного документа в нем указывается фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка группы пассажиров ставится отметка пункта оформления проездного документа. Один экземпляр списка остается в пункте оформления проездных документов, а второй предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд. Если в установленный срок проездные документы не оформляются, заявка аннулируется. В случае предъявления юридическим лицом заявки на проездные документы менее чем за 10 суток до отправления поезда, стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.
организация туристских поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование туроператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по определённому маршруту за определённую плату. Фрахтование вагонов может быть двух видов: - прицепные вагоны, как составная часть поезда, осуществляющего перевозки пассажиров по расписанию; - туристские поезда – в этом случае туроператор самостоятельно фрахтует целый состав, по его договоренности с управлением железной дороги утверждается маршрут и расписание движения самостоятельного поезда.

Взаимодействия туроператоров и судовладельцев.Путешествия туристов по водным пространствам регламентируются Афинской конвенцией «О перевозке морем пассажиров и багажа» (от 1974г.) и Международной конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и багажа» (1967г.). Согласно конвенции перевозчиком является лицо, которым (или от имени которого) заключен договор перевозки пассажиров, независимо от того, осуществляется ли фактическая перевозка им самим или заменяющим его перевозчиком.

Организаторами (заказчиками) круиза согласно конвенции могут выступать:

- судоходные компании – владельцы лайнера ли их дочерние компании;

- иные заинтересованные организации, в том числе и в коммерческих интересах.

Среди последних наиболее активными субъектами (определяющими тенденции круизных рынков) являются туроператоры. Туроператоры фрахтуют судно с командой и обслуживающим персоналом для выполнения определённого маршрута, при этом они полностью принимают на себя риск непродажи кают на маршруте, оплачивая стоимость фрахта судовладельцу задолго до выполнения круиза. Договор фрахта определяет статус перевозчика и туроператора в ходе подготовки и проведения круиза. Предметом такого договора является обязанность перевозчика безопасно для жизни туристов и их имущества реализовать водное путешествие по указанному маршруту и графику движения, предоставляя им в пути все оговоренные дополнительные услуги (питание, работа элементов инфраструктуры развлечений, посадку и высадку в портах следования и т.д.), с другой стороны, туроператор принимает на себя обязанность уплаты стоимости фрахта в указанный в договоре срок.

Взаимоотношения туроператора с туристским предприятием, оказывающим экскурсионные услуги.

Взаимоотношения с туристским предприятием, оказывающим экскурсионные услуги, осуществляются на основании договора, который должен включать:

- наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.);

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- цены на экскурсии;

- количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

- материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине туристского предприятия, оказывающего экскурсионные услуги или туроператора).

Взаимоотношения туроператора с музеем.

Взаимоотношения с музеем осуществляются на основании договора, который должен включать:

- варианты экскурсий и их тематику;

- количество экскурсантов в группе;

- цены на экскурсии (дифференцированно – на групповые и индивидуальные, по возрастам и т. д.);

- скидки на групповое посещение музея;

- сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

- сроки отмены заявок;

- материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

Взаимоотношения туроператора со страховой компанией.

Прежде чем заключить договор с той или иной страховой компанией, туроператор должен удостовериться в её надежности (финансовой устойчивости, платежеспособности, величине и структуре страхового портфеля) и качестве обслуживания.

Существенные условия договора страхования (ст. 942 ГК РФ)

1. При заключении договора имущественного страхования (напр., страхование багажа) между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определённом имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

2. При заключении договора личного страхования (напр., страхование жизни и здоровья туриста) между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) о застрахованном лице;

2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Критерии выбора страховой компании:

- ознакомиться с учредительными документами: проверить устав, свидетельство о регистрации, лицензию, Баланс за предыдущий год и последний квартал, а также результаты аудиторской проверки;

- проанализировать список учредителей и размер уставного капитала;

- произвести анализ баланса (по возможности);

- связаться с Департаментом страхового надзора Минфина РФ по телефону и перепроверить полученную информацию;

- ознакомиться с предлагаемой страховой «программой-минимумом»;

- ознакомиться с печатными материалами, предоставляемыми туристам и обратить внимание на его доступность;

- проанализировать информацию о сервисной компании.

Визовая поддержка туристов.

Так как на рынке действуют туроператоры по направлениям: выездной туризм (инициативная форма туроперейтинга) и въездной туризм (рецептивная форма туроперейтинга), порядок паспортно-визовых формальностей у тех и других отличается в зависимости от их деятельности.

Рассмотрим последовательно правила визовой поддержки и в том, и в другом случае.

Отношения, возникающие между отечественными туроператорами и выезжающими за пределы РФ туристами, регулируются Федеральными законами РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной границе Российской Федерации», согласно принципам, которых российский гражданин не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящими федеральными законами.

Визу выдают консульские учреждения соответствующей страны (или группы стран) за границей (иногда – прямо на границе при въезде). Документы на получение визы и саму визу можно получить либо в консульском учреждении самостоятельно, либо, если запрашивается туристская виза – через аккредитованного в посольстве туроператора.

Перечень документов для получения аккредитации туроператором в разных консульских учреждениях может отличаться, но в самом общем виде выглядит следующим образом (на примере требований консульства Чехии):

1. Свидетельство о регистрации компании в Едином федеральном реестре туроператоров (международный туризм) – нотариально заверенная копия.

2. Подробное информационное письмо о компании:

- история, деятельность, опыт работы в туризме,

- ожидаемый поток туристов в Чехию (ежемесячно), аккредитация в посольствах других государств (приложить копии),

- должностные лица,

- контактный телефон, адрес, е-mail, факс, интернет-сайт,

- контактное лицо для сотрудничества с консульским отделом ПЧР (ведущий менеджер по Чехии).

3. Список курьеров (не более 3 человек) с приложением двух фотографий (3х4 см) и копии паспорта (личные данные и регистрация по месту жительства) каждого.

4. Список чешских партнёров, с которыми туроператор имеет действующие договоры (надо приложить нотариально заверенную копию действующего договора на 2009 год, если договор заключен раньше или на неограниченный срок, необходимо приложить письмо от чешского партнера подтверждающее, что договор действителен) и нотариально заверенные копии регистрационных документов (выписка из торгового регистра, лицензия) чешских партнеров.

5. Устав – нотариально заверенная копия.

Аккредитуют туроператора обычно на срок до одного года, максимум – до двух. Некоторые консульские учреждения не требуют аккредитации (напр. Корея), туроператоры работают с ними в явочном порядке, но это скорее исключение, чем правило.

Тенденция последнего времени – открытие на территории России визовых центров. Данные центры выполняют функции посредников при оформлении визы. Все чаще туроператоры предпочитают не аккредитовываться при консульских учреждениях, а пользоваться услугами визовых центров, которые в большинстве своем предлагают услуги по оформлению только туристских виз. Подача запроса на визу в визовый центр является платной услугой.

Взаимоотношения туроператоров, специализирующихся на направлении «выездной туризм» и российских консульских загранучреждений.

С 01.02.2009 г. в соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2007 № 635 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» МИД РФ прекратил принимать документы юридических лиц (туроператоров) для присвоения им учётных номеров (референс-номеров), дающих право оформлять визы иностранным туристам в российских консульских загранучреждениях.

Для юридических лиц (туроператоров), сведения о которых в единый федеральный реестр туроператоров вносятся впервые с 01.02.2009 г. в качестве учётного номера, дающего право оформлять визы иностранным туристам в российских консульских загранучреждениях, будет являться присвоенный Ростуризмом (www.russiatourism.ru) реестровый номер (МВТ, шестизначный номер). Номер начинает действовать в течение трёх рабочих дней со дня опубликования данных о туроператоре на сайте Ростуризма.

В случае исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров, присвоенный ранее МИД России учётный номер аннулируется.

После присвоения туристского референс-номера российский туроператор оформляет для своих туристов визовые подтверждения на бланках единой формы «Подтверждения о приеме иностранного туриста (группы туристов)», заверенныхподписью ответственного лица и скрепленных печатью российского туроператора, в которых указывается её референс-номер. Подтверждения о приеме иностранного туриста (группы иностранных туристов) направляются туроператором иностранному партнеру или иностранцу и вместе с другими документамиявляются основанием для выдачи туристских виз.

Схемы взаимодействия туроператора с meet-компанией

Репрезентативная форма сотрудничества туроператора с иностранным курортом заключается в доверении «наземного обслуживания» туристов иностранному партнеру, так называемой meet-компании (или принимающей стороне). Meet-компании – это, соответственно, иностранные принимающие туроператоры. Применение в туроперейтинге услуг иностранных принимающих компаний позволяет избежать трудностей, связанных с бронированием гостиниц, трансферов, экскурсионных программ (то есть, всех входящих в состав турпродукта услуг поставщиков). Отношения между туристским оператором и meet-компанией документируются посредством оформления договора о взаимном сотрудничестве. В этих договорах определяется статус (права и обязанности) как туроператора, так и его иностранного партнера.

Важным пунктом договора о сотрудничестве туроператоров является поведение сторон в случае отказа туристов от поездки после бронирования и оплаты туроператором «наземного обслуживания». Обычно в этом случае уплаченные оператором meet-компании деньги за минусом штрафа (при отказе менее чем за определённый договором срок) остаются на депозите туроператора и идут в зачет будущим туристам или группам.

Все схемы сотрудничества оператора с иностранным партнером можно условно разбить на три категории: работа по разовым заявкам, работа на условиях квотирования и туристский кредит.

Таблица 7 – Схемы взаимоотношения туроператора с meet-компаний

   
разовые заявки это наиболее простая в организации и наименее рискованная для туроператора форма взаимного сотрудничества, при которой туроператор заказывает организацию «наземного обслуживания» под конкретного туриста, который уже внес предоплату за турпродукт. В этом случае туроператор обязан сделать предварительный запрос. В случае подтверждения meet-компанией заявленных условий турпродукта, туроператор обязан оплатить в указанный в подтверждении заявки срок всю необходимую сумму денежных средств (в рублях или валюте), после чего meet-компания высылает туроператору ваучер (документ на поселение), который вместе с подтверждающими личность документами турист и предъявляет в аэропорту курорта сотрудникам meet-компании.
работа на условиях квоты   Смысл квоты в этом случае сводится к тому, что meet-компания до определённого момента времени (например, за три-пять дней до заезда следующей группы туристов) держит на брони определённое количество мест в средствах размещения различной категории или в конкретных в средствах размещения для туристов туроператора. При такой схеме сотрудничества оператор уверен в гарантированном предоставлении ему «наземного обслуживания» и может не тратить силы и время на дополнительный запрос информации о наличии мест в средствах размещения на курортах. Квоты бывают нескольких видов: - безотзывные и отзывные (безотзывные квоты предполагают невозможность отказа от них без наступления штрафных санкций, применяются meet-компаниями в пиковые сезоны и в отношении наиболее популярных и известных средств размещения); - разовые или цикличные (разовая квота применяется однократно в отношении конкретного планируемого заезда, цикличная же квота обычно распространяется на более длительный срок, охватывающий более одного заезда туристов на место отдыха); - строго и свободно фиксируемые (строго – название средства размещения, свободно фиксируемая – категория средства размещения).
туристский кредит форма сотрудничества туроператора и meet-компании, имеющих значительный и многолетний опыт совместной работы (когда обе стороны уверены в порядочности друг друга). Целью туристского кредита является значительное упрощение расчётов между сторонами, а также различные скидки на стоимость услуг meet-компаний. Смысл туристского кредита состоит в переводе определённой части валютных средств на счета иностранного партнера (сумма устанавливается на основании планирования объёма работы туроператора, может колебаться от десятков тысяч до миллионов долларов) до начала сезона (формируется депозит туроператора). Дальнейшая работа сторон строится на погашении этого туристского кредита meet-компанией (она организует «наземное обслуживание» поставляемых туроператором туристов в зачет оплаченной им суммы). Ежемесячно (или даже чаще, в зависимости от объёмов совместной работы) стороны составляют акт объёма выполненных работ, в котором определяется сумма стоимости услуг, оказанных meet-компанией оператору и величина остатка на депозите оператора. Остаток на депозите, «непогашенный» туроператором, может либо возвращаться по окончании сезона, либо автоматически переноситься на будущий сезон.

 

В современных экономических условиях для большинства организаций являются приоритетными вопросы улучшения финансового состояния, упрочнения своих позиций на рынке и максимизация прибыли. Для реализации всех перечисленных факторов необходима эффективная система управления финансами организации. Управление организацией базируется на трех основных составляющих:

- планирование (бюджетирование) процессов;

- регулирование процессов;

- собственно управление процессами.

Взаимосвязь всех процессов в организации обеспечивает финансово-экономический анализ.

Целью финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности организации является оценка его текущего финансового состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу для повышения прибыльности и упрочнения позиций на рынке. Для определения роли финансово-экономического анализа в системе управления организацией необходимо остановиться на определении сущности, основных параметров, задач и целей анализа.

Финансово-экономический анализ можно охарактеризовать как инструмент управления организацией. Этот вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Процесс принятия решений состоит из трех этапов:

1. Информационное обеспечение.

2. Анализ.

3. Непосредственно принятие решения.

Исходя из этого, финансово-экономический анализ занимает промежуточное место между этапом информационного обеспечения и принятием управленческих решений, тем самым обосновывая тот факт, что финансово-экономический анализ является связующим звеном.

Сущностью финансово-экономического анализа является информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений с целью эффективного управления бизнесом. Финансово-экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке информационно-аналитической базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений. Адекватный и оперативный подбор информации, научно обоснованные методы анализа этой информации обеспечат наиболее оптимальные и правильные решения для эффективного управления организацией. В настоящее время, помимо широко используемых методов традиционного финансово-экономического анализа деятельности организации по балансовым показателям (традиционные методы российского анализа), представленных в табл. 1, широко применяются и внедряются зарубежные методики анализа, адаптированные к современным условиям хозяйствования на российском рынке. Среди них можно отметить: бенчмаркинг, ABC-метод, SWOT-анализ.

 

 

Таблица 1 – Основные традиционные методы финансово-экономического анализа по балансовым показателям

Метод финансово-экономического анализа Характеристика метода
Горизонтальный анализ Сравнение каждой позиции отчетности с позицией в предыдущем периоде (период может быть равен как одному году, так и другому периоду, в зависимости от того, какие промежутки времени деятельности организации требуется сравнить)
Трендовый анализ На основании сравнения позиции отчетности с позицией в предыдущем периоде выявляется тенденция динамики основных показателей. Данный вид анализа позволяет сформировать возможные значения показателей в будущем
Вертикальный анализ Данный вид анализа определяет структуру итоговых финансовых показателей, выявляя при этом каждую позицию в сравнении с предыдущим периодом
Анализ относительных показателей (коэффициентов) Данный вид анализа основан на соотношении взаимосвязанных позиций разных форм бухгалтерской отчетности
Сравнительный анализ Анализ проводится по внутренним показателям по различным видам деятельности (отделам, департаментам) в сравнении с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и средними общеэкономическими данными
Факторный анализ Анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель

Для финансово-экономического анализа необходимо выделить его основные черты:

1. Исследование экономических явлений, факторов и причин, обусловивших их.

2. Объективная оценка эффективности хозяйственной деятельности.

3. Научное обоснование бизнес-планов, контроль за ходом их выполнения.

4. Выявление внутрихозяйственных резервов, изучение и обобщение конкретного опыта.

Содержание и основная целевая установка финансово-экономического анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Таким образом, можно конкретизировать цели финансово-экономического анализа следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2 – Цели финансово-экономического анализа

Финансово-экономический анализ Цели
Определения текущего финансового состояния организации
Определения изменений в финансовом состоянии в структурно-временном аспекте
Определение факторов, вызвавших эти изменения
Прогноз основных тенденций финансового состояния

Цели анализа достигаются путем решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. То есть задачи финансового анализа это конкретизация целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа (см.табл. 3).

Таблица 3 – Основные задачи финансового анализа

Финансово-экономический анализ Задачи
Определение имущественного состояния организации, стоимости имущества и изменений в нем
Оценка ликвидации и финансовой устойчивости организации
Оценка достаточности капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, оценка потребности в дополнительных источниках финансирования
Оценка оборотного капитала, выявление причин изменения суммы оборотного капитала за отчетный период
Оценка оборачиваемости оборотного капитала и установление факторов ускорения (замедления) его оборачиваемости
Оценка платежеспособности и кредитоспособности: рассмотрение использования предприятием права на кредитование, обеспеченности и эффективности кредита. То есть оценка степени предпринимательского риска, в частности, возможности погашения обязательства перед третьими лицами
Изучение состояния и динамики расчетно-платежной дисциплины на предприятии, проверка выполнения обязательств по платежам бюджету и банкам
Оценка обоснованности и политики распределения прибыли
Поиск и выявление резервов повышения эффективности функционирования организации на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики
Разработка рекомендаций и мероприятий по использованию выявленных резервов и по укреплению финансового положения организации

Объектом финансово-экономического анализа является хозяйственная деятельность организаций, рассматриваемая во взаимодействии со всеми аспектами деятельности, экономические (финансовые) результаты хозяйственной деятельности: активы и пассивы организации, объемы реализованной продукции, себестоимость, прибыль и т.д.

Информация, которая получается при исследовании предмета и непосредственно объектов финансово-экономического анализа, востребована различными группами пользователей, то есть субъектами финансового анализа.

Субъектов финансово-экономического анализа, то есть группы, для которых необходима информация финансового анализа, можно разделить на две категории:

1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации (см. табл. 4).

2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации. Это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности организации, но должны по договору защищать интересы первой категории пользователей результатов финансового анализа. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

Перечень перечисленных потребителей финансово-экономического анализа показывает, что в нем нуждаются все участники экономического процесса. Особенно необходимость в этих данных проявляется на современном этапе развития экономики и рынка в нашей стране.

Совокупность задач, целей, основных параметров финансово-экономического анализа является одним из важных составляющих всей системы управления организацией. Это достигается посредством научного обоснования для всех участников экономического планирования, регулирования, принимаемых управленческих решений.

Таким образом, финансово-экономический анализ является связующим звеном между всеми процессами управления организацией, обеспечивая эффективное функционирование на рынке и в конкурентной среде.

 

Таблица 4 – Группы, для которых необходима информация финансового анализа

Субъекты финансово-экономического анализа Информация, необходимая для субъектов
Собственники средств организации Им нужно иметь информацию по увеличению или уменьшению доли собственного капитала, оценке эффективности использования ресурсов администрацией организации и, конечно же, по финансовой устойчивости организации
Заимодавцы, кредиторы (банки и др.) Для информации о целесообразности продления кредита, условиях кредитования, гарантиях возврата кредита
Поставщики Их интересует наличие ресурсов для оплаты поставок
Клиенты (покупатели) Для оценки обоснованности цен на товары, регулярности и условий поставок в связи с финансовым состоянием
Общество, налоговые органы, статистические органы Их интересы это сбор налогов сполна и вовремя, статистические обобщения
Персонал организации Их интересы это возможности увеличения заработной платы и других форм поощрений
Руководство, администрация Для оценки эффективности производственной и финансовой деятельности, принятия управленческих решений

 

Литература:

1. Богомолова Е.В., «Современное состояние методологической базы экономического анализа на предприятиях торговли детскими товарами г. Москвы», - Материалы конференции «Румянцевские чтения. Экономика, государство и общество в XXI веке», Москва, 2005 г.

2. Ришар Ж. Аудит и анализ хоз. деятельности организации / Пер. с франц.: Под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

3. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М. Финансы и статистика, 2005.

4.4 SWOT-анализ в деятельности туристского предприятия [26]

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает "Сила", "Слабость", "Возможности", "Угрозы". С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент стратегического планирования для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

Как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Матрица SWOT.

  возможности угрозы
сильные стороны СИВ СИУ
слабые стороны СЛВ СЛУ

 

В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы стратегического планирования, такие как матрица БКГ[27] и т.д. Информация для стратегического планирования представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов стратегического анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз.

Также, в процессе выполнения SWOT анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 2 – 4.

Таблица 2 – Матрица возможностей.

вероятность использования возможностей влияние
сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ

 

Таблица 3 – Матрица угроз

вероятность использования возможностей влияние
  разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ

Таблица 4 – Составление профиля среды.

фактор среды важность для отрасли A влияние на организацию B направление влияния C степень важности D=A*B*C
1 2 3 …        

 

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT анализ стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную стратегическую информацию.

Для избежания указанных ошибок и извлечения максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо выполнять следующие несложные правила.

Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ – это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

В табл. 5 приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).

Таблица 5 – Показатели, необходимые для проведения SWOT анализа.

Показатели внешней среды Показатели непосредственного окружения Показатели внутренней среды компании
Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции Международные факторы -
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизненный цикл турпродукта | Лекция: ожоги и отморожения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.