Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психологии и ее основные задачи




Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы:

1. Предмет психологии и ее основные задачи.

2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.

3. Общая методология психологии и ее основные принципы.

Литература:

Основная – 8,с.5-85; 18,с.5-28; 13,с.5-44.

Дополнительная – 1, 9, 17, 21, 27, 30, 31.

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-

века, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы

двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин-

тимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит,

определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой.

Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях,

поступках).

Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в про-

странстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, бу-

дущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день,

строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, со-

хранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – ду-

ша, психика; logos -- знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль-

ном значении «психология» -- это знание о психике, наука, изучающая ее.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском

богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом

Вольфом.

Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъек-

тивное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также жи-

вотным) для активной деятельности и управления своим поведением.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и

проявления психики и сознания человека.

Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предме-

том – явления, закономерности и механизмы психики.

Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наи-

более распространенным. Оно используется для обозначения психической,

«душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства

психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии –

конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность ти-

пичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, по-

знания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др.

Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пыта-

лись дать этому объяснение, поэтому история психологического знания доста-

точно длительна. В ней можно выделить несколько основных этапов, которым

соответствовали определенные представления о предмете психологии:

1-й этап – психология как наука о душе, когда (более 2-х тысяч лет назад)

мыслители того времени все непонятные явления пытались объяснить наличи-

ем души. Например, Аристотель выделял растительную, животную и разум-

ную душу, материалист Демокрит считал, что душа состоит из особых более

тонких чем физические тела атомов, идеалист Платон считал, что душа иде-

альна и не имеет ничего общего с материей.

2-й этап (начался с ХУII в.) – психология как наука о сознании. При этом

под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Видней-

шими представителями этого этапа были западноевропейские ученые Р. Де-

карт, Д. Локк и др.

3-й этап (начался в ХХ в.) – психология как наука о поведении. При этом

задачей психологии является наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. пове-

дение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, при этом

не учитывались. Основоположниками данного этапа были американские уче-

ные Д. Уотсон, Э. Торндайк и др.

4-й этап (современный) – психология как наука, изучающая факты (явле-

ния), закономерности и механизмы психики, основывающаяся на базе материа-

листического взгляда на мир.

Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый

сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое пси-

хикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя(в психологии слива-

ются объект и субъект познания), кроме того, психология имеет уникальное

практическое значение для любого человека, так как позволяет:

а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;

б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и

всем своим поведением;

в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их

соотношение проявляется в следующем:

• житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к

конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, по-

зволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;

• житейские психологические знания обычно носят интуитивный харак-

тер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более

рационально, осознанно и целенаправленно;

• житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные воз-

можности для передачи информации, так как житейский опыт -- конкретный и

интуитивный;

• научная психология располагает уникальным фактическим материалом,

не доступным ни одному носителю житейской психологии;

• в научной психологии в отличие от житейской используется более

фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний.

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и

деятельности людей.

История развития психологии как самостоятельной науки представляет со-

бой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного,

что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тес-

но связанной с другими областями знаний: философией, естественными наука-

ми и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей за-

дачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные аб-

страктно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявле-

ния, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры,

личность, индивидуальность, деятельность и др.

Эти отдельные проекции целостной психологии человека использовались в

качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные науч-

ные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей ка-

тегории и одностороннего представления о природе психического создавала

собственное представление о человеке.

Важнейшими из таких направлений являются следующие:

б ихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка-

тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци-

ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции,

внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому на-

блюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рас-

сматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воз-

действия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.