Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характери-




зующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ре-

бенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей ак-

тивности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предло-

женной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом

этих взаимоотношений.

Следовательно, основное отличие свойств личности состоит в том, что они

характеризуют человека как субъекта общественно трудовой деятельности.

Однако любое психическое свойство человека необходимо для того, чтобы

быть субъектом деятельности. Например, такие особенности психических по-

знавательных процессов как наблюдательность, скорость запоминания и вос-

произведения, сообразительность и т. д. характеризуют человека как субъекта

деятельности. Под психическими же свойствами личности понимают не все

эти свойства, а только те из них, которые не только необходимы, но и доста-

точны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовых отно-

шений. К ним относят направленность личности, характер и способности. Важ-

нейшими особенностями личности являются ее индивидуальность и психиче-

ский склад.

Под индивидуальностью понимается неповторимое сочетание психоло-

гических особенностей человека (его характера, темперамента, особенностей

психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов дея-

тельности, сформировавшихся способностей и многого другого). Личность –

настолько сложная система, характеризующаяся таким огромным количеством

психологических особенностей, которые к тому же достаточно динамичны, что

не может быть и речи о том, что могут быть две абсолютно одинаковые лично-

сти. Иными словами, каждая личность – это всегда индивидуальность, то есть

неповторимая и уникальная система.

При непрерывном изменении психических состояний (чувств, желаний,

мыслей и т.п.), при варьировании поведения в зависимости от ролей, которые

играет человек в различных социальных группах и разных жизненных ситуаци-

ях, его поведение характеризуется относительно постоянной особенностью, ко-

торую можно назвать психическим складом личности.

Психический склад личности – это сочетание психологических особен-

ностей (черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих

интересов и т.п.), которые образуют у каждого человека устойчивое единство.

Индивидуальность и психический склад личности – это не одно и то же,

индивидуальность подчеркивает особенность, неповторимость каждой лично-

сти, а психический склад – единство психических особенностей конкретной

личности.

Психический склад личности – это относительно постоянная характери-

стика человека, он может изменяться при изменении внешних условий.

Относительно устойчивые и относительно изменчивые особенности лич-

ности образуют ее динамическую структуру как сложное единство черт лично-

сти в их цельности и взаимосвязи.

Название под-

структуры

Элементы под-

структуры

Соотношение

социального и

биологического

Виды

формирования

Направленность

личности

Убеждения,

мировоззрение,

интересы,

идеалы,

стремления,

желания

Биологическо-

го почти нет Воспитание

Опыт

Привычки,

знания,

умения,

навыки

Значительно

больше соци-

ального

Обучение

Особенности

психических

процессов

Воля, чувства и

эмоции, ощу-

щение, воспри-

ятие, мышле-

ние, память

Чаще больше

социального Упражнения

Биопсихические

свойства

Темперамент,

половые,

возрастные

свойства

Социального

почти нет Тренировка

Рис. 3.1 Динамическая структура личности (по К.К. Платонову).

Одним из важнейших вопросов психологии является вопрос о соотноше-

нии биологического и социального начал в структуре личности человека.

Теории, выделяющие в личности человека две основные подструктуры,

сформированные под воздействием двух факторов – биологического и соци-

ального, занимают в психологии личности значительное место. Например,

А.Ф.Лазурским (1924) была выдвинута мысль о том, что личность человека

имеет эндопсихическую и экзопсихическую организацию. Эндопсихические

проявления выражают внутреннюю взаимозависимость психических элемен-

тов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, опреде-

ляемой нервно-психической организацией человека. К эндопсихике А.Ф. Ла-

зурский относит всю «совокупность таких основных психических (психофи-

зиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, вни-

мание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная

возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуман-

ность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п. Содержание эк-

зопсихических проявлений составляет «отношение личности к внешним объ-

ектам, к среде, причем понятие «среды» или «объектов» берется в самом широ-

ком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит лично-

сти, и к чему личность может так или иначе относится; сюда входит и природа,

и материальные вещи, и люди, и социальные группы, и духовные блага – наука,

искусство, религия – и даже душевная жизнь самого человека, поскольку по-

следняя также может быть объектом известного отношения со стороны лично-

сти (А.Ф.Лазурский, 1924). «Эндопсихика» имеет природную основу и обу-

словлена биологически, экзопсихика, напротив, определяется социальным фак-

тором.

Большинство западных теорий личности исходят из схемы детерминации

развития личности под влиянием двух факторов – среды и наследственности.

Двухфакторная модель взята за основу структуры личности в психоанализе

З.Фрейда, индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии

А.Маслоу, бихевиоризме и многих других теориях. Современные многофак-

торные теории личности (Р.Кеттел) в конечном счете сводят строение личности

к проекциям все тех же основных факторов – биологического и социального.

В современной отечественной психологии развивается деятельностный

подход, в рамках которого исследователи (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,

Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, А.Г.Асмолов и др.) строят свои теории личности.

В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъек-

том исторического процесса. Биологические свойства человека рассматривают-

ся в ней как «безличные» предпосылки развития личности (А.Г.Асмолов,

А.В.Петровский, 1993), которая не может сохранять их как структуру, рядопо-

ложенную и равноправную социальной подструктуре. Природные предпосылки

развития индивида, его эндокринная и нервная системы, телесная организация,

преимущества и дефекты его физического склада очень интенсивно влияют на

формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако

биологическое, входя в личность человека, преобразовывается, становясь куль-

турным, социальным.

Структура личности формируется под влиянием двух групп факторов:

биологических, или природных, и социальных, или общественных.

Многочисленные наблюдения и исследования убедительно доказали, что

для того, чтобы сформировалась личность, должны быть обеспечены два усло-

вия: необходимо иметь биологическую, природную, наследственную человече-

скую основу (первое условие), которая будет развиваться и формироваться в

реальном социальном окружении (второе условие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.