Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды эмоций

Эмоциональные проявления у человека делятся на аффекты, собственно

эмоции, чувства, настроения и стресс.

Рис. 5.3. Виды эмоций

Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полно-

стью охватывает психику человека, как бы соединяя главный раздражитель со

всеми второстепенными, в результате возникает обобщенный аффективный

комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая

сопутствующие ассоциации и движения.

Эмоции

Настроение

Длительное эмоциональное состояние, обычно не

слишком интенсивное, не имеющее существенных ко-

лебаний.

Аффект

Предельно выраженная, наиболее интенсивная, но

кратковременная эмоция.

Собственно

эмоции

Ситуативные переживания, выражающие отношение к

складывающимся или возможным ситуациям.

Чувство

Наиболее устойчивое эмоциональное состояние,

имеющее ярко выраженный предметный характер.

Стресс

Психическое состояние общего возбуждения и психи-

ческого напряжения при деятельности в трудных, не-

обычных или экстремальных условиях.

Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщен-

ность, большая интенсивность и малая продолжительность. В таком состоянии

у человека резко изменяется внимание (оно концентрируется только на раздра-

жителе), нарушается мышление, человек не может сосредоточиться и предви-

деть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невоз-

можным.

Аффект захватывает человека целиком, он может получить выход в дея-

тельность, направленную на объект-раздражитель или на другие объекты, или

привести к пассивной форме переживания, но в любом случае он ослабляет че-

ловека до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Примерами

аффекта могут быть паника, ужас, полное отчаяние, безудержная радость и т.п.

В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего

конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стрем-

лениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые

предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями

выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при

неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего не-

ожиданно сложившихся ситуаций.

Собственно эмоции (ситуативные эмоции), в отличие от аффектов - бо-

лее длительные и менее интенсивные состояния. Они – реакция не только на

события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты

возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуа-

ции, то эмоции имеются к началу действия и предвосхищают результат. Они

носят опережающий характер, отражая события в форме субъективной обоб-

щенной оценки. Конкретных видов собственно эмоций может быть достаточно

много, в русском языке существует более 100 слов, используемых для их обо-

значения__________.

Чувства – еще более длительные, чем эмоции и устойчивые состояния,

имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое

отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Конкретная

отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чув-

ство вообще, безотносительно к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, че-

ловек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязан-

ности или поклонения.

Настроения - самые длительные эмоциональные состояния, окрашиваю-

щие поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при раз-

ных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручаю-

щей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и

уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное на-

строение, далеко не всегда осознается.

В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение является эмо-

циональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных собы-

тий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов,

интересов, ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, оказы-

вают влияния на непосредственные эмоциональные реакции на происходящие

события.

В зависимости от того насколько осознаются причины, вызвавшие то или

иное настроение, оно переживается либо как некоторый общий эмоциональный

фон (приподнятое или подавленное настроение), либо как четко идентифици-

руемое состояние (скука, печаль, радость).

Очень важно уметь контролировать свое настроение, находить и использо-

вать способы его сознательной коррекции. Беспричинные колебания настрое-

ния могут быть связаны с такими свойствами человека, как повышенная тре-

вожность, эмоциональность, неустойчивость.

Стресс – комплексная психологическая и физиологическая реакция орга-

низма на мощное проявление эмоций в результате неблагоприятных воздейст-

вий разного u1088 рода (холода, усталости, страха, унижения, боли и т.п.). Она одно-

типна на различные раздражители, при этом интенсивность развивающейся

адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от

личностной значимости действующего фактора.

Стресс вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. С биологи-

ческой точки зрения стресс – это адаптационный синдром, то есть своеобразная

защитная реакция организма, с помощью которой он как бы мобилизует свои

ресурсы в ответ на неблагоприятные воздействия. Слабые воздействия не при-

водят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние воздействующего

фактора (стрессора) превосходит приспособительные возможности организма.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные

гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и

систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертывае-

мость крови, изменяются защитные свойства организма. В результате – орга-

низм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным спо-

собом приспособиться к ней.

Стрессорами могут быть и физические раздражители, как реально дейст-

вующие, так и вероятностные. Человек реагирует не только на действительную

физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими

стрессорами являются необходимость принятия ответственных решений, быст-

рой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, конфликты, не-

удовлетворительные темпы продвижения по службе и т.п., при этом для воз-

никновения стресса большое значение имеет осознание человеком своей ответ-

ственности за себя, за окружающих его людей, его установка на свою роль в

создавшейся ситуации.

Стресс включает в себя три фазы. Первая фаза – фаза мобилизации за-

щитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкрет-

ному травмирующему воздействию. У большинства людей к концу первой фа-

зы отмечается повышение u1088 работоспособности. Вслед за первой наступает вто-

рая фаза – сбалансированного расхода адаптационных резервов организма –

стабилизация. Если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью

резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.

Стресс – это обязательная составная часть жизни каждого человека, его

нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспосо-

бительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухуд-

шения самочувствия и даже заболевания – соматические и невротические.

Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних

людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продол-

жает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассив-

ная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»).

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса забо-

леваниями. Многие виды воздействий, приводящие к стрессу, вызывают у лю-

дей гипертоническую и язвенную болезни, а также инфаркт, инсульт, стенокар-

дию, сердечную аритмию и т.д.

Существует связь между соматическими заболеваниями человека и его

личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором

он живет и работает.

Если человек обладает повышенным уровнем притязаний и стремится за-

нять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то

он в большей мере подвержен сердечно-сосудистой патологии.

У лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимо-

стью к своему ближайшему окружению часто развивается гипертония. К этой

болезни могут приводить также ситуации, которые не дают человеку возмож-

ности успешно бороться за признание собственной личности окружающими,

исключающие чувство удовлетворения в процессе самоутверждения, когда че-

ловека подавляют, игнорируют, когда у человека развивается чувство постоян-

ного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно

«проглатывать обиду».

Люди с завышенной самооценкой, которая приводит порой к индивидуа-

лизму, неудовлетворенности своим положением (профессией, должностью),

конфликтности, пристрастию к выяснению отношений, склонны к сердечно-

сосудистым заболеваниям.

Люди с пониженной самооценкой, которая сопровождается чрезмерной

ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, повы-

шенной тревожностью и одновременно с этим повышенной исполнительно-

стью, обостренным чувством долга, повышенной требовательностью к себе и

стремлением сделать значительно больше, чем реально могут, склонны к яз-

венным болезням.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности явля-

ются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают

кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям,

психические следствия эмоциональных перенапряжений – неврозы.

Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке

сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Кон-

фликт между необходимостью разрешить жизненную ситуацию и невозможно-

стью это сделать, поскольку неизвестно как, часто приводит к неврозу, то есть

такому состоянию, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам

из внешней и внутренней среды. При этом человек становится плаксивым, не-

терпеливым, у него возникают болевые ощущения в ответ на сигналы из внут-

ренней среды, которые ранее не воспринимались.

В основе большинства неврозов лежат внутренний конфликт, ощущение

своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая

человека ситуация. Переживания становятся источником неврозов лишь в том

случае, если они особо значимы, занимают центральное место в системе отно-

шений личности к действительности.

Лечение неврозов заключается прежде всего в попытке помочь человеку

разобраться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те компоненты

ситуации, которые представляются ему неразрешимыми, и переориентировать

его в направлении развития активной и адекватной жизненной позиции.

Громадное значение для психологического и физического здоровья имеет

эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зави-

сит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах,

мимике, поступках. Общаясь с людьми, невольно «заряжаешься» их оптимиз-

мом или унынием. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмо-

сферы, способствующими продуктивной совместной деятельности людей, яв-

ляются внимание, доброжелательность, проявление взаимных симпатий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тельными реакциями (мимикой, жестикуляцией и др.) | Управление эмоциями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.