Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка физической подготовленности людей разного возраста по результатам 12-минутного бегового теста




(по К.Куперу, 1987)

 

Оценка Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин
физической     Возраст, лет  
под гото штенности          
  13-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Мужчины
Очень плохо Меньше 2.1 Меньше 1,95 Меньше 1,9 Меньше 1,8 Меньше 1,65 Меньше 1,4
Плохо 2,1-2,2 1,95-2,1 1,9-2,1 1,8-2,0 1,65-1,85 1,4-1,6
Удовлетворится ьно 2,2-2,5 2,1-2,4 2,1-2,3 2,0-2,2 1,85-2,1 1,6-1,9
Хорошо 2,5-2,75 2,4-2,6 2,3-2,5 2,2-2,45 2,1-2,3 1,9-2,1
Отлично 2,75-3,0 2,6-2,8 2,5-2,7 2,45-2,6 2,3-2,5 2,1-2,4
Превосходно Больше 3,0 Больше 2,8 Больше 2,7 Больше 2,6 Больше 2,5 Больше 2,4
Женщины
Очень плохо Меньше 1,6 Меньше 1,55 Меньше 1,5 Меньше 1,4 Меньше 1,35 Меньше 1,25
Плохо 1,6-1,9 1,55-1,8 1,5-1,7 1,4-1,7 1,35-1,5 1,25-1,35
Удоалетворител ьно 1,9-2,1 1,8-1,9 1,7-1,9 1,6-1,8 1,5-1,7 1,4-1,55
Хорошо 2,1-2,3 1,9-2,1 1,9-2,0 1,8-2,0 1,7-1,9 1,6-1,7
Отлично 2,3-2,4 2,15-2,3 2,1-2,2 2,0-2,1 1,9-2,0 1,75-1,9
Преиосходно Больше 2,4 Больше 2,3 Больше 2,2 Больше 2,1 Больше 2,0 Больше 1,9

\

Чтобы проверить соответствие нормы массы тела, можно воспользоваться весоростовым индексом Кетле:

Масса тела (в г)

Длина тела (в см)

Нормальным считается такой вес, когда на 1 см длины тела приходится у мужчин 350—400 г, у женщин — 325—375 г. Масса тела недостаточна при значениях индекса меньше 300 и чрезмер­на при величине показателя более 500 г на см роста (длины тела).

При занятиях физическими упражнениями важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на физические упражнения. f Мышцы обладают важными физиологическими свойствами: воз- ■ будимостью и сократимостью. Сократимость мышц, а значит, и мышечную силу можно измерить. В практике обычно измеряется сила кисти ручным динамометром и высчитывается так называе­мый силовой индекс путем деления величины силы (показанной на динамометре) на массу тела. Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70—75% массы тела, у женщин — 50—60%. Напри­мер, сила правой кисти равна 52 кг, а масса тела — 76 кг, тогда силовой индекс для кисти равен:

4|Ю0% = 68,4%.

Наиболее удобная форма самоконтроля при занятиях физичес­кими упражнениями — это ведение специального дневника, в котором фиксируются следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими упраж­нениями, переносимость занятия, болевые ощущения и др.

Глава 15. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЖИЛОМ И СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ

15.1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте

К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у жен­щин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается стар­ший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изме­нения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.

Старение организма характеризуется следующими функцио­нальными изменениями (рис. 21, 22. 23, 24).


100%

8D%

40%

 

30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90
Возраст, лет возраст, лет Возраст, лет Возраст, лет

Рис. 21. Ослабление функций организма с возрастом

 

Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сер­дечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасывае­мой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, про­свет уменьшается, в результате чего повышается артериальное дав­ление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба).

Возрастные изменения вдыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхатель­ных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, умень­шением легочной вентиляции. Максимальное потребление кисло­рода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам со­ставляет 50% от уровня 20 лет (П.О.Астранд, 1969).

Возрастные изменения в мышечной системе и связочном ап­парате выражаются в:

13.5
Мужчины
6 3,0
S 2,5
'2.0

ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при
неправильном дозировании физических нагрузок может привести
к разрыву мышечных волокон и связок;

—уменьшении величины проявляемой силы;

—замедленном переходе
мышц из состояния рас­
слабления в напряженное
состояние и наоборот;

—уменьшении объема
мышц (мышцы становятся
дряблыми).

1.5
1.0
0.5
 
60 70 Возраст, лет Рис. 22. Максимальное потребление кис­лорода в зависимости от возраста
 
 

Инволюционные изме­нения происходят и в нерв­ной системе, что выража­ется в затрудненном обра­зовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариатив­ности.



  1—^.          
          Жет lUHbl
             
        Мужчи    
             
 
M
8 150 к о
 
 
20 30 40 Возраст, лет
 
Рис. 23. Изменение максимальной часто­ты сердечных сокращений с возрастом

Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении ра­ботоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точно­сти двигательных действий, менее совершенной становит­ся координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.

Инволюционные измене-

ния, их темп и интенсивность во многом определяются как характе­ром физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.

Главенствующей социальной функцией физического воспита­ния людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.

Основные задачи направленного использования средств физи­ческого воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]:

1) содействовать творческому долголетию, сохранению или
восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные ин­
волюционные изменения, обеспечив расширение функциональ­
ных возможностей организма и сохранение его работоспособ­
ности;

2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме­
ний и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформиро­
вать необходимые;

3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного
применения средств физического воспитания; последовательно
воплощать эти знания в практические умения.

 
||130 3 В)
 
*» 110.
 
20 30
40 50 60 Возраст, лет
Рис. 24. Возрастные измене­ния артериального давления в среднем у населения (/) и в группе, включаюшей 107 хорошо тренированных спортсменов (2) (по Г.Меллеровичу)

Частные оздоровительные и до­полнительные задачи (например, ук­репление опорно-двигательного ап­парата, улучшение осанки, улучше­ние деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сер­дечко-сосудистой и дыхательной си­стем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от воз­раста, характера трудовой деятельно­сти, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической под­готовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.


 



15.2. Содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Средства физического воспитания. В пожилом и старшем возрас­те эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются фи­зические упражнения, оздоровительные силы природы и гигие­нические факторы.

Основными средствами воздействия на организм людей пожи­лого и старшего возраста служат физические упражнения, кото­рые не только способствуют поддержанию систем опорно-двига­тельного аппарата на достаточно высоком функциональном уров­не, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда­вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют срав­нительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления функ­ций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрас­те относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Спе­циальные комплексы гимнастических упражнений (без предме­тов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункцио-нальные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку.

В общеоздоровителъных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожи­лом и старшем возрасте широко используются дозированная ходь­ба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения цикличес­кого характера. Эффективными являются такие циклические уп­ражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсивно­стью, приводящей к легкому утомлению.

Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, тен­нис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения.

1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упраж­нений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кис­лородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усилен­ной работе.


2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на
высоком уровне его работоспособность.

3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым
по^тоянное массирующее воздействие на внутренние органы
(пищеварительный тракт, печень и др.).

В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избран­ный видом спорта (например, спортсмены-ветераны) и участво-вагь в соревнованиях различного уровня (первенство города, стра­ны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе.

Формы организации занятий. Физическое воспитание людей и старшего возраста проводится на самодеятельных на- и осуществляется при различных формах организации заня­тий" коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристс­кие походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия в группах здоровья и секциях обшей физической подго­товки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструк­торов-метод истов лреимущественно на открытом воздухе по оп­ределенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжи­тельность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 Ш(Н, с течением времени продолжительность занятий увеличива­ется до 60—75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед-декной врабатываем остью и приспосабливаем остью стареющего организма к физическим нагрузкам.

В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гим­настика; аэробные упражнения циклического характера умерен­ной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздорови- тельный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражне­ния, но с ограничением тренировочных натрузок и соревнований

и ДР-

Человек, самостоятельно занимающийся физическими упраж­нениями с целью укрепления и сохранет^я здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен у>1еть подобрать с помощью методической литературы или опи­раясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.

Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и пони­жать сущность физической тренировки, основные механизмы по­лучения тренировочного эффекта.

Методические основы занятий. Для большинства занятий в груп­пах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.